Решение №004/06/64-405/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/64-405/2020 о нарушении законодател... от 28 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/64-405/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«28» декабря 2020 года                                                                       г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствие представителей сторон рассмотрела жалобу ООО «СИБКОМПРЕССОР» на действия заказчика МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300033020000005 «Приобретение оборудования».

ООО «СИБКОМПРЕССОР» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание Комиссии не обеспечило.

24.12.2020г. от МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» поступило ходатайство (вх. №7421) о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 21.12.2020г. (вх. № 7315) поступила жалоба ООО «СИБКОМПРЕССОР» на действия заказчика МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300033020000005 «Приобретение оборудования».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Возражений на жалобу от заказчика в УФАС по РА не поступало.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, установила следующее:

09.12.2020г. заказчиком МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0377300033020000005 «Приобретение оборудования». 

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных данным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В п. 1.8 раздела 1, пп. 7 п. 4.2.5 раздела 4 аукционной документации заказчиком указано, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещении и в Информационной карте документации об аукционе могут быть установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; информация о предоставлении в составе второй части заявки документов (копий таких документов), предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, указана в Информационной карте.

В извещении № 0377300033020000005 и в п. 46 Информационной карты аукционной документации заказчиком не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Также в п. 44 Информационной карты аукционной документации заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения разделов I и II жалобы ООО «СИБКОМПРЕССОР», при анализе информации об объекте закупки (поставка оборудования) Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – приказ Минфина №126н).

Приложение к приказу Минфина №126н содержит информацию о товарах, на которые распространяются условия допуска, представленную в табличной форме, состоящей из двух граф «Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» и «Наименование товара».

Согласно извещению № 0377300033020000005 и доводам жалобы заказчику в рассматриваемом случае требуется поставить, в том числе «Стерилизаторы хирургические или лабораторные» ОКПД 32.50.12.000. Указанный товар включен в приложение №1 к приказу Минфина №126н под наименованием и кодом ОКПД 2: 32.5 – «Инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, катетеры» (в исключении код  32.50.12.000 отсутствует).

Таким образом, товар (стерилизаторы хирургические или лабораторные), требуемый заказчиком к поставке (объект рассматриваемой закупки), подпадает под установленные указанным нормативным актом условия допуска в отношении товаров иностранного происхождения.

Заявитель в жалобе указывает, что также включен в приложение №1 к приказу Минфина №126н товар «Полки и полочки металлические хозяйственно-бытового назначения» с ОКПД 31.09.11.130, указанный в извещении № 0377300033020000005. Комиссия УФАС по РА считает данный вывод заявителя необоснованным, т.к. данный товар указан в исключении к ОКПД 31.09.11, включенному в приложение №1 к приказу Минфина №126н.

Согласно подпункту 1.6 пункта 1 приказа Минфина России №126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.

Согласно п. 1.3 приказа Минфина России №126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:

а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении            № 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);

б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.

Согласно п. 3 приказа Минфина России №126н для целей применения данного приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.

Заказчиком не исполнено требование данного пункта, т.к. в состав предмета одного контракта включен, в том числе указанный выше товар, включенный в перечень приказа Минфина России №126н, и товары, не включенные в него.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление № 617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В пункт 120 Перечня к данному постановлению включено: «Оборудование весовое промышленное», с кодом ОКПД 2 – 28.29.31.110.

Заказчиком в извещении № 0377300033020000005 указано, что в рамках данной закупки необходимо поставить, в том числе «Оборудование весовое промышленное» ОКПД 28.29.31.110.

Согласно п. 2 постановления № 617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

Согласно п. 9 постановления № 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных данным постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.

На основании п. 5 постановления № 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 данного постановления.

   Заказчиком не исполнено требование данного пункта, т.к. в состав предмета одного контракта включено оборудование весовое промышленное, включенное в перечень постановления № 617, и товары, не включенные в него.

Постановлением Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - постановление №616) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, включенных в перечень, являющийся приложением к данном постановлению.

В силу пункта 10 постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным данным постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015г. № 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Согласно доводу жалобы заказчику в рассматриваемом случае требуется поставить, в том числе следующий товар:

- «Витрины холодильные» ОКПД 28.25.13.114 (в приложении №1 к постановлению № 616 под наименованием и кодом ОКПД 2: 28.25.13.114 – «Витрины холодильные»);

- «Машины для переработки мяса, овощей и теста (оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания)» ОКПД 28.93.17.110 (в приложении №1 к постановлению № 616 под наименованием и кодом ОКПД 2: 28.93.17.110 – «Машины для переработки мяса, овощей и теста (оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания)»);

- «Средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска» ОКПД 29.10.59.220 (в приложении №1 к постановлению № 616 под наименованием и кодом ОКПД 2: 29.10.59.220 – «Средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска»);

- «Столы кухонные» ОКПД 31.02.10.110, «Мебель кухонная прочая» ОКПД 31.02.10.190 (в приложении №1 к постановлению № 616 под наименованием и кодом ОКПД 2: 31.02.10 – «Мебель кухонная»);

- «Полки и полочки металлические хозяйственно-бытового назначения» ОКПД 31.09.11.130 (в приложении №1 к постановлению № 616 под наименованием и кодом ОКПД 2: 31.09.11 – «Мебель металлическая, не включенная в другие группировки»).

- «Камеры холодильные сборные» ОКПД 28.25.13.112 (в приложении №1 к постановлению № 616 под наименованием и кодом ОКПД 2: 28.25.13.112 – «Камеры холодильные сборные»).

Таким образом, товар, требуемый заказчиком к поставке, подпадает под установленные постановлением № 616 запреты в отношении товаров иностранного происхождения.

На основании пункта 12 постановления № 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 данного постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).

   Заказчиком не исполнено требование данного пункта, т.к. в состав предмета одного контракта включены товары, включенные в перечень постановления № 616, и не включенные в него (все остальные товары).

Вышеуказанные действия заказчика нарушают ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Доводы жалобы в данной части являются обоснованными.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе                                № 0377300033020000005 от 23.12.2020г. на участие в аукционе поступило 6 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона                                 0377300033020000005 от 28.12.2020г. победителем определено ООО «ЦСО СИБИРЬ РЕГИОН» с предложенной ценой контракта 3284006,81 руб.

При рассмотрении первой части заявки ООО «ЦСО СИБИРЬ РЕГИОН» (№108930420) Комиссией УФАС по РА установлено, что к поставке предложен, в том числе, иностранный товар, включенный: в приложение №1 к приказу Минфина №126н, например, стиральная машина производства Южная Корея, сушильная машина производства США, водонагреватель накопительный производства Китай; в Постановление № 616, например, машина тестомесильная производства Китай. Товар, включенный в Постановление № 617, в первой части заявки ООО «ЦСО СИБИРЬ РЕГИОН» предложен российского производства.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещено 7 разъяснений положений документации об электронном аукционе 0377300033020000005.

При этом, Комиссией УФАС по РА установлено, что вышеуказанные разъяснения не содержат предмета запросов. Данные действия заказчика нарушают        ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы является обоснованным.

В связи с тем, что победителем аукциона ООО ЦСО СИБИРЬ РЕГИОН» предложен товар иностранного производства, на который распространяется запрет, установленный постановлением №616, Комиссия УФАС по РА в целях восстановления прав участников закупки, которые могли предложить товар, не подпадающий под запрет, установленный данным нормативно-правовым актом, приняла решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 статьей 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СИБКОМПРЕССОР» на действия заказчика   МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300033020000005 «Приобретение оборудования» обоснованной.
  2. Признать заказчика МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» нарушившим ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части: не установления в извещении № 0377300033020000005 и в п. 46 Информационной карты условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что закупаемое оборудование включено в перечни, утвержденные вышеназванными нормативными документами;  объединения в один предмет закупки товаров, включенных в перечни приказа Минфина РФ № 126н и постановлений Правительства РФ № 616 и № 617, и не включенных в них; неуказания в разъяснениях положений аукционной документации предмета запросов.

3.  Выдать заказчику МБОУ «Улаганская начальная общеобразовательная школа» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены (аннулирования) электронного аукциона.

4.  Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административных производств по ч.ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении виновных лиц заказчика.

 

          Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны