Решение №004/06/48-2/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/48-2/2023 о нарушении законодательс... от 16 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/48-2/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«16» января 2023 года                                                                         г. Горно-Алтайск

                

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе:

«…»,

с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» (далее – МБОУ «Козульская СОШ им. Тоедова Д.Т.») «…», «…» рассмотрела жалобу ООО «Сибирский тендер» на действия заказчика МБОУ «Козульская СОШ им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028522000001 на капитальный ремонт МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.», литер А, литер Б, расположенных по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Козуль,  ул. Молодежная, 17.

ООО «Сибирский тендер» уведомлено надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии, участие представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 09.01.2023г. поступила жалоба ООО «Сибирский тендер» (вх. №18) на действия заказчика МБОУ «Козульская СОШ им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028522000001 на капитальный ремонт МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.», литер А, литер Б, расположенных по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район,  с. Козуль, ул. Молодежная, 17.

Заявитель считает, что заказчиком в проекте контракта неправомерно установлен срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, заключенного с субподрядчиком (в течение 15 рабочих дней); установлена разночтивая информация в закупочной документации (проекте контракта); в проекте контракта установлены условия осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), несоответствующих требованиям законодательства; в проекте контракта установлено требование, не относящееся к предмету закупки (не входит в НМЦК); порядок оценки заявок (приложение к извещению №0377300028522000001) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком МБОУ «Козульская СОШ     им. Тоедова Д.Т.» представлены письменные возражения (вх. №109 от 13.01.2023г.).

Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, установила следующее.

        15.12.2022г. заказчиком МБОУ «Козульская СОШ им. Тоедова Д.Т.» в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0377300028522000001 на капитальный ремонт МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.», литер А, литер Б, расположенных по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район,   

с. Козуль, ул. Молодежная, 17. Начальная (максимальная) цена контракта 45354740,00 рублей. Закупка осуществляется в рамках республиканской программы «Развитие образования».

        20.12.2022г. заказчиком внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0377300028522000001 и в прилагаемые к извещению документы.

   1) Заявитель в жалобе указывает, что в проекте контракта неправомерно установлен срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, заключенного с субподрядчиком (в течение 15 рабочих дней).

В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее - Постановление №1466) утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пунктом 5 Постановления №1466 установлено, что оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

В пункте 4.3.24 проекта контракта (приложение к извещению №0377300028522000001) установлено, что подрядчик обязуется оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 5 Постановления №1466 в проекте контракта неправомерно установлен срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, заключенного с субподрядчиком.

Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

2) Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком установлена разночтивая информация в закупочной документации (проекте контракта).

В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В пункте 7.4 проекта контракта указано, что подрядчик в течение 5 дней с даты получения заказчиком извещения о готовности объекта к приемке формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.

К документу о приемке могут прилагаться документы (скан-копии), указанные в пункте 2.9 контракта, которые будут считаться его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.

Вместе с тем, в п. 2.9 проекта контракта установлено, что обязательство заказчика по оплате работ подрядчику считается исполненным с момента списания денежных средств со счета заказчика.

Таким образом, заказчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе в проекте контракта указана разночтивая информация.

Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 3) Заявитель в жалобе указывает, что в проекте контракта установлены условия осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), несоответствующих требованиям законодательства.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При этом ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе установлен порядок приемки товаров, работ, услуг с использованием ЕИС, в том числе содержание документа о приемке, прилагаемые к нему документы, являющиеся неотъемлемой частью, сроки приемки.

В пункте 2.7. проекта контракта установлено, что оплата выполненных работ производится безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе, и предоставления Заказчику следующих документов на бумажном носителе:

- счета;

- счета-фактуры (если подрядчик является плательщиком НДС);

- справки о стоимости выполненных работ и затрат, подписанной заказчиком и подрядчиком с приложением актов о приемке выполненных работ (отдельных этапов), подписанных уполномоченными представителями Заказчика, Подрядчика и технического надзора.

Пунктом 7.4. проекта контракта установлено, что подрядчик в течение 5 дней с даты получения заказчиком извещения о готовности объекта к приемке формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в нарушение ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит обязательные условия о порядке оформления результатов исполнения контракта исключительно с использованием функционала ЕИС.

Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

4) Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта проведены с нарушением Закона о контактной системе, (в проекте контракта установлено требование, не относящееся к предмету закупки (не входит в НМЦК)).

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 данного закона), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В силу п. 3 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 данной статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с данным Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с постановлением Администрации МО «Усть-Канский район» от 12.01.2009г. №7/3 Управление финансов администрации Усть-Канского района (аймака) определено органом внутреннего муниципального финансового контроля МО «Усть-Канский район».

В связи с чем, данный довод жалобы Комиссия УФАС по РА оставляет без рассмотрения, передает в орган муниципального финансового контроля.

5) Заявитель в жалобе указывает, что порядок оценки заявок (приложение к извещению №0377300028522000001) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

        В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021г. №2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение №2604).

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В пункте 2 раздела II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение к извещению №0377300028522000001) указано, что критерий оценки «Квалификация участников закупки» имеет значимость 40%, показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, признак № 3 - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной пп. «ж» п. 20 Положения №2604:

в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки

 

где:

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

 - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (установлено в размере 50% от начальной максимальной цены контракта и составляет 22677370 (Двадцать два миллиона шестьсот семьдесят семь тысяч триста семьдесят) рублей 00 копеек.

По мнению заявителя, установленное заказчиком предельное минимальное значение в размере 50% от НМЦК, является ненадлежащим, т.к. влечет ограничение конкуренции.

Во исполнение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении №0377300028522000001 установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021г. №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление №2571) о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному п.п. 1 или 2 данной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных п. 3 данной позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

- в случае наличия опыта, предусмотренного п. 1 данной позиции: исполненный договор, акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

- в случае наличия опыта, предусмотренного п. 2 данной позиции: исполненный договор, акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);

- в случае наличия опыта, предусмотренного п. 3 данной позиции: раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Заказчиком по детализирующему показателю критерия №2 «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» установлено предельное минимальное значение характеристики объекта, выраженное в наименьшей цене одного из исполненных участником закупки договоров (контрактов), принимаемых к оценке, равное 22677370,00 рублей, что составляет 50% от начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, участник закупки, обладающий сопоставимым опытом выполнения работ более 20% и представивший к оценке контракты/договоры с ценой в размере, например, 22223822,60 рублей (49% от НМЦК), по результатам оценки по данному детализирующему показателю получит «0» баллов.

Учитывая, что в соответствии с установленными в извещении №0377300028522000001 дополнительными требованиями к участию в конкурсе допускаются участники, обладающие опытом выполненных работ по договору (контракту) с ценой не менее 20% от НМЦК (что составляет 9070940,00 рублей), условие к минимальной стоимости контрактов (договоров), установленное в порядке оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю критерия №2, а именно 22677370,00 рублей (50% от НМЦК), не соответствует требованиям Положения №2604, т.к. нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в неравные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых сопоставимы требуемому опыту.

Таким образом, действия заказчика МБОУ «Козульская СОШ им. Тоедова Д.Т.» нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, так как в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение к извещению №0377300028522000001) установлены необоснованные условия оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0377300028522000001 от 10.01.2023г. на конкурс поступило 7 заявок. Победителем закупки признан участник №113357015 (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0377300028522000001 от 11.01.2023г.).

В целях устранения допущенных нарушений, Комиссия УФАС по РА полагает необходимым выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю открытого конкурса в электронной форме №0377300028522000001 на подписание.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Сибирский тендер» на действия заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0377300028522000001 на капитальный ремонт МБОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.», литер А, Литер Б, расположенных по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Козуль, ул. Молодежная, 17 обоснованной.

2. Оставить довод жалобы ООО «Сибирский тендер» в части несоответствия определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, (в проекте контракта установлено требование, не относящееся к предмету закупки (не входит в НМЦК)) без рассмотрения.

3. В соответствии с п. 3 ч. 8, п. 3 ч. 9 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать жалобу ООО «Сибирский тендер» в Управление финансов администрации Усть-Канского района (аймака) в части проверки определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

4. Признать заказчика муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 13 ст. 94, п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» в связи с неправомерным установлением срока оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, заключенного  с субподрядчиком (в течение 15 рабочих дней); установлением разночтивой информации в закупочной документации (проекте контракта);  установлением условий осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), несоответствующих требованиям законодательства;  установлением в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение к извещению №0377300028522000001) необоснованных условий оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

5. Выдать заказчику муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Козульская средняя общеобразовательная школа им. Тоедова Д.Т.» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в п. 4.3.24 раздела 2 проекта контракта в части установления условий, предусмотренных п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», в п. 7.4. раздела 7 проекта контракта, в раздел 2 проекта контракта в части установления условий осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) на стадии направления контракта победителю открытого конкурса в электронной форме №0377300028522000001 на подписание.

  6. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

        Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны