Решение №004/06/33-372/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/33-372/2022 о нарушении законодател... от 28 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/33-372/2022

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«28» декабря 2022 года                                                                     г. Горно-Алтайск

                

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

- «…»,

в присутствии представителей заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай «…», «…», с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай «...», представителя ИП «...», представителя участника закупки АО «ИРТЕХ» «…», рассмотрев жалобу ИП «…» на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай»,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 21.12.2022г. поступила жалоба ИП «…» (вх. № 5539) на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай».

Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям п. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013г.                     № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  а именно: 1) в описании объекта закупки указано, что на третьем этапе исполнения контракта предусматривается одновременно проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний, что является нарушением ГОСТ Р59792-2021; 2) проведение обучения предусмотрено на втором этапе работ, тогда как система не прошла испытаний, не устранены замечания (при наличии); 3) срок исполнения контракта недостаточен для выполнения работ, что противоречит ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приёмочных работ 11 (одиннадцати) подсистем в течение 10 (десяти) рабочих дней не представляется возможным); 4) функциональность системы дублирует имеющиеся у заказчика автоматизированные информационные системы в составе Регионального сегмента, документация о закупке не предусматривает такого способа исполнения контракта, как переработка (модификация) имеющейся у заказчика автоматизированной информационной системы; 5) в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, приказа Минцифры России от 17.12.2020 № 715 не применены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем; 6) в извещении №0177200000922004732 указан неверный код ОКПД2.

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком Министерством образования и науки Республики Алтай, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай представлены письменные возражения (вх. №5586 от 22.12.2022г., вх. №5670 от 27.12.2022г.).

27.12.2022г. поступили письменные возражения АО «ИРТЕХ» (вх. №5674), согласно которым Общество считает доводы жалобы ИП «…» необоснованными.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заявителя поддержала доводы, указанные в жалобе.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, заявителя, заинтересованного лица, установила следующее.

08.12.2022г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай». Начальная (максимальная) цена контракта                  8650000,00 руб. Заказчиком является Министерство образования и науки Республики Алтай.

14.12.2022г. заказчиком, с учетом поступивших запросов о разъяснении, внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 и в прилагаемые к извещению документы.

Согласно протоколу подведения итогов от 21.12.2022г. на участие в закупке №0177200000922004732 поступила одна заявка с идентификационным номером №113217404.

1) Заявитель в жалобе указывает, что согласно ГОСТу Р 59792-2021  предварительные испытания, опытная эксплуатация и приемочные испытания проводятся не одновременно, а последовательно.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 данного закона.

Пунктом 3.3 ГОСТа Р 59792-2021 «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем» предусмотрено, что для автоматизированных систем устанавливают следующие основные виды испытаний: предварительные, опытная эксплуатация, приемочные.

Разделом 3 технического задания (приложение к извещению №0177200000922004732) «Содержание работ по поставке и внедрению в эксплуатацию автоматизированной системы управления сферой образования Республики Алтай» (далее – АСУ СО РА, Система) на 3 этапе предусмотрены последовательное выполнение следующих работ: предварительные испытания программного обеспечения, опытная эксплуатация программного обеспечения, приемочные испытания программного обеспечения.

Таким образом, раздел 3 технического задания не содержит требований к одновременному проведению предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний.

Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

2) Заявитель в жалобе указывает, что проведение обучения предусмотрено на втором этапе работ, тогда как система не прошла испытаний, не устранены замечания (при их наличии).

Пунктом 3.9 ГОСТ Р 59792-2021 предусмотрено, что предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых технических и программных средств автоматизированной системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала с эксплуатационной документацией.

Пунктом 3.10 ГОСТ Р 59792-2021 также определено, что опытную эксплуатацию автоматизированной системы проводят с целью, в том числе для определения готовности пользователей и персонала к работе в условиях функционирования системы.

Разделом 3 технического задания  «Содержание работ по поставке и внедрению в эксплуатацию АСУ СО РА» на 2 этапе предусмотрено: 1) проведение дистанционных обучающих вебинаров/семинаров (по согласованию с заказчиком) для администраторов и операторов Системы, а также сотрудников ДОО; 2) проведение дистанционных обучающих вебинаров/семинаров (по согласованию с заказчиком) для  администраторов и операторов Системы, а также сотрудников ООО; 3) проведение дистанционных обучающих вебинаров/семинаров (по согласованию с заказчиком) для   администраторов и операторов Системы, а также сотрудников ПОО.

Таким образом, ГОСТом Р 59792-2021 предусмотрено, что при выполнении работ по внедрению АС обучение персонала проводится до проведения работ по предварительным испытаниям, опытной эксплуатации и приемочных испытаний.

Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

3) Заявитель в жалобе указывает, что срок исполнения контракта недостаточен для выполнения работ (проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приёмочных работ 11 (одиннадцати) подсистем в течение 10 (десяти) рабочих дней не представляется возможным).

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 данного закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 данного закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

Разделом 3 технического задания «Содержание работ по поставке и внедрению в эксплуатацию АСУ СО РА» установлен срок выполнения работ: 10 (десять) рабочих дней с даты приемки работ заказчиком по второму этапу.

Согласно письменным пояснениям Министерства образования и науки Республики Алтай (вх. №5670 от 27.12.2022г.), установление срока проведения испытаний в пределах 10 рабочих дней с даты приемки работ по второму этапу является правом заказчика и не влечет нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании комиссии представитель АО «ИРТЕХ» пояснил, что 10  рабочих дней достаточно для выполнения данных видов работ: исходя из практики работы Общества, возможно выполнение работ в более короткие сроки.

Законом о контрактной системе не установлено требований к сроку выполнения работ, заказчик вправе установить любой разумный срок выполнения работ в зависимости от своих потребностей.

Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

4) Заявитель в жалобе указывает, что функциональность системы дублирует имеющиеся у заказчика автоматизированные информационные системы в составе регионального сегмента, документация о закупке не предусматривает такого способа исполнения контракта, как переработка (модификация) имеющейся у заказчика автоматизированной информационной системы.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных данным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона.

Согласно письменным пояснениям Министерства образования и науки Республики Алтай (вх. №5670 от 27.12.2022г.), 01.10.2015г. ими был проведен электронный аукцион №0177200000915001899 на поставку программно-аппаратного комплекса регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам. Закупки №0177200000922004732, №0177200000915001899 направлены на удовлетворение различных потребностей заказчика. Объектом закупки №0177200000922004732 выступает выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай». АСУ СО РА включает в себя 11 (одиннадцать) подсистем. Внедрение системы направлено на удовлетворение потребностей заказчика в комплексной автоматизации деятельности образовательных учреждений, формировании единого информационного пространства в сфере образования Республики Алтай, предоставления в электронной форме услуг в сфере образования. В соответствии с закупкой №0177200000915001899 осуществлялась поставка программно-аппаратного комплекса регионального сегмента в единой федеральной межведомственной системе учета контингента, обучающегося по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам. АИС по закупке №0177200000915001899 включает в себя набор оборудования в следующем составе: АИС «Электронная школа» Республики Алтай; АИС «Электронный колледж» Республики Алтай; АИС «Электронное дополнительное образование» Республики Алтай; АИС «Контингент обучающихся» Республики Алтай. Таким образом, АИС по закупке №0177200000915001899 предназначена исключительно для обеспечения предоставления услуг по учету контингента обучающихся в Республике Алтай, их персональных данных, не предназначена для комплексного управления сферой образования Республики Алтай. Переработка (модификация) уже установленного программного обеспечения АИС по закупке №0177200000915001899 не является рациональным способом достижения целей заказчика ввиду отличного предмета по указанным заявителем аукционам.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика по описанию объекта закупки, с учетом собственных потребностей не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.

5) Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, приказа Минцифры России от 17.12.2020 № 715 не применены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем.

В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Частью 1 приказа Минцифры России от 17.12.2020 № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем» (далее - Приказ № 715) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем и (или) иных информационных систем, а также информационная карта типовых условий контрактов.

Пунктом 2 Информационной карты типовых условий контракта установлены показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта, в том числе коды предмета контракта по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»: 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения»; 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов»; код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»: 62.01.1 «Услуги по проектированию, разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения».

Согласно п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 объектом закупки является выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай».

Согласно информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, электронный аукцион №0177200000922004732 осуществляется по коду ОКПД2 - 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие».

Данный код ОКПД2 отсутствует в перечне Приказа № 715.

С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что при проведении электронного аукциона №0177200000922004732 положения Приказа № 715, не применяются.

Следовательно, довод жалобы является необоснованным.

6) Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в извещении №0177200000922004732 указан неверный код ОКПД2.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 данного закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Разделом 5 технического задания предусмотрены техническая и консультационная поддержка системы. Согласно абз. 2 данного раздела в качестве последующей технической и консультационной поддержки исполнитель должен обеспечить гарантийное сопровождение внедряемого программного обеспечения в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента даты подписания акта приема-передачи выполненных работ по 2 этапу (заключительному).

Согласно информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 указан код ОКПД2 - 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие», тогда как объектом закупки является выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай».

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что техническим заданием предусмотрено, в том числе техническое обслуживание, в связи с чем, ими указан код ОКПД2 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие».

Комиссия УФАС по РА считает, что указанный в извещении №0177200000922004732 код ОКПД2 62.09.20.190 не соответствует объекту закупки.

Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

Заказчиком нарушен п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявителем в жалобе не представлено подтверждений невозможности подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.

В связи с тем, что указанный заказчиком в извещении №0177200000922004732 код ОКПД2 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие» не изменил суть и содержание объекта закупки, Комиссия УФАС по РА решила не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП «…» на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай» частично обоснованной.

2. Признать заказчика Министерство образования и науки Республики Алтай нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица, допустившего вышеуказанное нарушение.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны