Решение №004/06/33-372/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/33-372/2022 о нарушении законодател... от 28 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 004/06/33-372/2022
о нарушении законодательства о контрактной системе
«28» декабря 2022 года г. Горно-Алтайск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- «…»,
в присутствии представителей заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай «…», «…», с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай «...», представителя ИП «...», представителя участника закупки АО «ИРТЕХ» «…», рассмотрев жалобу ИП «…» на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай»,
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 21.12.2022г. поступила жалоба ИП «…» (вх. № 5539) на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай».
Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям п. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: 1) в описании объекта закупки указано, что на третьем этапе исполнения контракта предусматривается одновременно проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний, что является нарушением ГОСТ Р59792-2021; 2) проведение обучения предусмотрено на втором этапе работ, тогда как система не прошла испытаний, не устранены замечания (при наличии); 3) срок исполнения контракта недостаточен для выполнения работ, что противоречит ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приёмочных работ 11 (одиннадцати) подсистем в течение 10 (десяти) рабочих дней не представляется возможным); 4) функциональность системы дублирует имеющиеся у заказчика автоматизированные информационные системы в составе Регионального сегмента, документация о закупке не предусматривает такого способа исполнения контракта, как переработка (модификация) имеющейся у заказчика автоматизированной информационной системы; 5) в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, приказа Минцифры России от 17.12.2020 № 715 не применены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем; 6) в извещении №0177200000922004732 указан неверный код ОКПД2.
Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком Министерством образования и науки Республики Алтай, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай представлены письменные возражения (вх. №5586 от 22.12.2022г., вх. №5670 от 27.12.2022г.).
27.12.2022г. поступили письменные возражения АО «ИРТЕХ» (вх. №5674), согласно которым Общество считает доводы жалобы ИП «…» необоснованными.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заявителя поддержала доводы, указанные в жалобе.
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, заявителя, заинтересованного лица, установила следующее.
08.12.2022г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай». Начальная (максимальная) цена контракта 8650000,00 руб. Заказчиком является Министерство образования и науки Республики Алтай.
14.12.2022г. заказчиком, с учетом поступивших запросов о разъяснении, внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 и в прилагаемые к извещению документы.
Согласно протоколу подведения итогов от 21.12.2022г. на участие в закупке №0177200000922004732 поступила одна заявка с идентификационным номером №113217404.
1) Заявитель в жалобе указывает, что согласно ГОСТу Р 59792-2021 предварительные испытания, опытная эксплуатация и приемочные испытания проводятся не одновременно, а последовательно.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 данного закона.
Пунктом 3.3 ГОСТа Р 59792-2021 «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем» предусмотрено, что для автоматизированных систем устанавливают следующие основные виды испытаний: предварительные, опытная эксплуатация, приемочные.
Разделом 3 технического задания (приложение к извещению №0177200000922004732) «Содержание работ по поставке и внедрению в эксплуатацию автоматизированной системы управления сферой образования Республики Алтай» (далее – АСУ СО РА, Система) на 3 этапе предусмотрены последовательное выполнение следующих работ: предварительные испытания программного обеспечения, опытная эксплуатация программного обеспечения, приемочные испытания программного обеспечения.
Таким образом, раздел 3 технического задания не содержит требований к одновременному проведению предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
2) Заявитель в жалобе указывает, что проведение обучения предусмотрено на втором этапе работ, тогда как система не прошла испытаний, не устранены замечания (при их наличии).
Пунктом 3.9 ГОСТ Р 59792-2021 предусмотрено, что предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых технических и программных средств автоматизированной системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала с эксплуатационной документацией.
Пунктом 3.10 ГОСТ Р 59792-2021 также определено, что опытную эксплуатацию автоматизированной системы проводят с целью, в том числе для определения готовности пользователей и персонала к работе в условиях функционирования системы.
Разделом 3 технического задания «Содержание работ по поставке и внедрению в эксплуатацию АСУ СО РА» на 2 этапе предусмотрено: 1) проведение дистанционных обучающих вебинаров/семинаров (по согласованию с заказчиком) для администраторов и операторов Системы, а также сотрудников ДОО; 2) проведение дистанционных обучающих вебинаров/семинаров (по согласованию с заказчиком) для администраторов и операторов Системы, а также сотрудников ООО; 3) проведение дистанционных обучающих вебинаров/семинаров (по согласованию с заказчиком) для администраторов и операторов Системы, а также сотрудников ПОО.
Таким образом, ГОСТом Р 59792-2021 предусмотрено, что при выполнении работ по внедрению АС обучение персонала проводится до проведения работ по предварительным испытаниям, опытной эксплуатации и приемочных испытаний.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
3) Заявитель в жалобе указывает, что срок исполнения контракта недостаточен для выполнения работ (проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приёмочных работ 11 (одиннадцати) подсистем в течение 10 (десяти) рабочих дней не представляется возможным).
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 данного закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 данного закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
Разделом 3 технического задания «Содержание работ по поставке и внедрению в эксплуатацию АСУ СО РА» установлен срок выполнения работ: 10 (десять) рабочих дней с даты приемки работ заказчиком по второму этапу.
Согласно письменным пояснениям Министерства образования и науки Республики Алтай (вх. №5670 от 27.12.2022г.), установление срока проведения испытаний в пределах 10 рабочих дней с даты приемки работ по второму этапу является правом заказчика и не влечет нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На заседании комиссии представитель АО «ИРТЕХ» пояснил, что 10 рабочих дней достаточно для выполнения данных видов работ: исходя из практики работы Общества, возможно выполнение работ в более короткие сроки.
Законом о контрактной системе не установлено требований к сроку выполнения работ, заказчик вправе установить любой разумный срок выполнения работ в зависимости от своих потребностей.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
4) Заявитель в жалобе указывает, что функциональность системы дублирует имеющиеся у заказчика автоматизированные информационные системы в составе регионального сегмента, документация о закупке не предусматривает такого способа исполнения контракта, как переработка (модификация) имеющейся у заказчика автоматизированной информационной системы.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных данным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона.
Согласно письменным пояснениям Министерства образования и науки Республики Алтай (вх. №5670 от 27.12.2022г.), 01.10.2015г. ими был проведен электронный аукцион №0177200000915001899 на поставку программно-аппаратного комплекса регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам. Закупки №0177200000922004732, №0177200000915001899 направлены на удовлетворение различных потребностей заказчика. Объектом закупки №0177200000922004732 выступает выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай». АСУ СО РА включает в себя 11 (одиннадцать) подсистем. Внедрение системы направлено на удовлетворение потребностей заказчика в комплексной автоматизации деятельности образовательных учреждений, формировании единого информационного пространства в сфере образования Республики Алтай, предоставления в электронной форме услуг в сфере образования. В соответствии с закупкой №0177200000915001899 осуществлялась поставка программно-аппаратного комплекса регионального сегмента в единой федеральной межведомственной системе учета контингента, обучающегося по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам. АИС по закупке №0177200000915001899 включает в себя набор оборудования в следующем составе: АИС «Электронная школа» Республики Алтай; АИС «Электронный колледж» Республики Алтай; АИС «Электронное дополнительное образование» Республики Алтай; АИС «Контингент обучающихся» Республики Алтай. Таким образом, АИС по закупке №0177200000915001899 предназначена исключительно для обеспечения предоставления услуг по учету контингента обучающихся в Республике Алтай, их персональных данных, не предназначена для комплексного управления сферой образования Республики Алтай. Переработка (модификация) уже установленного программного обеспечения АИС по закупке №0177200000915001899 не является рациональным способом достижения целей заказчика ввиду отличного предмета по указанным заявителем аукционам.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика по описанию объекта закупки, с учетом собственных потребностей не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
5) Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, приказа Минцифры России от 17.12.2020 № 715 не применены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Частью 1 приказа Минцифры России от 17.12.2020 № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем» (далее - Приказ № 715) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем и (или) иных информационных систем, а также информационная карта типовых условий контрактов.
Пунктом 2 Информационной карты типовых условий контракта установлены показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта, в том числе коды предмета контракта по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»: 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения»; 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов»; код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»: 62.01.1 «Услуги по проектированию, разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения».
Согласно п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 объектом закупки является выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай».
Согласно информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, электронный аукцион №0177200000922004732 осуществляется по коду ОКПД2 - 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие».
Данный код ОКПД2 отсутствует в перечне Приказа № 715.
С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что при проведении электронного аукциона №0177200000922004732 положения Приказа № 715, не применяются.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
6) Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в извещении №0177200000922004732 указан неверный код ОКПД2.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 данного закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Разделом 5 технического задания предусмотрены техническая и консультационная поддержка системы. Согласно абз. 2 данного раздела в качестве последующей технической и консультационной поддержки исполнитель должен обеспечить гарантийное сопровождение внедряемого программного обеспечения в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента даты подписания акта приема-передачи выполненных работ по 2 этапу (заключительному).
Согласно информации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона №0177200000922004732 указан код ОКПД2 - 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие», тогда как объектом закупки является выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай».
На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что техническим заданием предусмотрено, в том числе техническое обслуживание, в связи с чем, ими указан код ОКПД2 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие».
Комиссия УФАС по РА считает, что указанный в извещении №0177200000922004732 код ОКПД2 62.09.20.190 не соответствует объекту закупки.
Следовательно, довод жалобы является обоснованным.
Заказчиком нарушен п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявителем в жалобе не представлено подтверждений невозможности подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
В связи с тем, что указанный заказчиком в извещении №0177200000922004732 код ОКПД2 62.09.20.190 «Услуги по технической поддержке в области информационных технологий прочие» не изменил суть и содержание объекта закупки, Комиссия УФАС по РА решила не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП «…» на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000922004732 на выполнение работ по поставке и внедрению в эксплуатацию региональной информационной системы «Автоматизированная система управления сферой образования Республики Алтай» частично обоснованной.
2. Признать заказчика Министерство образования и науки Республики Алтай нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица, допустившего вышеуказанное нарушение.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.