Постановление №004/04/14.31-21/2024 о назначении административного наказания от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 004/04/14.31-21/2024

о назначении административного наказания

 

 

01.02.2024г.

 

 

 

г. Горно-Алтайск

ул. Ленина 226, стр.2

 

Я, временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <...>, рассмотрев протокол от 25.01.2024г. и материалы дела № 004/04/14.31-21/2024 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (ИНН 0411122728, ОГРН 1050400825947, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д.247) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛА:

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2, 2 этаж) в отсутствие законного представителя АО «Водопроводно-канализационное хозяйство», в присутствии защитника — <...> (по доверенности от 17.04.2023г.).

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Сведения о надлежащем извещении АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» имеются в материалах дела (отметка о получении 26.01.2024г. копий протокола и определения).

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Решением Комиссии УФАС по РА от 08.11.2023г. по делу № 004/01/10-335/2023 в действиях АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении расходов, которые фактически АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» не неслись, в стоимость услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка), утвержденную приказом АО «Водоканал» от 30.12.2022г. № 671-П.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Таким образом, опломбирование водосчетчиков (повторная опломбировка) для прочих абонентов, за исключением населения, производится обществом в рамках оказания услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

АО «Водоканал» является субъектом естественной монополии на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах балансовой принадлежности сетей организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других водоснабжающих организаций.

В связи с чем, запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, распространяются на хозяйственную деятельность АО «Водоканал».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Как установлено Комиссией УФАС по РА, все расходы на нерегулируемые государством виды деятельности отнесены в АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» на отдельный счет (26), в том числе, оплата труда сотрудников общества, т.е. фактически расходы уже учтены в позиции «Накладные расходы».

Таким образом, заработная плата необоснованно дважды учтена в расчете стоимости услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка), утвержденной приказом АО «Водоканал» от 30.12.2022г. № 671-П.

Кроме того, Комиссией УФАС по РА установлено, что позиции «Материалы» и «Накладные расходы» не связаны с фактически понесенными расходами общества, а также заработная плата сотрудников общества (техника и начальника абонентского отдела) не зависит от количества оказанных услуг.

Учитывая изложенное, расходы, учтенные в расчете стоимости услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка), нельзя признать экономически оправданными, что приводит к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей, за исключением населения.

Ответственность за нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в соответствии с которой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

25.01.2024г. начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы УФАС по РА <...> в отношении АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении № 004/04/14.31-21/2024, в ходе составления которого, защитник общества <...> (по доверенности) пояснила, что с протоколом согласна.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» состоит в нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с включением расходов, которые фактически АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» не неслись, в стоимость услуги по опломбированию водосчетчиков (повторная опломбировка), утвержденную приказом АО «Водоканал» от 30.12.2022г. № 671-П.

У АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» имелась возможность для соблюдения Закона о защите конкуренции. Однако, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению Закона о защите конкуренции, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела.

Срок давности привлечения АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, ненадлежащем отношении АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Вместе с тем, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 данного Кодекса (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Рассматриваемое административное правонарушение выявлено антимонопольным органом 14.08.2023г. (приказ УФАС по РА № 124/23 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»), таким образом, расчет административного штрафа производится от суммы выручки Общества за 2022 год.

Административное правонарушение совершено в период с 30.12.2022г. по 08.12.2023г. на рынке оказания услуг по повторному опломбированию водосчетчиков для прочих потребителей.

Согласно информации АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (вх. № 5507/23 от 14.12.2023г.) выручка от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2022 год, рассчитанная в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, составила <...> руб.; размер суммы выручки от реализации услуг по повторному опломбированию водосчетчиков для прочих потребителей за 2022 год, рассчитанной в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет <...> руб.

75 % от <...> рублей составляет <...> рублей.

Таким образом, выручка от реализации услуг по повторному опломбированию водосчетчиков для прочих потребителей за 2022 год не превышает 75% от совокупного размера суммы выручки.

Таким образом, минимальный штраф - это 0,01 размера суммы выручки, максимальный – 0,15 размера суммы выручки на рынке.

Таким образом, минимальный штраф = <...> руб. (<...>*0,01).

Максимальный штраф = <...>руб. (<...>*0,15).

Базовый штраф (ср. знач.) = <...> руб. (<...>+(<...> -<...>)/2).

Определение размера обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность:

(<...>-<...>)/8= <...>руб., за 1 ед.

По результатам рассмотрения дела № 004/01/10-335/2023 Комиссия УФАС по РА выдала АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» предписание от 08.11.2023г. об устранении в срок до 08.12.2023г. нарушения антимонопольного законодательства, которое в установленный срок было исполнено, в связи с чем, данный факт оценивается, как обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.

Иных обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая вышеизложенное, размер административного штрафа составляет <...>‬ руб.

Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ административный штраф не может составлять менее 100 000,00 руб.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Как следует из ходатайства защитника АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» <...> от 30.01.2024г. № 141 (вх. №376/24 от 30.01.2024г.), осуществляя регулируемый вид деятельности по холодному водоснабжению, общество с 2022 года получает отрицательный финансовый результат. Так, за 9 месяцев 2023 года убыток по водоснабжению составил <...> руб.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 3.5, 4.1, 14.31, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (ИНН 0411122728, ОГРН 1050400825947, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д.247) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание с учетом ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000,00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Федерального закона от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», приказа ФАС России от 25.09.2020 № 903/20 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001, УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: НБ Республика Алтай Банка России//УФК по Республике Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40102810045370000071, код платежа 161 1 16 01141 01 0031 140, БИК 018405033, л/с 04771212170. Вид платежа: «Штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в Арбитражный суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны