Решение №004/10/99-206/2024 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке №004/10/99-206... от 1 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке №004/10/99-206/2024

 

«01» июля 2024 года                                                                                   г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

……,

с участием представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай …, …. (по доверенностям), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки заказчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай по соблюдению требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок на поставку кресел-колясок (открытый конкурс в электронной форме №0277100000123000019; электронные аукционы №0277100000124000001, №0277100000124000004, №0277100000124000015),

УСТАНОВИЛА:

В связи с поручением ФАС России №ПИ/52198/24 от 17.06.2024г. УФАС по Республике Алтай приказом №80/24 от 24.06.2024г. назначена внеплановая камеральная (документарная) проверка заказчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай по соблюдению требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок на поставку кресел-колясок (открытый конкурс в электронной форме №0277100000123000019; электронные аукционы №0277100000124000001, №0277100000124000004, №0277100000124000015).

Проверка назначена в связи с получением информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

В ходе проверки у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай запрошены письменные пояснения с указанием причин выбора разного способа осуществления закупок на поставку кресел-колясок (электронный конкурс или электронный аукцион); письменные пояснения с указанием причин разного способа описания объекта закупок (кресел-колясок): по КТРУ 30.92.20.000-00000013 или по ОКПД2 30.92.20.000; заявки всех участников закупок №0277100000123000019, №0277100000124000001, №0277100000124000004 (в полном объеме); коммерческие предложения, используемые заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупок №0277100000123000019, №0277100000124000001, №0277100000124000004, №0277100000124000015.

Запрошенные документы и письменные пояснения поступили в УФАС по Республике Алтай 27.06.2024г. (вх. №2472/24).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав представителей заказчика, установила следующее.

06.03.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0277100000123000019 на поставку кресел-колясок, согласно которому:

- начальная (максимальная) цена контракта: 924490,56 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 22.03.2023 08:00 час.;

- закупаются кресла-коляски (КТРУ 30.92.20.000-00000013) в количестве 32 штук.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0277100000123000019 от 24.03.2023 поступило две заявки, одна из которых отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, конкурс признан несостоявшимся.

07.04.2023 заказчиком с победителем закупки (ООО «ОТТО БОКК МОБИЛИТИ») заключен государственный контракт №19-11/83 на поставку кресел-колясок (реестровый номер контракта 1040000029123000040). Контракт исполнен в полном объеме.

19.01.2024 заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0277100000124000001 на поставку кресла-коляски активного типа в целях социального обеспечения получателя, согласно которому:

- начальная (максимальная) цена контракта: 210050,00 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 01.02.2024 08:00 час.;

- закупается кресло-коляска (ОКПД2 30.92.20.000) в количестве 1 шт.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0277100000124000001 от 02.02.2024 поступила одна заявка, которая признана соответствующей требованиям, аукцион признан несостоявшимся.

13.02.2024 заказчиком с единственным участником закупки (АНО «КАТАРЖИНА») заключен государственный контракт №08-09/40 на поставку кресла-коляски (реестровый номер контракта 1040000029124000020). Контракт исполнен в полном объеме.

01.02.2024 заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0277100000124000004 на поставку кресел-колясок в целях социального обеспечения получателей, согласно которому:

- начальная (максимальная) цена контракта: 2885673,48 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 09.02.2024 08:00 час.;

- закупаются кресла-коляски (КТРУ 30.92.20.000-00000013 и ОКПД2 30.92.20.000) в количестве 86 шт.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0277100000124000004 от 12.02.2024 поступило две заявки, которые признаны соответствующими требованиям, НМЦК снижена на 0,5%.

26.02.2024 заказчиком с победителем закупки (АО «АЛТАЙМЕДТЕХНИКА») заключен государственный контракт №08-09/42 на поставку кресел-колясок (реестровый номер контракта 1040000029124000022). Контракт находится в стадии исполнения.

14.03.2024 заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0277100000124000015 на поставку кресла-коляски активного типа в целях социального обеспечения получателя, согласно которому:

- начальная (максимальная) цена контракта: 520966,67 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 22.03.2024 08:00 час.;

- закупается кресло-коляска (ОКПД2 30.92.20.000) в количестве 1 шт.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0277100000124000015 от 22.03.2024 на участие в закупке не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся.

Контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не заключался.

На основании п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что предметом проверяемых закупок являются кресла-коляски базовые и активные. Кресла-коляски базовые имеют код КТРУ 30.92.20.000-00000013, а кресла-коляски активные в КТРУ отсутствуют. При осуществлении закупок базовых кресел-колясок (серийного производства) ОСФР по Республике Алтай использовалось единообразное описание объекта закупки, разработанное центральным аппаратом ФСС РФ (письмо ФСС РФ от 18.07.2018 №02-09-11/12-07-15840, последующими письмами ФСС РФ в описание объекта закупки вносились изменения с учетом соответствующих изменений в законодательстве).

Позиция КТРУ 30.92.20.000-00000013 «Кресло-коляска, управляемая пациентом/ сопровождающим лицом, с приводом на задние колеса, складная» содержит:

- значения классификатора: 7-01-01: Кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); 7-02-02: Кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов); 7-02-01: Кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов); 7-01-02: Кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов);

- код ОКПД2: 30.92.20.000 «Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей»;

- номенклатурная классификация медицинского изделия по видам: 207990 «Кресло-коляска, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с приводом на задние колеса, складная».

Описание товара в КТРУ отсутствует, в связи с чем при установлении функциональных, технических и качественных характеристик кресел-колясок заказчик обязан руководствоваться требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком по вышеуказанным закупкам в извещениях установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России №126н от 04.06.2018 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ограничение допуска по постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 №617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление №617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию 174 которого включен код ОКПД2 30.92.20 - коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (в отношении кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации).

Согласно сноске к позиции 174 постановления №617 при применении данного перечня в отношении товаров, указанных в позиции 174, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В связи с тем, что закупаемые заказчиком кресла-коляски не относятся к виду медицинского изделия 208480, в вышеуказанных извещениях правомерно не установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением №617.

Следовательно, нарушения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе не установлены.

Нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлены, т.к. к участникам вышеуказанных закупок предъявляются единые требования в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требования к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком не устанавливались.

Комиссией УФАС по РА не установлены нарушения статьей 48, 49 Закона о контрактной системе, связанные с необоснованным допуском или отказом в допуске к участию в вышеуказанных закупках.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение к извещению №0277100000123000019) соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 №2604.

При анализе информации, размещенной в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок, нарушения ч. 13.1 ст. 34, ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе не установлены.

Проект государственного контракта (приложение к вышеуказанным извещениям) соответствует типовому контракту, утвержденному приказом Минтруда России от 11.03.2019 №144н.

В ходе проведения проверки Комиссией УФАС по РА установлены следующие нарушения.

1) Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении №0277100000123000019 указана дата и время окончания подачи заявок: 22.03.2023 08:00 час., однако, в п. 21 файла «Извещение» - 22 марта 2023 года 10:00 час. (время местное).

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

2) Согласно п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В извещениях №0277100000124000001 и №0277100000124000015 заказчиком произведено описание объекта закупки (1 кресло-коляска) в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, т.к. установлены характеристики и их показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.

Однако, при проведении закупок №0277100000123000019, №0277100000124000004 заказчиком произведено описание товаров, не позволяющее определить количество кресел-колясок с конкретными характеристиками (потребность заказчика), например:

- в пунктах 1 и 2 описания объекта закупки (приложение к извещению №0277100000123000019) заказчиком в отношении товаров «Кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей инвалидов)» и «Кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов)» установлены значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе «Кресла-коляски должны иметь ширины сиденья: 38 см +/- 1 см, 40 см +/- 1 см, 43 см +/- 1 см, 45 см +/- 1 см, 48 см +/- 1 см, 50 см +/- 1 см и поставляться в 6 типоразмерах. Количество кресел-колясок в зависимости от ширины сидения определяется в соответствии с заявкой (разнарядкой) Получателя» и общее количество товара – 17 шт. и 15 шт. соответственно;

- в извещении №0277100000124000004 и описании объекта закупки (приложение к извещению) заказчиком в отношении товаров «Кресло-коляска, управляемая пациентом/сопровождающим лицом, с приводом на задние колеса, складная» и «Кресло-коляска для инвалидов с ручным приводом комнатная, оснащенная набором инструмента, спинкой регулируемой по углу наклона до 30°, с тораксиальными (боковыми) поддерживающими верхнюю часть корпуса пелотами, спинкой с регулировкой натяжения обшивки, ремнями на стопы, поясным ремнем, подголовником, тормозами для сопровождающего лица, антиопрокидывающими устройствами, рекомендована в том числе для инвалидов больных ДЦП» установлены значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе «Кресла-коляски должны иметь ширины сиденья: 38 см +/- 1 см, 40 см +/- 1 см, 43 см +/- 1 см, 45 см +/- 1 см, 48 см +/- 1 см, 50 см +/- 1 см и поставляться в 6 типоразмерах. Количество кресел-колясок в зависимости от ширины сидения определяется в соответствии с заявкой (разнарядкой) Получателя» и общее количество товара – 34 шт. и 3 шт. соответственно.

Аналогичные показатели к ширине сиденья кресел-колясок (в отношении всех кресел-колясок, закупаемых по закупкам №0277100000123000019 и №0277100000124000004) установлены в приложении №2 «Спецификация» к государственным контрактам, заключенным по итогам данных закупок.

На вопрос Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что указать точное количество товара исходя из каждого типоразмера не представляется возможным, т.к. на этапе объявления закупки заказчик не располагает сведениями о типоразмерах кресел-колясок, которые будут необходимы для поставки конкретным получателям.

Вместе с тем, Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Согласно п. 3.3.1 государственного контракта №08-09/42 от 26.02.2024 (реестровый номер контракта 1040000029124000022) поставщик обязуется обеспечить поступление товара в субъект Российской Федерации, указанный в п. 1.1 контракта, по наименованию, в количестве и сроки, определенные календарным планом. Согласно календарному плану (приложение №3 к контракту) поставка товара в полном объеме осуществляется в регион в срок до 15.03.2024г.

В соответствии с п. 4.2 данного контракта выборочная проверка поставляемого товара осуществляется заказчиком до поставки товара получателям в течение 1 рабочего дня с даты получения от поставщика информации о поступлении товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта.

Согласно п. 3.1.3 контракта заказчик обязан в срок не более 2 рабочих дней с даты подписания акта выборочной проверки поставляемого товара передать поставщику реестр получателей товара, которым заказчик выдал направления. Количество направлений для получения товара, выдаваемых заказчиком, не должно превышать количества товара, поступившего в вышеуказанный субъект Российской Федерации, в соответствии с календарным планом. Последующее направление реестров получателей товара осуществляется заказчиком по мере возникновения потребности, но не ранее подписания акта выборочной проверки поставляемого товара, поступившего в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта.

В соответствии с п. 5.1 контракта поставка товара получателям осуществляется поставщиком после получения от заказчика реестра получателей товара. Поставка товара получателям не должна превышать 15 календарных дней, а в отношении получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения поставщиком реестра получателей товара.

Исходя из требований законодательства о контрактной системе на этапе участия в закупке, а не при исполнении заключенного контракта поставщик (участник закупки) должен понимать какое количество кресел-колясок каждого типоразмера (по каждой модификации технического средства реабилитации) необходимо поставить в регион. Например, из поставляемых 34 кресел-колясок «управляемых пациентом/сопровождающим лицом, с приводом на задние колеса, складных» ширина сиденья:

- 38 см +/- 1 см должна быть у 5 кресел-колясок или 8,

- 40 см +/- 1 см должна быть у 1 кресла-коляски или 7,

- 43 см +/- 1 см должна быть у 7 кресел-колясок или 6,

- 45 см +/- 1 см должна быть у 3 кресел-колясок или 9,

- 48 см +/- 1 см должна быть у 10 кресел-колясок или 3,

- 50 см +/- 1 см должна быть у 8 кресел-колясок или 1 соответственно.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что перед исполнением п. 3.3.1 контракта (поставка товара в Республику Алтай) уполномоченные должностные лица заказчика и поставщика в рабочем порядке согласовывают количество кресел-колясок по каждому типоразмеру, используя сведения об исполнении аналогичного контракта за предыдущий период (в отношении необходимого количества товара по каждому типоразмеру) и информацию из заявок, поступивших в адрес заказчика на обеспечение инвалидов данными изделиями в текущем периоде. В случае если поставленного в регион количества кресел-колясок конкретного типоразмера недостаточно для исполнения п. 5.1 контракта, то поставщик производит его замену (заменяет кресло-коляску менее востребованного типоразмера).

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в случае невозможности определения точного количества товара по каждому типоразмеру на этапе размещения извещения, заказчик должен был осуществить закупку «без объема» с учетом требований Закона о контрактной системе.

Неустановление заказчиком в извещении и в прилагаемых к нему документах (№0277100000123000019, №0277100000124000004) конкретного количества кресел-колясок, требуемых к поставке по каждому типоразмеру, является нарушением п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с:

- указанием в извещении №0277100000123000019 разночтивой информации об окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

- неустановлением в извещении и в прилагаемых к нему документах конкретного количества кресел-колясок, требуемых к поставке по каждому типоразмеру (открытый конкурс в электронной форме №0277100000123000019; электронный аукцион №0277100000124000004).

2. Передать материалы проверки должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанные нарушения, по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны