Решение №20 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 20 от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«23» апреля 2021г.                                                                           

   г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<…>;

<...>;

<>,

с участием по ВКС старшего помощника прокурора Усть-Коксинского района <…>, в присутствии представителя Администрации МО «Усть-Коксинский район» <…> по доверенности от 11.01.2021г., рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки соблюдения заказчиком Администрацией МО «Усть-Коксинский район» требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта от 04.07.2019г. №15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (заключение с ООО «НОВОСТРОЙ» дополнительных соглашений № 1 от 24.07.2020г., №1 от 29.01.2021г.).

ООО «НОВОСТРОЙ» должным образом уведомлено о дате и времени заседания Комиссии УФАС по РА, явку представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим обращением прокуратуры Усть-Коксинского района (вх. 1790 от 06.04.2021г.), во исполнение поручения ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 43 от 13.04.2021г. назначена внеплановая документарная проверка заказчика Администрации МО «Усть-Коксинский район» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при изменении существенных условий муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (заключение с ООО «НОВОСТРОЙ» дополнительных соглашений № 1 от 24.07.2020г. и от 29.01.2021г.). Данный муниципальный контракт заключен в рамках реализации НП «Образование».

Основанием для проведения проверки явилось обращение прокуратуры Усть-Коксинского района о выявленных признаках нарушения ч. 1 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе (пп. «а» п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

В ходе проверки у Администрации МО «Усть-Коксинский район» и ООО «НОВОСТРОЙ» запрошена следующая информация: об основаниях для внесения 24.07.2020г. и 29.01.2021г. изменений в контракт, предусмотренных п. 8 ч. 1          ст. 95 Закона о контрактной системе, о видах и объемах измененных, добавленных, исключенных работ из первоначальной ПСД (при внесении изменений в проектную документацию); о сроках корректировки ПСД (начальный и конечный срок) и прохождения государственной экспертизы; копия положительного заключения государственной экспертизы на строительство объекта после внесения изменений; об объеме невыполненных ООО «НОВОСТРОЙ» обязательств по контракту по состоянию на 24.07.2020г. и на 29.01.2021г. (с указанием видов работ и их стоимости); о предоставлении ООО «НОВОСТРОЙ» обеспечения исполнения контракта на новые сроки исполнения контракта; письменные возражения (пояснения) по выявленным признакам нарушения законодательства о контрактной системе.

Запрашиваемые документы и пояснения поступили в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 20.04.2021г.           (вх. №2079), 23.04.2021г. (вх. № 2135). От ООО «НОВОСТРОЙ» документов и пояснений не поступило.

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей прокуратуры и заказчика, установила следующее.

По итогам электронного аукциона № 0377300008719000015 Администрацией МО «Усть-Коксинский район» с ООО «НОВОСТРОЙ» 04.07.2019г. заключен муниципальный контракт № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (далее – муниципальный контракт, контракт). Цена контракта 272405220,00 руб. (пункт 3.1).

Согласно п. 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту: «Строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай». (далее - Объект) и сдать результат в соответствии с проектной документацией (Приложение № 1 к Контракту).

Пунктом 4.1.1 контракта установлено, что подрядчик обязуется начать работы немедленно с момента подписания контракта и выполнить работу по строительству объекта до 30.07.2020г.

В соответствии с п. 9.1 контракта он действует с момента заключения до        25 сентября 2020г. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от полного исполнения своих обязательств по контракту.

Таким образом, общий срок исполнения контракта (с 04.07.2019г. по 25.09.2020г.) составляет 449 календарных дней.

24.07.2020г. распоряжением Главы Администрации МО «Усть-Коксинский район» № 313 в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе принято решение о переносе срока выполнения работ по контракту до 31.12.2020г.

24.07.2020г. стороны, руководствуясь п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, заключили дополнительное соглашение № 1 к контракту, которым изменили срок выполнения работ до 31.12.2020г. (изменен п. 4.1.1 контракта) и срок действия контракта до 31.01.2021г. (изменен п. 9.1 контракта). Увеличение срока исполнения контракта составило 128 календарных дней (с 25.09.2020г. по 31.01.2021г.).

28.01.2021г. распоряжением Главы Администрации МО «Усть-Коксинский район» № 53 принято решение об увеличении срока исполнения контракта до 31.01.2022г.

29.01.2021г. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» и ООО «НОВОСТРОЙ» на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, заключено дополнительное соглашение №1 к контракту, которым изменен срок выполнения работ до 31.12.2021г. (изменен п. 4.1.1 контракта) и срок действия контракта до 31.01.2022г. (изменен п. 9.1 контракта). Увеличение срока исполнения контракта составило (с 31.01.2021г. по 31.01.2022г.) 365 календарных дней.

Основанием для заключения вышеназванного дополнительного соглашения в преамбуле указана невозможность исполнения сторонами муниципального контракта обязательств по ранее выданной в производство работ проектно-сметной документации, а также получение 12.01.2021г. положительного заключения повторной государственной экспертизы.

На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что в ходе производства работ сторонами установлена необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию по объекту: «Строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай» (изменение объемов и видов работ, а также включение дополнительных работ). Данные обстоятельства, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, предусматривают возможность внесения изменений в контракт. В связи с тем, что государственная экспертиза по внесенным в ПСД изменениям проходила с декабря 2019г. по январь 2021г., заказчик вправе продлить срок исполнения контракта до июля 2021г.

Комиссией УФАС по РА исходя из сведений реестра контрактов в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 3040600421419000010 по контракту от 04.07.2019г. № 15) установлено и подтверждено представителем заказчика на заседании Комиссии, что сроки выполнения работ и действия контракта изменены сторонами только дважды, дополнительными соглашениями № 1 от 24.07.2020г. и от 29.01.2021г.

Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

В п. 1(1) постановления Правительства РФ от 19.12.2013 №1186 установлен предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства могут быть изменены в установленном порядке в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию - 100 млн. рублей.

Цена муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 составляет 272 405 220,00 (двести семьдесят два миллиона четыреста пять тысяч двести двадцать) рублей. Срок исполнения контракта составляет более одного года.

Следовательно, стороны муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе вправе принять решение об увеличении срока исполнения контракта не более чем на тридцать процентов.

В связи с тем, что срок исполнения контракта включает в себя обязательства всех сторон по контракту (срок выполнения работ подрядчиком, срок приемки работ и их оплата заказчиком), Комиссия УФАС по РА при проверке наличия (отсутствия) законных оснований для заключения вышеназванных дополнительных соглашений исходит из срока, установленного п. 9.1 контракта (449 календарных дней).

Дополнительным соглашением от 24.07.2020г. № 1 срок исполнения контракта увеличен на 128 календарных дней, что составляет 28,5% от срока, предусмотренного п. 9.1 контракта.

Таким образом, Администрацией МО «Усть-Коксинский район» при изменении 24.07.2020г. существенных условий муниципального контракта от 04.07.2019г. №15 соблюдены условия, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

С учетом дополнительного соглашения от 24.07.2020г. №1 срок исполнения контракта составляет 577 (449+128) календарных дней, 30 % из которого составляет 173 календарных дня.

Дополнительным соглашением от 29.01.2021г. № 1 сторонами срок исполнения контракта увеличен на 365 календарных дней, что составляет более 63% от срока, предусмотренного п. 9.1 контракта, с учетом дополнительного соглашения от 24.07.2020г. №1.

Согласно п. 1.3 положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации «Строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (Привязка типовой проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа на 275 учащихся в г. Северобайкальске»). Корректировка», выданного АУ РА «Государственная экспертиза Республики Алтай» № 04-1-1-2-000533-2021 от 12.01.2021г., основанием для проведения повторной экспертизы указаны, в том числе заявление ООО «ВИСМА» о проведении повторно государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства: «Строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (Привязка типовой проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа на 275 учащихся в г. Северобайкальске»). Корректировка» от 05.10.2020г., вх. № 555; договор о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от 06.10.2020г. № 112-2020.

Следовательно, не подтверждены доводы Администрации МО «Усть-Коксинский район» о сроке прохождения государственной экспертизы откорректированной проектной документации с декабря 2019г. по январь 2021г.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что срок проведения государственной экспертизы (с 06.10.2020г. по 12.01.2021г., т.е. 98 календарных дней) подлежит исключению из продленного дополнительным соглашением № 1 от 24.07.2020г. срока (из 128 календарных дней).

Таким образом, Администрацией МО «Усть-Коксинский район» при изменении 29.01.2021г. существенных условий муниципального контракта от 04.07.2019г. №15 не соблюдены условия, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. срок исполнения контракта сторонами продлен более чем на 30%, в том числе с учетом срока получения положительного заключения государственной экспертизы на откорректированную проектную документацию.

Комиссией УФАС по РА при проверке наличия (отсутствия) законных оснований для заключения дополнительного соглашения от 29.01.2021г. № 1 установлено следующее.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

В п. 1 постановления Правительства РФ от 19.12.2013 №1186 установлен предельный размер цены контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно – 500 млн. рублей.

Следовательно, в данном случае стороны не имели правовых оснований для изменения существенных условий муниципального контракта от 04.07.2019г. №15, а именно на продление срока исполнения контракта, т.к. цена контракта (272 405 220,00 руб.) не превышает размер цены, установленный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации № 1186.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона.

Следовательно, на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе возможно продление срока исполнения контракта от 04.07.2019г. № 15 на 449 календарных дней, при условии предоставления ООО «НОВОСТРОЙ» обеспечения исполнения контракта на новый срок обязательств (с учетом ч. 3       ст. 96 данного закона).

ООО «НОВОСТРОЙ» исполнение контракта от 04.07.2019г. №15 обеспечено банковской гарантией № 96-19 от 02.07.2019г., выданной ООО «СИБСОЦБАНК», со сроком действия по 25.10.2020г.

20.04.2021г. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» в УФАС по РА предоставлена банковская гарантия № 21777-447-0630239 от 14.04.2021г., выданная филиалом Центральный ПАО Банка «ФК Открытие» ООО «НОВОСТРОЙ» в качестве обеспечения исполнения обязательств общества перед Администрацией МО «Усть-Коксинский район» по контракту, заключенному по закупке №0377300008719000015. В пункте 1.5 банковской гарантии срок действия указан по 01.03.2022г. включительно.

На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что срок действия банковской гарантии № 96-19 от 02.07.2019г. ООО «НОВОСТРОЙ» не продлевался, по истечении срока ее действия (26.10.2020г.) и до получения банковской гарантии № 21777-447-0630239 от 14.04.2021г. денежные средства на счет Администрации МО «Усть-Коксинский район» от ООО «НОВОСТРОЙ» в качестве обеспечения исполнения контракта не поступали.

Следовательно, при заключении дополнительного соглашения от 29.01.2021г. № 1 обязательства ООО «НОВОСТРОЙ» по контракту от 04.07.2019г. № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай не были обеспечены, что исключает возможность продления срока исполнения контракта по п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе не предусматривает иных случаев изменения срока исполнения контракта.

Таким образом, 29.01.2021г. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» изменены существенные условия контракта (срок исполнения контракта) в нарушение требований ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика Администрацию МО «Усть-Коксинский район» нарушившим требования ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении с ООО «НОВОСТРОЙ» дополнительного соглашения от 29.01.2021г. № 1 к муниципальному контракту от 04.07.2019г. № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай, при отсутствии обеспечения исполнения подрядчиком контракта на новый срок выполнения обязательств.

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны