Решение №1 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 1 от 16 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 1

 

  «16» февраля 2022 года                                      г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

….,

с участием по ВКС представителей: МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» директора ….; ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» директора …, представителей по доверенностям от 15.02.2022г. ….; прокуратуры Кош-Агачского района …. (служебное удостоверение ТО №…), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки заказчика МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по соблюдению требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при исполнении муниципального контракта от 23.03.2020г. №0377300007120000004-0 на строительство детского сада на 60 мест по ул. Абая, 24А в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай,

УСТАНОВИЛА:

УФАС по Республике Алтай приказом № 10 от 04.02.2022г. назначена внеплановая документарная проверка заказчика МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по соблюдению требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при исполнении муниципального контракта от 23.03.2020г. №0377300007120000004-0 на строительство детского сада на 60 мест по ул. Абая, 24А в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай.

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение УФАС по РА признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе). Признаки нарушения обнаружены в ходе рассмотрения обращения прокуратуры Кош-Агачского района (вх. №469 от 31.01.2022г.).

В ходе проверки у заказчика МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» запрошены, в том числе письменные возражения (пояснения) по установленным признакам нарушений; документы, подтверждающие обеспечение ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» исполнения муниципального контракта от 23.03.2020г. №0377300007120000004-0 (начиная с даты заключения контракта до 01.03.2022г.); переписка заказчика с подрядчиком по исполнению данного муниципального контракта.

Запрошенные у МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» документы и пояснения поступили в УФАС по Республике Алтай 09.02.2022г. (вх. №702).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав представителей сторон, установила следующее.

По результатам электронного аукциона №0377300007120000004 МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» 23.03.2020г. с победителем ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» заключен муниципальный контракт №0377300007120000004-0 (далее по тексту – контракт) на строительство детского сада на 60 мест по ул. Абая, 24А в с. Кош-Агач, Кош-Агачского района, Республики Алтай. Реестровый номер данного контракта 3040100377820000007. Строительство детского сада осуществляется в рамках НП «Демография».

Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Согласно пунктам 3.1, 6.1, 6.2 вышеуказанного муниципального контракта: цена контракта составляет 102031285 (сто два миллиона тридцать одна тысяча двести восемьдесят пять) рублей 00 копеек; сроки выполнения работ – с 01 апреля 2020г. по 15 декабря 2020г.; срок действия контракта: со дня его заключения и до 15 февраля 2021г. (включительно) или до полного исполнения обязательств сторонами.

Таким образом, общий срок исполнения данного контракта подрядчиком составляет 259 календарных дней (с 01.04.2020г. по 15.12.2020г.), срок действия контракта 329 календарных дней (с 23.03.2020г. по 15.02.2021г.).

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

В ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 данного Федерального закона.

Согласно сведениям реестра контрактов в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 3040100377820000007):

- стоимость работ, установленная в п. 3.1 контракта, изменена сторонами один раз, дополнительным соглашением от 22.12.2021г. (увеличена до 125863288,61 руб., т.е. на 23832003,61 руб. или 23,36%);

- срок выполнения подрядчиком работ, установленный в п. 6.1 контракта, изменен сторонами два раза, дополнительным соглашением от 27.11.2020г. (продлен до 30.06.2021г.) и дополнительным соглашением от 22.12.2021г. (продлен до 01.02.2022г.).

В связи с тем, что рассматриваемые дополнительные соглашения заключены сторонами 27.11.2020г. и 22.12.2021г. Комиссия УФАС по РА проверяет действия заказчика МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на дату подписания соглашений, изменяющих существенные условия муниципального контракта от 23.03.2020г. №0377300007120000004-0.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.

С учетом условий, предусмотренных вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что:

- дополнительное соглашение от 27.11.2020г. заключено сторонами по п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. срок выполнения подрядчиком работ увеличен на 197 календарных дней (с 15.12.2020г. по 30.06.2021г.), т.е. более, чем на 30%, а ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе предусматривает изменение существенных условий контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (заказчиком не представлены в УФАС по РА обращения ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» о невозможности исполнения контракта в установленный срок в связи с распространением коронавирусной инфекции, направленные до даты заключения вышеназванного соглашения, т.е. до 27.11.2020г.);

- дополнительное соглашение от 22.12.2021г. заключено сторонами по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. данным соглашением изменен не только срок, но и цена контракта, стоимость контракта (102031285,00 руб.) соответствует требованиям п. 1(1) постановления Правительства РФ от 19.12.2013г. №1186 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 09.08.2021г. № 1315), с учетом дополнительного соглашения от 27.11.2020г. вышеуказанный контракт заключен на срок более одного года (с 23.03.2020г. по 30.06.2021г.).

В пунктах 12.1, 12.2 муниципального контракта №0377300007120000004-0 от 23.03.2020г. установлены требования об обеспечении подрядчиком:

  1. исполнения контракта в размере 30609385,50 руб., т.е. 30% от НМЦК;
  2. гарантийных обязательств в размере 102031,28 руб., т.е. 0,1% от НМЦК.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на дату подписания соглашений, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона.

Аналогичные требования указаны в п. 12.2 муниципального контракта от 23.03.2020г. №0377300007120000004-0.

Комиссией УФАС по РА установлено, что ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» обеспечило исполнение муниципального контракта №0377300007120000004-0 от 23.03.2020г. банковской гарантией №20777-447-0495787, выданной 19.03.2020г. Филиалом Центральный ПАО Банка «ФК Открытие». Согласно пунктам 1.2, 1.4 данной банковской гарантии сумма, подлежащая уплате Бенефициару (МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова»), ограничивается 30609385,50 руб.; гарантия вступает в силу с даты ее выдачи и действует до 15.03.2021г. включительно.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» при подписании дополнительных соглашений, продлевающих срок исполнения подрядчиком обязательств по контракту, не предоставило иного обеспечения исполнения контракта (новую банковскую гарантию или денежные средства, внесенные на счет заказчика), а также не обеспечило в ходе исполнения контракта гарантийные обязательства.

Представитель ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» на вопрос председателя Комиссии УФАС по РА пояснил, что общество не смогло получить банковскую гарантию, т.к. счет был арестован службой судебных приставов по задолженности перед ПАО «Ростелеком».

В связи с тем, что срок действия банковской гарантии №20777-447-0495787 от 19.03.2020г. не превышал не менее чем на месяц продленный срок исполнения подрядчиком обязательств по контракту (срок их выполнения продлен до 30.06.2021г.), Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что сторонами контракта не соблюдены условия, необходимые для заключения 27.11.2020г. дополнительного соглашения (независимо от наличия оснований для изменения существенных условий контракта).

Принимая во внимание, что ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» с 16.03.2021г. не обеспечило исполнение обязательств по контракту, сторонами контракта также не соблюдены условия, необходимые для заключения 22.12.2021г. дополнительного соглашения, увеличивающего срок выполнения подрядчиком обязательств по контракту до 01.02.2022г.

При этом Комиссия УФАС по РА считает, что обстоятельства, явившиеся основанием для заключения 22.12.2021г. дополнительного соглашения (корректировка ООО «ПСК ЗапСибАгро» (проектировщик) проектно-сметной документации, получение положительного заключения №04-1-1-2-081083-2021 от 22.12.2021г. о проведенной АУ РА «Государственная экспертиза Республики Алтай» повторной государственной экспертизе), не освобождают стороны от обязанности соблюдать условия, необходимые для продления срока исполнения обязательств по контракту, а именно обеспечение подрядчиком исполнения своих обязательств с учетом новых сроков.  

Следовательно, при подписании 27.11.2020г. и 22.12.2021г. дополнительных соглашений к муниципальному контракту №0377300007120000004-0 от 23.03.2020г. заказчиком МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» нарушены требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на даты подписания соглашений.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. 

В ходе проведения проверки Комиссией УФАС по РА установлено, что МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 15.2 муниципального контракта №0377300007120000004-0 от 23.03.2020г. принимались решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (09.06.2021г. исх.№910 и 10.08.2021г. исх.№936), которые в последующем отменялись заказчиком на основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе (решения от 28.06.2021г. исх.№918 и 13.09.2021г. исх.№006 об отмене вышеназванных решений).

Согласно объяснению директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова», полученному 04.02.2022г. старшим помощником прокурора Кош-Агачского района, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ею принимались с целью мотивировать подрядчика ускорить работы по строительству детского сада, и отменялись в связи с тем, что подрядчиком принимались меры по увеличению рабочей силы на объекте, обществом был предоставлен актуальный календарный график исполнения работ до ноября 2021г.  Должностное лицо заказчика также пояснило, что работы по муниципальному контракту №0377300007120000004-0 от 23.03.2020г. по состоянию на 04.02.2022г. не завершены подрядчиком.

Представитель ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» на вопрос председателя Комиссии УФАС по РА пояснил, что обществом контракт исполнен более чем на 90%, на сегодняшний день подрядчиком оформляются необходимые документы для сдачи заказчику оставшейся части работ. Указал, что оплачивать выставленные заказчиком штрафные санкции подрядчик не будет, так как считает, что «отставание» от календарного графика выполнения работ вызвано действиями МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова», так как ПСД, допущенная заказчиком к производству работ, передана обществу значительно позже срока, установленного п. 5.3.1 контракта.

 Представитель прокуратуры Кош-Агачского района на заседании Комиссии УФАС по РА подтвердила, что работы по муниципальному контракту №0377300007120000004-0 от 23.03.2020г. находятся в стадии завершения.

В связи с тем, что подрядчиком ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» предприняты меры по устранению нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения от 10.08.2021г. исх. №936 об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что не подтвердились признаки нарушения МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» требований ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции №79 от 02.07.2021г.) при отмене 13.09.2021г. вышеуказанного решения.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

          1. Признать заказчика МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» нарушившим ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакциях №70 от 31.07.2020г. и №79 от 02.07.2021г.), в связи с заключением 27.11.2020г., 22.12.2021г. дополнительных соглашений к муниципальному контракту от 23.03.2020г. №0377300007120000004-0 на строительство детского сада на 60 мест по ул. Абая, 24А в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай при отсутствии предоставленного подрядчиком обеспечения исполнения контракта (срок действия банковской гарантии №20777-447-0495787 от 19.03.2020г., предоставленной ООО «СК СТРОЙПАНОРАМА» при заключении контракта, закончился 16.03.2021г.).

          2. Передать материалы проверки должностному лицу управления для возбуждения административного производства в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе, по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

 

          Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны