Решение №004/06/49-323/2023 РЕШЕНИЕ по делу №004/06/49-323/2023 о нарушении законодатель... от 15 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №004/06/49-323/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«15» августа 2023 года                                                                г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике ….,

с участием по ВКС представителей заявителя ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» …. (доверенность №1 от 23.03.2023г.), уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай …. (доверенность от 09.01.2023г.), в присутствии представителя заказчика КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» …. (доверенность №1 от 15.08.2023г.), рассмотрев жалобу ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» на действия заказчика КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923002789 на выполнение работ по монтажу системы охранного видеонаблюдения на служебных зданиях мировых судебных участках Республики Алтай,

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 09.08.2023г. поступила жалоба ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» (вх. №3374-ЭП/23) на действия заказчика КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923002789 на выполнение работ по монтажу системы охранного видеонаблюдения на служебных зданиях мировых судебных участках Республики Алтай.

Заявитель считает, что заказчик неправомерно не установил запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Не согласившись с доводом жалобы, Министерством экономического развития Республики Алтай, КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» представлены письменные возражения (вх. №3421-ЭП/23, №3428-ЭП/23 от 11.08.2023г.).

Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.

28.07.2023г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000923002789 на выполнение работ по монтажу системы охранного видеонаблюдения на служебных зданиях мировых судебных участках Республики Алтай. Начальная (максимальная) цена контракта 2966000,00 рублей. Заказчиком является КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей». 02.08.2023г. заказчиком внесены изменения в вышеуказанное извещение.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.08.2023г. на участие в электронном аукционе №0177200000923002789 поступило 9 заявок.

На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление №1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Представитель заявителя на заседании Комиссии УФАС по РА пояснил, что требования Технического задания однозначно свидетельствуют о том, что в ходе выполнения работ по монтажу системы охранного видеонаблюдения исполнитель будет устанавливать программное обеспечение, например Trassir.

Представитель заказчика указала, что программное обеспечение не является самостоятельным объектом закупки. В рамках электронного аукциона №0177200000923002789 закупаются работы по монтажу охранного видеонаблюдения. Законодательством не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением №1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным ПО, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно.

Из письма Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 28.04.2023г. №П11-01-04-200-32064 в части установления запрета на закупку иностранного программного обеспечения при осуществлении закупок камер видеонаблюдения следует, что «согласно подпункту «б» пункта 2.1 постановления №1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта. Таким образом, если в извещении или документации о закупке камер видеонаблюдения предусмотрена необходимость установки программного обеспечения на камеры видеонаблюдения и передачи прав на такое встроенное программное обеспечение вследствие выполнения контрактных обязательств, то запрет на допуск иностранного ПО распространяется на такую закупку».

Комиссией УФАС по РА установлено, что в Техническое задание заказчиком включены, в том числе следующие требования:

- в пункте 3 таблицы №2 «Характеристика товара» по видеорегистратору (IP-видеорегистратор) дополнительно по количеству камер требуется комплект лицензий на подключение по нативному, ONVIF или RTSP протоколу;

- в п. 10.5 указано, что сохраненный видеофрагмент должен воспроизводиться средствами предоставленного ПО.

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА затруднилась пояснить правомерность установления в Техническом задании вышеуказанных требований, при условии отсутствия в извещении №0177200000923002789 запрета, предусмотренного постановлением №1236.

С учетом установленных по делу обстоятельств, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о наличии в действиях заказчика КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» нарушения п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в связи с неустановлением запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236.

За данное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод жалобы является обоснованным.

В связи с тем, что допущенное КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» нарушение влияет на исполнение контракта в части возможности установки (использования) программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Комиссией УФАС по РА принято решение о выдаче заказчику, уполномоченному органу предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона №0177200000923002789.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ МАШИНЫ» на действия заказчика КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923002789 на выполнение работ по монтажу системы охранного видеонаблюдения на служебных зданиях мировых судебных участках Республики Алтай, обоснованной.

2. Признать заказчика КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей» нарушившим п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с неустановлением запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона №0177200000923002789 на выполнение работ по монтажу системы охранного видеонаблюдения на служебных зданиях мировых судебных участках Республики Алтай.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны