Решение по жалобе №004/06/49-203/2024 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/49-203/2024 о нарушении законодатель... от 27 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №004/06/49-203/2024

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«27» июня 2024 года                                                                         г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

в присутствии представителей заказчика УФНС по Республике Алтай <…>, <…> по доверенностям, с участием по видео-конференц-связи представителя заявителя ООО «ТД «Политон-Тех» <…> по доверенности, рассмотрев жалобу ООО «Торговый Дом «Политон-Тех» на действия заказчика управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177100001124000016 на поставку картриджей,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 20.06.2024 поступила жалоба (№2356-ЭП/24) ООО «Торговый Дом «Политон-Тех» на действия заказчика управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее — УФНС по Республике Алтай) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177100001124000016 на поставку картриджей.

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в составе извещения  неправомерно установлено требование о поставке оригинальных товаров, без возможности поставки эквивалентной продукции, что указывает на конкретного производителя и ведет к ограничению количества участников закупки.

25.06.2024 (вх. №2413-ЭП/24) в адрес управления поступили письменные возражения на жалобу и запрашиваемые документы от УФНС по Республике Алтай.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.

13.06.2024 заказчиком УФНС по Республике Алтай в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение №0177100001124000016 о проведении электронного аукциона на поставку картриджей. Начальная (максимальная) цена контракта 1655981,97 руб.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0177100001124000016 от 25.06.2024 на участие поступило 7 заявок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в извещении №0177100001124000016 установлены ограничения допуска товаров из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №878), и условия допуска по приказу Минфина РФ №126н от 04.06.2018.

Комиссией УФАС по РА установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона №0177100001124000016 закупаются картриджи, тонер-картриджи и копи-картриджи, описание объекта закупки произведено в соответствии с кодом ОКПД2 26.20.40.120 «Элементы замены типовые устройств ввода и вывода». Из описания объекта закупки следует, что закупаются 6 видов картриджей с товарным знаком Xerox и 1 вид — HP.

Описание объекта закупки (приложение к извещению №0177100001124000016) содержит требование к оригинальности поставляемого товара: картриджи должны быть новыми, оригинальными (под оригинальными понимаются расходные материалы, изготовленные производителем офисной техники, в которой они будут использоваться).

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что закупаются картриджи для принтеров и многофункциональных устройств, установленных у заказчика, при этом, инструкциями по эксплуатации таких устройств не рекомендовано использование картриджей сторонних производителей, т.к. в случае поломки оборудования, вследствие использования картриджей сторонних производителей, гарантийное обслуживание оборудования не осуществляется. В подтверждение своей позиции представители заказчика представили выдержки из инструкции по применению оборудования, скриншоты с интернет-сайта xerox.com. Пояснили, что воспользовались правом закупки оригинального товара, указанным в пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС по РА отмечает, что в представленных заказчиком документах и сведениях не установлено прямого запрета на использование совместимых товаров иных производителей (указано, что производитель не рекомендует использовать расходные материалы других производителей). Указано на то, что гарантия не распространяется на случаи возникновения проблем вследствие использования деталей и расходных материалов других производителей (произведены не под маркой Xerox). Компания HP, в свою очередь, также не рекомендует использовать расходные материалы сторонних производителей — ни новые, ни повторно заправленные.

На вопрос Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что техника производителей Xerox и HP поступила в УФНС по Республике Алтай централизованно в 2022 (представлен акт сдачи-приемки от 02.02.2022).

Следовательно, Комиссия УФАС по РА отмечает, что на дату начала исполнения контракта по данной закупке (01.04.2025) истечет гарантийный срок на технику, установленную у заказчика.

В связи с чем, условие о прекращении гарантийного обслуживания техники вследствие использования неоригинальных расходных материалов, не применимо.

Кроме того, из представленных заказчиком документов следует, что общая гарантия качества предоставляется в США и Канаде, вне этих стран гарантийное покрытие может варьироваться (компания Xerox).

Таким образом, на заседании Комиссии УФАС по РА представителями заказчика не представлены документы, указывающие на необходимость использования заказчиком исключительно оригинальных расходных материалов производителей Xerox и HP, в частности, не представлена техническая документация, содержащая указание на совместимость оборудования данных производителей исключительно с оригинальными расходными материалами, не доказана невозможность применения товаров, эквивалентных требуемым к поставке.

Представитель заявителя указала, что в виду ухода с рынка Российской Федерации производителей Xerox и HP, поставка оригинальных картриджей возможна лишь поставщиками, имеющими прямые договорные отношения с данными производителями. Вместе с тем, на территории Российской Федерации производятся картриджи, совместимые с техникой Xerox и HP.

Комиссия УФАС по РА считает, что установление заказчиком ограничений допуска согласно Постановлению №878 и указание в описании объекта закупки на необходимость поставки оригинальной продукции производителей Xerox и HP без указания возможности поставки эквивалентной продукции приводит к невозможности выполнения требований, установленных данным постановлением (на заседании представитель заказчика затруднился пояснить производятся ли на территории России оригинальные картриджи компаний Xerox и HP).

Вследствие чего, заказчику следовало установить требование о возможности поставки совместимых картриджей, так как указание на оригинальность товаров может привести к ограничению конкуренции среди российских товаропроизводителей.

Довод заказчика о том, что оригинальные товары являются более качественными, не подтвержден документарно.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу о том, что действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, т.к. в технической документации на оборудование отсутствует запрет на использование расходных материалов других производителей, совместимых с оборудованием, используемым заказчиком.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по     ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях.

Довод жалобы является обоснованным.

В целях восстановления прав заявителя Комиссия УФАС по РА приняла решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона №0177100001124000016 на поставку картриджей.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь        ст. 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Торговый Дом «Политон-Тех» на действия заказчика управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай при проведении электронного аукциона №0177100001124000016 на поставку картриджей обоснованной.

2. Признать заказчика УФНС по Республике Алтай нарушившим п. 1 ч. 1           ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с установлением в описании объекта закупки требования к оригинальности поставляемого товара, неустановлением возможности поставки эквивалентного товара, совместимого с оборудованием, используемым заказчиком.

3. Выдать заказчику УФНС по Республике Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона №0177100001124000016.

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении производитва об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны