Решение №04-15/22 РЕШЕНИЕ по делу № РНП 04-15/22 об отказе включения сведений ... от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № РНП 04-15/22 об отказе включения сведений

в реестр недобросовестных поставщиков

 

05.04.2022г.                                                                                                г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Алтайского республиканского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии: «…» – руководитель управления;

Члены комиссии:

«…» ­­– заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов;

«…» – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов;

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов

в присутствии представителей КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» «…» (доверенность от 04.03.2022г.), «…» (доверенность от 28.03.2022г.), директора ООО «Турочакский СУ» «…», рассмотрев обращение КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Турочакский СУ»,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 29.03.2022г. (вх. №1618) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поступило обращение КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» о включении сведений в отношении ООО «Турочакский СУ» (ИНН 0407000290, с. Турочак, ул. Тельмана, д. 68) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта №4401/2021 от 21.12.2021г. на поставку жилого помещения для государственных нужд в рамках реализации основного мероприятия «Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подпрограммы «Охрана семьи и детей» государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» (с. Турочак Турочакского района Республики Алтай).

  Комиссией УФАС по Республике Алтай по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021г. №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №1078) проведена проверка содержащихся в указанном обращении фактов, в ходе которой установлено:

18.11.2021г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение 0177200000921004401 о проведении электронного аукциона на поставку жилого помещения для государственных нужд в рамках реализации основного мероприятия «Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подпрограммы «Охрана семьи и детей» государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» (с.Турочак, Турочакского района, Республики Алтай) цена контракта 1505328,00 руб., заказчиком является КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай».

На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №0177200000921004401 от 30.11.2021 заказчиком с ООО «Турочакский СУ» 21.12.2021 заключен государственный контракт №4401/2021 (реестровый номер 2040000542021000081).

В соответствии с пунктами 1.1, 7.4 государственного контракта поставщик обязуется в предусмотренный контрактом срок передать жилое помещение - 1 штука, с кадастровым номером 04:03:030104:844, общей площадью 42,4 кв. м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Алтай, Турочакский муниципальный район, Турочакское сельское поселение, с. Турочак, ул. Акпашева, д.2, кв.2, принадлежащее Поставщику на основании государственной регистрации права собственности 04:03:030104:844-04/026/2021-1 от 08.11.2021 г.  (далее – жилое помещение), в собственность Республики Алтай, а Заказчик обязуется принять жилое помещение в рамках реализации основного мероприятия «Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подпрограммы «Охрана семей и детей» государственной программы «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» и оплатить обусловленную контрактом цену. Срок исполнения (срок действия) контракта: с даты его заключения до исполнения обязательств по контракту, но не позднее 31 декабря 2021 года.

Во исполнение п. 4.4.1 государственного контракта заказчиком с привлечением ООО «Центр экспертизы и оценки» проведена экспертиза предложенного к поставке жилого помещения на предмет его соответствия условиям контракта и требованиям действующего законодательства.

Согласно техническому заключению по обследованию ООО «Центр экспертизы и оценки» шифр: № 15/12/2021 от 23.12.2021г., 07.12.2021г. проведен осмотр жилого помещения по адресу: Турочакский район, с. Турочак, ул. Акпашева, д. 2, кв. 2. По результатам проведенной экспертизы установлено, что квартира №2 на момент производства экспертизы является непригодной для проживания человека.

В связи с тем, что жилое помещение не отвечает требованиям, предусмотренным п. 3.1.2 государственного контракта, заказчиком 03.03.2022г. принято решение № 371 об одностороннем отказе от исполнения данного контракта.

  В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Пунктом 6.1 государственного контракта предусмотрено, что расторжение данного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, частями 8 – 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В решении № 371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта правовым основанием указаны п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ,    ч.ч. 9, 11 ст. 95 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что обязательства по контракту не исполнены (согласно результатам экспертизы, жилой дом по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Акпашева, д. 2, кв. 2, является непригодным для проживания человека), Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о наличии у заказчика основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Принимая во внимание, что данное решение принято заказчиком 03.03.2022г. Комиссией УФАС по РА при осуществлении проверки применяется Закон о контрактной системе, в редакции №81 от 30.12.2021г., действующей с 01.01.2022г.

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021г. №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что с 01.01.2022г. по 01.07.2022г. в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции данного Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» данного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» данного пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» данного пункта.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного данной частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Решение № 371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта направлено КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в адрес «…» 04.03.2022г. по почте (отправление с почтовым идентификатором 64900068605415), а также размещено 04.03.2022г. в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок (номер записи 0377500000122000006).

КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в УФАС по Республике Алтай не представлены документы, подтверждающие направление в адрес ООО «Турочакский СУ» решения № 371 от 03.03.2022г. (квитанция Почты России, расписка в получении).

Комиссия УФАС по РА, ознакомившись с квитанцией Почты России №64900068605415, приходит к выводу, что заказчиком решение № 371 от 03.03.2022г. направлено в адрес «…» (Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Осипова, д. 6, кв. 4), который является директором ООО «Турочакский СУ».

Следовательно, почтовое отправление №64900068605415 свидетельствует о соблюдении заказчиком требований пп. а) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021г. №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Комиссия УФАС по РА, ознакомившись с информацией, размещенной в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок (номер записи 0377500000122000006), установила, что заказчиком 04.03.2022г. размещен файл «Решения о расторжении 2022 год.pdf», согласно которому помимо решения №371 от 03.03.2022г. в данный файл включены восемь решений (№368, №369, №375, №373, №370, №374, №372, №376 от 03.03.2022г.) заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственных контрактов.

Представитель КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» на заседании Комиссии УФАС по РА затруднился пояснить каким образом вышеуказанные восемь решений об одностороннем отказе от исполнения заказчиком государственных контрактов относятся к государственному контракту №4401/2021 от 21.12.2021г. (реестровый номер 2040000542021000081).

Следовательно, заказчиком КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» нарушены требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, т.к. в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок (номер записи 0377500000122000006) размещена информация, не относящаяся к государственному контракту №4401/2021 от 21.12.2021г. (реестровый номер 2040000542021000081).

В решении №371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта заказчиком указано, что при невозможности получения подтверждения о вручении поставщику указанного решения датой уведомления будет считаться 31-й день с даты размещения указанного решения в ЕИС.

На вопрос Комиссии УФАС по РА представитель КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» пояснил, что при исчислении даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении заказчик руководствовался пп. в) п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021г. №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а не условием, указанным в решении №371 от 03.03.2022г.

Следовательно, заказчиком КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» нарушены требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, т.к. в решении №371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта указана недостоверная информация о порядке исчисления даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении. 

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА пояснил, что датой надлежащего уведомления о принятом решении №371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является 18.03.2022г., т.е. пятнадцатый день со дня размещения данного решения в ЕИС в сфере закупок (заказчиком расчет периода произведен с 04.03.2022г., т.е. включая день размещения информации в ЕИС).

Комиссия УФАС по РА считает данный довод представителя заказчика необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Решение №371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено заказчиком в разделе «Дополнительная информация о контрактах» ЕИС в сфере закупок 04.03.2022г. в 17:50 (МСК+4).

Почтовое отправление №64900068605415 «…» не получено (согласно отчету, сформированному УФАС по РА 01.04.2022г. на сайте Почты России, 10.03.2022г. была неудачная попытка вручения корреспонденции).

Следовательно, с учетом требований ст. 191 ГК РФ датой надлежащего уведомления поставщика о принятом решении №371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является 20.03.2022г., т.е. календарный день по истечении полных 15 дней со дня размещения заказчиком данного решения в ЕИС в сфере закупок.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Письмом ФАС России от 14.03.2018г. №РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

С учетом указанных выше обстоятельств решение №371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым с 31.03.2022г., а не с 29.03.2022г., как указано заказчиком в разделе «Исполнение (расторжение) контракта» реестра контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер контракта 2040000542021000081).

Размещение в разделе «Исполнение (расторжение) контракта» реестра контрактов ЕИС в сфере закупок недостоверной информации о дате расторжения государственного контракта №4401/2021 от 21.12.2021г. является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с данным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 данной статьи.

Обращение исх.№7 от 29.03.2022г. о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Турочакский СУ» направлено КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в УФАС по РА 29.03.2022г. (вх. №1618), т.е. ранее сроков, предусмотренных ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе (в период, когда решение заказчика не вступило в силу и государственный контракт №4401/2021 от 21.12.2021г. считается действующим).

Данные действия заказчика указывают на нарушения ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.

За указанные выше нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

04.04.2022г. ООО «Турочакский СУ» представлены в УФАС по РА письменные пояснения (вх. №1731), согласно которым общество провело независимую экспертизу экспертной организации из г. Барнаула, на пригодность проживания людей в вышеуказанных домах. Заключение экспертной организации: «жилые дома являются пригодными для проживания и соответствуют условиям, описанным в технических заданиях к контрактам».

На заседании Комиссии УФАС по РА директор ООО «Турочакский СУ» пояснил, что возражает о включении в РНП ООО «Турочакский СУ», представив строительно-техническое заключение эксперта № 97-22-03-03 от 14.03.2022, согласно которому многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Акпашева, 2 является пригодным для проживания.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно пп. а) п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 данных Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

В связи с тем, что решение КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» №371 от 03.03.2022г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по состоянию на 29.03.2022г. (дата обращения заказчика в антимонопольный орган) не вступило в силу, у Комиссии УФАС по РА при рассмотрении данного обращения (исх. №7 от 29.03.2022г.) отсутствуют основания для включения сведений в отношении ООО «Турочакский СУ» в реестр недобросовестных поставщиков.

  На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь п. 5 ч. 15 ст. 99,  ст. 104 Закона о контрактной системе и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021г. № 1078,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» в отношении ООО «Турочакский СУ» (ИНН 0407000290, с. Турочак,  ул. Тельмана, д. 68), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. Признать заказчика КУ РА «Управление имуществом казны Республики Алтай» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 13 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013г.  №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с несоблюдением порядка расторжения контракта (в том числе размещение в ЕИС в сфере закупок недостоверной информации) и срока направления в УФАС по РА обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

3. Передать материалы дела должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, допустившего указанные выше нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны