Решение №004/01/10-111/2021 Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/10-111/2021 от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/10-111/2021

                                                                                                                      г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» мая 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «08» июня 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…>;

Члены комиссии:

<…>,

рассмотрев 28 мая 2021 года дело №004/01/10-111/2021 от 05 апреля 2021 по признакам нарушения АО «Аэропорт Горно-Алтайск» (ИНН 0408010260, ОГРН 1050400665193, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении пунктов 6, 7 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009г. №599 и пункта 5 Порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденного приказом Минтранса от 21.06.2010г. №137, в связи с нерассмотрением заявки ЗАО «Стримлайн ОПС» на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, непредставлением сведений из реестра заявок по запросу ЗАО «Стримлайн ОПС», нарушением порядка ведения реестра заявок на оказание услуг аэропортового обслуживания,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление ЗАО «Стримлайн ОПС» (вх. №773 от 10.02.2021г.) в отношении АО «Аэропорт Горно-Алтайск».

Согласно заявлению, ЗАО «Стримлайн ОПС» 23.11.2020г. направило в адрес АО «Аэропорт Горно-Алтайск» запрос №03 о предоставлении сведений из реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах. Однако АО «Аэропорт Горно-Алтайск» ответ Обществу не представлен.

Кроме того, 23.11.2020г. ЗАО «Стримлайн ОПС» направило в АО «Аэропорт Горно-Алтайск» заявку №1 на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (далее – заявка) по форме, утвержденной приказом Минтранса РФ от 21.06.2010 №137. В заявке запрошены такие услуги как взлет-посадка для иностранных эксплуатантов, обеспечение авиационной безопасности при наземном обслуживании воздушных судов иностранных эксплуатантов, предоставление аэровокзального комплекса прибывающим/убывающим пассажирам, доставка пассажиров от воздушного судна иностранного эксплуатанта, техническое обслуживание, коммерческое обслуживание, вспомогательное сервисное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов на период с 20.12.2020г. до 27.03.2021г.

Указанная заявка поступила в АО «Аэропорт Горно-Алтайск». Однако, надлежащий ответ о результатах рассмотрения указанной заявки от АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в адрес заявителя не поступил.

Приказом УФАС по РА от 05.04.2021г. №38 в отношении АО «Аэропорт Горно-Алтайск» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

АО «Аэропорт Горно-Алтайск» приказом Федеральной службы по тарифам от 03.04.2012г. №241-т включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел 2 «Услуги аэропортов» под номером 04/2/1.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах установлены Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.07.2009г. №599 (далее – Правила).

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил «Главный оператор» - это хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.

АО «Аэропорт Горно-Алтайск» является главным оператором, так как имеет сертификат соответствия №001721 от 01.11.2016г., сертификат оператора аэродрома гражданской авиации №ФАВТ.ОА.8-001 от 22.08.2017г., сертификат №ФАВТ.АБ.329 от 02.12.2020г., свидетельство о государственной регистрации аэродрома №34 от 01.2016г.

Согласно пункту 3 Правил в целях обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах главные операторы (операторы) обязаны:

а) не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при оказании услуг в аэропортах;

б) проводить в отношении потребителей единую ценовую (тарифную) политику, касающуюся оказания услуг в аэропорту;

в) заключать договоры, не допускающие создание условий, ставящих одних потребителей в неравное положение по сравнению с другими потребителями в сопоставимых условиях;

г) обеспечивать доступность информации о перечне услуг в аэропортах, порядке их выполнения, тарифах и сборах.

Согласно пункту 5 Правил лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг (далее - заявитель), направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах (далее - заявка). Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации, при этом для потребителей, являющихся авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами, заявка в обязательном порядке содержит следующие основные сведения:

а) перечень слотов;

б) сведения о частоте полетов;

в) перечень типов воздушных судов, на которых заявитель планирует выполнять полеты;

г) потребность в заправке воздушных судов топливом.

В соответствии с пунктом 6 Правил главный оператор (оператор) ведет реестр заявок, в котором фиксируются дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер. Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются.

Информация о зарегистрированных в реестре заявках должна быть доступна всем потребителям. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте аэропорта и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются главным оператором (оператором) потребителям в день обращения.

Порядок ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах утвержден Приказом Минтранса России от 21.06.2010г. №137 (далее – Порядок). Согласно Порядку, ведение Реестра осуществляется главным оператором (оператором) в целях обеспечения учета и обработки заявок потребителей на оказание услуг главными операторами (операторами) в аэропортах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

Пунктом 6 Порядка установлено, что Главным оператором (оператором) при ведении Реестра обеспечивается:

ежедневное (в рабочие дни) обновление сведений в Реестре;

своевременное представление потребителям по их письменным запросам выписок из Реестра;

создание резервных копий информационного массива Реестра с целью его восстановления при необходимости;

сохранность, достоверность, целостность, доступность информации, содержащейся в Реестре, а также защита указанной информации от несанкционированного доступа.

Согласно пункту 7 Правил главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 данных Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные срок возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.

В соответствии с пунктом 42 Правил №599 рассмотрение дел о нарушении условий и порядка обеспечения доступа к услугам в аэропортах и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представитель АО «Аэропорт Горно-Алтайск» пояснил, что в соответствии с Правилами №599, в аэропорту ведется реестр заявок на оказание услуг естественных монополий. На официальном сайте АО «Аэропорт Горно-Алтайск» размещен реестр, содержащий текущие сведения (за три месяца). Кроме того, представитель указал, что в ответ на запрос ЗАО «Стримлайн ОПС» №03 от 23.11.2020г. Обществом был предоставлен ответ, где указано на необходимость уточнить временной период запроса сведений из реестра заявок. Также представитель АО «Аэропорт Горно-Алтайск» пояснил, что заявка заявителя была рассмотрена и включена в реестр заявок, и на нее был дан ответ (письмо АО «Аэропорт Горно-Алтайск» от 30.12.2020г. №1104, содержащий ссылку на официальный сайт аэропорта, где размещен типовой трехсторонний договор). В связи с чем, Общество считает претензии заявителя необоснованными и некорректными.

Вместе с тем, как установлено Комиссией, 23.11.2020г. в адрес АО «Аэропорт Горно-Алтайск» направлена заявка ЗАО «Стримлайн ОПС» на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах по форме, утвержденной приказом Минтранса РФ от 21.06.2010 №137.

Однако, данная заявка на момент обращения ЗАО «Стримлайн ОПС» в реестр заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах внесена не была, подписанный проект договора или мотивированный отказ от его заключения в адрес заявителя направлен не был.

Таким образом, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» 24.12.2020г. было допущено нарушение пунктов 6 и 7 Правил, в связи с отсутствием надлежащего ответа на заявку ЗАО «Стримлайн ОПС» и невнесением заявки в реестр.

Письмом ЗАО «Стримлайн ОПС» №03 от 23.11.2020г. (поступило в аэропорт 02.12.2020г. вх. №1145) в целях отслеживания процесса рассмотрения своей заявки, и получения информации о всех поступивших заявках и результатах их рассмотрения, запросило у Аэропорта реестр заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах. Однако, надлежащий ответ АО «Аэропорт Горно-Алтайск» на данный запрос, в адрес заявителя не направлен.

АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в ходе рассмотрения дела указало, что не предоставило в ответ на запрос ЗАО «Стримлайн ОПС» №03 от 23.11.2020г. сведений из реестра в связи с отсутствием указания временного интервала запрашиваемых сведений. Вместе с тем, Правилами №599 не установлены требования к форме запроса сведений из реестра заявок на оказание услуг, а пунктом 7 Правил №599 установлена обязанность главного оператора предоставлять указанные сведения по запросу потребителей в день обращения. Однако, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» не предоставило ответ по существу запроса ЗАО «Стримлайн ОПС» (в том числе, ответ с указанием на необходимость уточнить временной интервал запроса). В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о нарушении АО «Аэропорт Горно-Алтайск» требований пункта 7 Правил №599.

Кроме того, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в ходе рассмотрения дела указывалось, что в адрес ЗАО «Стримлайн ОПС» направлено письмо №1104 от 30.12.2021г. с указанием ссылки на интернет-страницу http://ga-airport.ru/partneram/delovaya-aviatsiya. Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанная интернет-страница не содержит реестра заявок на оказание услуг (акт УФАС по РА от 20.04.2021г.).

В связи с чем, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» было допущено нарушение пункта 6 Правил, выразившееся в несоблюдении обязанности главного оператора (оператора) предоставлять по письменному запросу сведения, содержащиеся в реестре заявок в день обращения.

В ходе производства по делу №004/01/10-111/2021 Комиссией рассмотрен реестр заявок на оказание услуг субъектов естественной монополии в аэропортах, размещенный на официальном сайте АО «Аэропорт Горно-Алтайск» (http://ga-airport.ru) по состоянию на 20.04.2021г. По результатам изучения и анализа указанного реестра, Комиссия приходит к выводу о нарушении АО «Аэропорт Горно-Алтайск» порядка его ведения, а именно, невключение в реестр заявок на оказание услуг, поступивших в аэропорт, а также неполное соблюдение ведения формы реестра, выразившееся в отсутствии информации о результатах рассмотрения заявок, а именно, дат и исходящих номеров писем об отказе от исполнения заявки, причин отказа от исполнения заявки, даты и номера договора об оказании услуг, даты и исходящего номера письма в Росавиацию. Так, заявка ЗАО «Стримлайн ОПС» от 23.11.2020г. №1 не включена в реестр; по заявкам ООО «Аэро-Сервис» (вх. №212 от 27.11.2020г.), ООО «Алтай Авиа» (вх. №219 от 06.01.2021г.), ООО «Авиакомпания Северо-Запад» (вх. №235 от 20.01.2021г.), ООО «Вельтавиа» (вх. №295 от 28.01.2021г.) отсутствует информация о результатах рассмотрения заявок (не указаны дата и номер исходящего документа об отказе/дата и номер договора на оказание услуг).

Таким образом, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» нарушило пункт 6 Правил №599 в связи с несоблюдением порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий.

Кроме того, Управлением произведено исследование архивной копии (https://web-arhive.ru/) официального сайта АО «Аэропорт Горно-Алтайск» (http://ga-airport.ru), по результатам которого установлено, что на дату 01.02.2021г., реестр заявок на оказание услуг аэропортового обслуживания отсутствовал на официальном сайте АО «Аэропорт Горно-Алтайск».

Таким образом, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» до 01.02.2021г. допускалось нарушение 6 Правил №599, выразившееся в несоблюдении обязанности главного оператора (оператора) размещения в сети Интернет на официальном сайте аэропорта реестра заявок на оказание услуг естественной монополии в аэропортах.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в ответ на заявку ЗАО «Стримлайн ОПС» было направлено письмо №334 от 22.04.2021г. в адрес ЗАО «Стримлайн ОПС» с приложением проекта трехстороннего договора на специальное обслуживание с участием ООО «ТранзитАЭРО». Предметом данного договора является регулирование правоотношений между заказчиком, аэропортом и агентством в процессе приема и обслуживания рейсов заказчика в аэропорту Горно-Алтайск. По условиям данного договора оказываются такие услуги, как сопровождение и координация комплексного обслуживания воздушного судна бизнес-авиации в аэропорту Горно-Алтайск, обеспечение заявок на борт-питание, обслуживание в бизнес зале и т.д. (п. 1.1 договора). Перечисленные в договоре услуги оказываются аэропортом, агентом и третьими лицами, привлекаемыми агентом в целях выполнения условий договора. По мнению Комиссии, данный договор не является договором оказания услуг наземного и аэропортового обслуживания и не может быть принят как надлежащий ответ на заявку ЗАО «Стримлайн ОПС» от 23.11.2020г. №1.

Кроме того, направленная АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в письме №1104 от 30.12.2020г. ссылка (http://ga-airport.ru/partneram/delovaya-aviatsiya) на интернет-страницу, содержащую типовой трехсторонний договор, не может быть принята Комиссией как надлежащий ответ на заявку, так как согласно, пункту 6 Правил результатом рассмотрения заявки на оказание услуг является направление подписанного проекта договора либо мотивированный отказ от его заключения. Договор, опубликованный на официальном сайте аэропорта, является не подписанным проектом договора, а образцом трехстороннего договора.

12.05.2021г. Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела №004/01/10-111/2021 на 28.05.2021г. в 15:30 часов в целях предоставления права лицам, участвующим в деле, направить в УФАС по РА пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Письмом №02-05 от 20.05.2021г. (вх. №2670 от 21.05.2021г.) ЗАО «Стримлайн ОПС» указало, что согласно с выводами Комиссии, изложенными в заключении об обстоятельствах дела, дополнительных пояснений и доводов не имеет.

На заседании Комиссии заявитель неоднократно указывал на нарушение своих прав со стороны АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в связи с отсутствием надлежащих ответов на свою заявку от 23.11.2020г. и запрос о предоставлении сведений из реестра заявок №03 от 23.11.2020г., а также выразил свою позицию, согласно которой он является «потребителем» в соответствии с Правилами №599.

Кроме того, ЗАО «Стримлайн ОПС» в письме №01-05 от 13.05.2021г. (вх. №2470 от 14.05.2021г.) предоставило копию договора на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов, заключенного с АО «Аэропорт Горно-Алтайск» 19.07.2012г., согласно которому аэропорт обязуется выполнять работы и оказывать услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропорту г. Горно-Алтайска воздушных судов заказчика (ЗАО «Стримлайн ОПС») или судов, эксплуатируемых от его имени, выполняющих нерегулярные рейсы (в том числе использующие аэропорт Горно-Алтайск в качестве запасного), предоставлению стоянок для базирования воздушного судна, обеспечению ГСМ, а также по обслуживанию пассажиров и т.д., а заказчик обязуется принять результат работы (услуги) и оплатить выполненные работы и предоставленные услуги по действующим ставкам сборов, тарифам и ценам.

Таким образом, ранее договор на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов между АО «Аэропорт Горно-Алтайск» и ЗАО «Стримлайн ОПС» исполнялся сторонами. При этом правовое регулирование определения «потребитель» не изменилось.

27.05.2021г. в УФАС по РА поступили пояснения АО «Аэропорт Горно-Алтайск» (вх. №2785), согласно которым Общество не согласно с выводами Комиссии, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства с его стороны. Также аэропорт указал, что его действия направлены на установление политики единообразия, ставящей всех лиц в абсолютно одинаковые условия. Однако, Комиссией данный довод не может быть принят, так как условия, в которые ставит АО «Аэропорт Горно-Алтайск» заявителя, ущемляют права ЗАО «Стримлайн ОПС» в связи с нарушением аэропортом установленных Правилами №599 и Порядком №137 требований к рассмотрению заявок на оказание услуг естественных монополий в аэропортах и ведению реестра указанных заявок.

26.05.2021г. в УФАС по РА поступило письмо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай (далее – Уполномоченный) (вх. №2760) об участии в рассмотрении дела №004/01/10-111/2021.

В связи с чем, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №004/01/10-111/2021 присутствовал представитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай <…>.

Кроме того, 28.05.2021г. в адрес УФАС по РА поступило заключение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай (далее – Уполномоченный), в соответствии с которым злоупотребления положением АО «Аэропорт Горно-Алтайск» и ущемления прав ЗАО «Стримлайн ОПС» Уполномоченным не усмотрено, в виду нижеследующего.

Представитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай, ссылаясь на Аналитический отчет по исследованию состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропортах РФ, опубликованный УФАС по РА в 2015 году, указывает, что потребителями аэропортовых услуг являются только авиакомпании, обслуживание которых осуществляется в АО «Аэропорт Горно-Алтайск». В связи с чем, Уполномоченный полагает, что услуги аэропортового и наземного обслуживания оказываются на основании двустороннего договора с авиакомпаниями, имеющими представительство на территории Республики Алтай. Для авиакомпаний, не имеющих представительства, аэропорт предусматривает обслуживание рейсов с привлечением в качестве агента ООО «ТранзитАЭРО». ЗАО «Стримлайн ОПС», не являясь авиакомпанией, не может претендовать на заключение договора услуг аэропортового и наземного обслуживания, так как указанный двусторонний договор заключается между продавцом услуг – Аэропортом и потребителем – авиакомпанией.

Однако, данный довод отклоняется Комиссией в связи с тем, что указанное требование не имеет нормативного закрепления, и вид заключаемого договора не должен ставиться в зависимость от такого условия, как наличие либо отсутствие представительства авиакомпании в аэропорту.

Уполномоченный, при изложении своей позиции, использует понятия, указанные в данном Аналитическом отчете. Однако, Аналитический отчет по исследованию состояния конкуренции на рынках аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах РФ, опубликованный УФАС по РА в 2015г. давал оценку ситуации на 2015г. и не является нормативным правовым актом, в связи с чем, использование его как нормативное обоснование позиции неприемлемо, учитывая также тот факт, что нормативные правовые акты, актуальные на момент исследования, на основании которых оно проводилось, в настоящий момент утратили силу. В связи с чем, применение Аналитического отчета УФАС по РА и используемых в нем понятий, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №004/01/10-111/2021 Комиссия считает некорректным.

Договор аэропортового и наземного обслуживания по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, закрепленного статьей 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 779 Гражданского Кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Договор наземного и аэропортового облуживания действительно является двусторонним договором, сторонами которого являются исполнитель и заказчик. Однако, требований к субъектному составу заказчика по указанному договору не предъявляется, в связи с чем, Комиссия считает, что ЗАО «Стримлайн ОПС» может являться участником двустороннего договора наземного и аэропортового обслуживания. Кроме того, ЗАО «Стримлайн ОПС» заключены договоры на наземное и аэропортовое обслуживание с аэропортами г. Барнаул (ОАО «Авиапредприятие «Алтай»), г. Воронеж (ООО УК «Авиасервис»), г. Новосибирск (АО «Аэропорт Толмачево») и т.д., в соответствии с которыми исполнитель (аэропорт) обязуется оказывать услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судом по заявкам заказчика (ЗАО «Стримлайн ОПС»), а заказчик принимать и оплачивать это услуги.

Также на заседании Комиссии Уполномоченным было указано, что ЗАО «Стримлайн ОПС», по смыслу Правил №599, не является потребителем услуг.

Однако, данный довод Комиссией также не может быть принят, так как абзацем четвертым пункта 2 Правил №599 закреплено понятие «потребители», согласно которому потребители – это авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.

Таким образом, ЗАО «Стримлайн ОПС» являясь хозяйствующим субъектом, оказывающим представительские услуги в интересах авиакомпаний, относится к иным лицам, пользующимся услугами в аэропортах или подавших заявку на оказание услуг в аэропортах, что подтверждается указанными выше договорами на наземное и аэропортовое обслуживание.

По мнению Уполномоченного, Правила №599 и Порядок №137 налагают на главного оператора обязанность по ведению реестра, его опубликованию на официальном сайте аэропорта, представлению потребителям по их письменным запросам выписок из реестра, то есть часть реестра за определенный период.

Кроме того, Уполномоченным на заседании Комиссии было указано, что АО «Аэропорт Горно-Алтайск» исполнил свою обязанность по предоставлению сведений из реестра заявок, указав в письме №1104 от 30.12.2021г. ЗАО «Стримлайн ОПС» ссылку на Интернет страницу, содержащую запрашиваемую информацию. На вопрос члена Комиссии, проверял ли Уполномоченный, указанную в письме ссылку, на предмет наличия запрашиваемой ЗАО «Стримлайн ОПС» информации, ответил, что не проверял.

Однако, согласно абзацу второму пункта 6 Правил №599 и пункту 5 Порядка №137 сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте аэропорта и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются главным оператором (оператором) потребителям в день обращения.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанная в письме АО «Аэропорт Горно-Алтайск» №1104 от 30.12.2021г. Интернет страница не содержит реестра заявок. Кроме того, главным оператором ответа на запрос ЗАО «Стримлайн ОПС» №03 от 23.11.2020г. о предоставлении сведений из реестра заявок в адрес заявителя не предоставлялось.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что АО «Аэропорт Горно-Алтайск» не выполнило возложенной обязанности по предоставлению сведений из реестра заявок, закрепленной пунктом 6 Правил №599 и пунктом 5 Порядка №137.

Таким образом, АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в нарушение пункта 7 Правил №599 не рассмотрело заявку ЗАО «Стримлайн ОПС». Кроме того, Обществом не соблюдались требования пункта 6 Правил, а именно, не осуществлялось надлежащее ведение реестра (в части опубликования на официальном сайте) до 01.02.2021г., ведение реестра (после 01.02.2021г.) не соответствовало установленному порядку (отсутствие полного перечня заявок, результатов рассмотрения заявок), а также не был предоставлен ответ на запрос ЗАО «Стримлайн ОПС» №03 от 23.11.2020г. о предоставлении сведений из реестра заявок.

АО «Аэропорт Горно-Алтайск», злоупотребляя своим доминирующим положением, ущемило права ЗАО «Стримлайн ОПС».

По мнению Комиссии, ущемление прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности состоит, в частности, в том, что отсутствие ответа на заявку и отсутствие соответствующих сведений (обязательных в силу закона) в реестре заявок, привело к ограничению прав заявителя на доступ к информации, имеющей значение для ведения его хозяйственной деятельности, в том числе, заявитель не имел возможности планировать и организовывать свою хозяйственную деятельность на территории Республики Алтай.

При таких фактических обстоятельствах и вышеназванном правовом регулировании рассматриваемые действия АО «Аэропорт Горно-Алтайск» привели к ущемлению законных прав ЗАО «Стримлайн ОПС» в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, АО «Аэропорт Горно-Алтайск», нарушив порядок ведения реестра заявок на оказание услуг, а также, не выполнив свою обязанность по надлежащему рассмотрению заявки ЗАО «Стримлайн ОПС» на оказание услуг №01 от 23.11.2020г. и направлению ответа на нее, нарушило требования Правил №599.

Направление трехстороннего договора на специальное обслуживание в аэропорту не может свидетельствовать об исполнении АО «Аэропорт Горно-Алтайск» своих обязанностей в части надлежащего рассмотрения заявки на оказание услуг субъектов естественной монополии по Правилам №599, так как фактически Обществом не выполнены действия, предусмотренные пунктом 7 указанных Правил, и направленный проект договора не является договором оказания услуг наземного и аэропортового обслуживания.

УФАС по РА проведено исследование состояния конкуренции в Республике Алтай, по результатам которого установлено следующее:

Временной интервал исследования: с 02.12.2020г. (дата поступления в АО «Аэропорт Горно-Алтайск» запроса ЗАО «Стримлайн ОПС» о предоставлении сведений из реестра заявок) по 10.02.2021г. (дата обращения ЗАО «Стримлайн ОПС» в УФАС по РА).

Продуктовые границы товарного рынка: услуги по оказанию услуг в аэропортах.

Географические границы товарного рынка: Республика Алтай, Майминский район, аэропорт (место оказания услуг АО «Аэропорт Горно-Алтайск»).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях АО «Аэропорт Горно-Алтайск» усматривается нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ, выразившееся в нерассмотрении заявки ЗАО «Стримлайн ОПС» №1 от 23.11.2020г. на оказание услуг субъектов естественной монополии в аэропортах, непредставлении сведений, содержащихся в реестре заявок по запросу ЗАО «Стримлайн ОПС» №03 от 23.11.2020г., несоблюдении (в период с 01.02.2021г. по настоящее время) порядка ведения реестра заявок на оказание услуг аэропортового обслуживания и неразмещении на официальном сайте аэропорта реестра заявок (по состоянию на 01.02.2021г.) – в нарушение требований пунктов 6, 7 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009г. №599, и пунктов 4, 5 Порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденного приказом Минтранса России от 21.06.2010г. №137.

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрещается совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы настоящего дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «Аэропорт Горно-Алтайск» (ИНН 0408010260, ОГРН 1050400665193, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, аэропорт) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по факту нерассмотрения заявки ЗАО «Стримлайн ОПС» №1 от 23.11.2020г. на оказание услуг субъектов естественной монополии в аэропортах, непредставления сведений, содержащихся в реестре заявок по запросу ЗАО «Стримлайн ОПС» №03 от 23.11.2020г., несоблюдения (в период с 01.02.2021г. по настоящее время) порядка ведения реестра заявок на оказание услуг аэропортового обслуживания и неразмещения на официальном сайте аэропорта реестра заявок (по состоянию на 01.02.2021г.) – в нарушение требований пунктов 6, 7 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009г. №599, и пунктов 4, 5 Порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденного приказом Минтранса России от 21.06.2010г. №137.
  2. Выдать АО «Аэропорт Горно-Алтайск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны