Решение б/н Решение и предписание в отношении ИП <.С.> от 31 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«31» августа 2017 г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе, 22 августа 2017 года, рассмотрев дело № 9-Р/17 от 04.08.2017г., возбужденное в отношении ИП <…>, по факту распространения в г.Горно-Алтайске рекламы: «Новосибирская клиника «Х-LAB» Лечение зависимостей пищевая, алкогольная г.Горно-Алтайск +7-923-112-9-211 www.9211.ru» с признаками нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <…> (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В ходе государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАС по РА установлен факт распространения в г.Горно-Алтайске на автобусных билетах рекламы Новосибирской клиники «X-LAB», следующего содержания: «Новосибирская клиника «Х-LAB» Лечение зависимостей пищевая, алкогольная г.Горно-Алтайск +7-923-112-9-211 www.9211.ru». (билет №009097 приобщен к материалам дела).
30.06.2017г. на запрос УФАС по РА ИП <…> представлены пояснения (вх. № 2154), согласно которым он 15.03.2017 г. принял у ИП <…> автобусные билеты для распространения в количестве 10 тысяч штук на основании акта № 19 от 15.05.2017г.
10.07.2017г. на запрос УФАС по РА ИП <…> представлены пояснения (вх. № 2299), согласно которым он заключил договор от 03.05.2017г. №29 с ИП <…> об оказании рекламных услуг, по которому ИП <…> 15.05.2017г. передал ИП <…> автобусные билеты в количестве 10 тысяч штук на которых размещена рекламная информация.
17.07.2017г. ИП <…> на запрос УФАС по РА представил пояснения (вх. № 2391), согласно которым отсутствие пометки в рекламе является результатом невнимательности дизайнера.
Проведя анализ договора от 03.05.2017г. № 29 Управлением установлено, что исполнитель (ИП <…>) обязуется изготовить билеты с рекламной информацией заказчика (ИП <…>), организовать и контролировать распространение этих билетов. В договоре также прописана ответственность сторон, где заказчик (ИП <…>) представляет рекламную информацию, в которой указываются достоверные и добросовестные рекламные сведения.
Таким образом, распространение вышеуказанной рекламы на билетах свидетельствует, что ее рекламодателем является ИП <…>, рекламопроизводителем является ИП <…>, а распространителем является ИП <…>
В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38ФЗ «О рекламе», определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 04.08.2017 г. возбуждено дело № 9-Р/17 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 22.08.2017г. Данное определение было направлено предпринимателю посредством электронной почты и заказным письмом с уведомлением.
К назначенному времени рассмотрения дела № 9-Р/17 от 04.08.2017г. ответчик не явился.
Согласно пункту 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Согласно отчету об отправлении электронной почты определение о возбуждении дела № 9-Р/17 от 04.08.2017г. было получено ответчиком ИП <…> 04.08.2017г. в 12:12 часов.
Согласно почтовому уведомлению № 64900011089460 08.08.2017г. в 12:52 часов была неудачная попытка вручения почтовой корреспонденции с определением о возбуждении дела № 9-Р/17 от 04.08.2017 г. ИП <…>.
ИП <…> представил в адрес УФАС по РА ходатайство (вх. №2702 от 10.08.2017г.) о рассмотрении дела в его отсутствие.
В связи с чем, Комиссией УФАС по РА принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП <…>
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая на автобусных билетах в г. Горно-Алтайске информация об услугах, оказываемых Новосибирской клиникой «X-LAB», является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и формирование интереса к объекту рекламирования - медицинским услугам, что способствует продвижению их на рынке.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В свою очередь, под диагностикой, понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7), под лечением - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 данного закона).
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих специальных методов.
В соответствии с приложением к приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» услуга врача психиатра-нарколога относится к медицинской услуге, код услуги В01.036.001 – прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный. Услуга психотерапии относится к медицинской услуге код услуги А13.29.008.
Системный анализ приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» позволяет сделать вывод, что рекламируемая услуга по лечению алкогольной и пищевой зависимостей является медицинской услугой.
На территории Российской Федерации порядок и условия рекламирования лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники определены статьей 24 Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рекламе «Новосибирская клиника «Х-LAB» Лечение зависимостей пищевая, алкогольная г.Горно-Алтайск +7-923-112-9-211 www.9211.ru» отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
ИП <…> оказывает медицинские услуги на основании лицензии №ЛО-04-01-000086 от 26.04.2011г.
В рекламе «Новосибирская клиника «Х-LAB» Лечение зависимостей пищевая, алкогольная г.Горно-Алтайск +7-923-112-9-211 www.9211.ru» указана недостоверная информация о лице, оказывающем медицинские услуги, так как услуги оказывает ИП <…>, а не Новосибирская клиника «X-LAB», как указано в рекламе (лицензия выдана ИП <…>., а не клинике).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно условиям договора от 03.05.2017г. № 29 исполнитель (ИП <…>) обязуется изготовить билеты с рекламной информацией заказчика (ИП <…>), организовать и контролировать распространение этих билетов. В договоре также прописана ответственность сторон, где заказчик (ИП <…>) представляет рекламную информацию, в которой указываются достоверные и добросовестные рекламные сведения.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что ее рекламодателем является ИП <…> (ОГРН 310547612400319, ИНН 540787829877).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах реклама: «Новосибирская клиника «Х-LAB» Лечение зависимостей пищевая, алкогольная г.Горно-Алтайск +7-923-112-9-211 www.9211.ru», распространенная в г.Горно-Алтайске на автобусных билетах, является ненадлежащей, так как она противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия руководствовалась тем фактом, что у УФАС по РА отсутствуют сведения о прекращении распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг на автобусных билетах в г. Горно-Алтайске. В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать ИП <…>. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг: «Новосибирская клиника «Х-LAB» Лечение зависимостей пищевая, алкогольная г.Горно-Алтайск +7-923-112-9-211 www.9211.ru», распространяемую в г.Горно-Алтайске на автобусных билетах, так как она противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
2. В целях прекращения нарушения рекламного законодательства выдать ИП <…>. предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства, путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы,либо внесения изменений в рекламу, а именно:
1) предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
2) достоверной информации о лице, оказывающем медицинские услуги (ИП <…>, а не клиника X-LAB).
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лица, допустившего нарушения рекламного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу № 9-Р/17 от 04.08.2017г.
31 августа 2017г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 31.08.2017г. по делу № 9-Р/17 от 04.08.2017г. о признании ИП <…> нарушившим пункт 20 части 3 статьи 5, часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с распространением в г.Горно-Алтайске ненадлежащей рекламы медицинских услуг на автобусных билетах, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений рекламного законодательства (пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе») ИП <…> необходимо в срок до 10.09.2017г. внести изменения в рекламу «Новосибирская клиника «Х-LAB» Лечение зависимостей пищевая, алкогольная г.Горно-Алтайск +7-923-112-9-211 www.9211.ru», а именно:
1) предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
2) достоверную информацию о лице, оказывающем медицинские услуги; либо прекратить распространение в г.Горно-Алтайске данной рекламы.
Направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай информацию об исполнения предписания до 01.10.2017г.