Постановление №004/04/9.21-146/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 004/04/9... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 004/04/9.21-146/2021

об административном правонарушении

 

29.07.2022г.

 

 

 

г. Горно-Алтайск

ул. Ленина 226, стр.2

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев протокол от 12.05.2021г. и материалы дела №004/04/9.21-146/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, (на момент совершения правонарушения - заместителя директора по техническим вопросам – главного инженера филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Горно-Алтайские электрические сети») <…> по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело рассматривается в УФАС по РА (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул.Ленина, 226, стр. 2, 2 этаж) в отсутствие лица, участвующего в деле.

Сведения о получении копии протокола об административном правонарушении и надлежащем извещении о назначении времени и места рассмотрения дела №004/04/9.21-146/2021 <…> имеются в материалах дела.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступили заявления ФГУП «РТРС» в лице филиала «РТПЦ Республики Алтай» от 15.03.2021г. № 13/153-10 (вх. № 1444 от 19.03.2021г.), <…> (вх. № 1122                 от 01.03.2021г.) и материалы Прокуратуры Чемальского района (вх. №1241 от 09.03.2021г.) по вопросу ненадлежащего качества поставляемой электроэнергии в с. Чепош, ул. Родниковая и об ограничении режима потребления электрической энергии более 24 часов отключения электроэнергии подряд на объекте ЦРТС Ускуч Чойского района филиала ФГУП «РТРС»-«РТПЦ Республики Алтай».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004г.   № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Пунктом 31(5) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила № 861) определено, что в договор энергоснабжения и оказания услуг по передаче электроэнергии включаются условия, включаются условия, соответствующие установленной документами о технологическом присоединении категории надёжности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Пунктом 31(6) Правил № 861 установлено, что категория надёжности обуславливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надёжности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» (в настоящий момент - ПАО «Россети Сибирь»-«Горно-Алтайские электрические сети») является субъектом естественной монополии на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций.

Между АО «Алтайэнергосбыт» и ФГУП «РТРС» в лице филиала ФГУП «РТПЦ Республики Алтай» заключен государственный контракт на энергоснабжение                № 04100720013488 (ДЭ-146-р/2020) от 01.07.2020г. (далее – Договор), в соответствии с которым АО «Алтайэнергосбыт» обязано осуществлять поставку электрической энергии (мощности) ФГУП «РТРС», а также обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии (мощности) и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии (мощности) потребителя, путем заключения договоров с третьими лицами, а потребитель обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Как следует из заявления ФГУП «РТРС» в лице филиала ФГУП «РТПЦ Республики Алтай» в период с 04.02.2021г. по 05.02.2021г. на объекте ЦРТС Ускуч Чойского района, принадлежащем ФГУП «РТРС» произошло отключение электроэнергии более чем 24 часа подряд, а именно 04.02.2021г. в 15:18 ч. по 05.02.2021г. 12:26 ч. (длительность отключений 31 час. 08 мин.). К заявлению приложен акт №127/37 от 08.02.2021г. об отключении электроэнергии, составленный Герасимовым В.Г. в присутствии Ширяевой С.А., главы Верх-Пьянковского сельского поселения, который подтвердил указанное нарушение.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон 35-ФЗ) установлено, что субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Деятельность по передаче (транспортировке) электрической энергии до конечных потребителей осуществляет ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети» (далее – сетевая организация).

При этом сведений о согласовании с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору графика ремонта, с числом часов отключений, допустимой продолжительностью более 24 часов подряд, филиалом ПАО «Россети Сибирь»-«Горно-Алтайские электрические сети» в нарушение пункта 31 (6) Правил № 861 не представлено.

Таким образом, с учетом акта №127/37 от 08.02.2021г. сетевой организацией допущено отключение электрической энергии, продолжительностью более 24 часов подряд на территории Республики Алтай, Чойский район, с. Ускуч, ЦРТС Ускуч (05.02.2021г. в 05:19ч. – момент превышения допустимой продолжительности часов отключения подряд (24ч.)).

В соответствии с пунктом 30(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2004г. №861 (далее – Правила №861), при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными актами.

Кроме того, пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 542 Гражданского Кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктом 3 Правил № 861 установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Согласно подпункту «а» пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Порядок измерения показателей качества электрической энергии установлен ГОСТ 33073-2014. Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения.

В рамках рассмотрения заявления <…> Управлением был направлен запрос в адрес МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба МО «Чемальский район» (исх. № 556/12 от 02.03.2021г.), ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» (исх. № 554/12 от 02.03.2021г.), АО «Алтайэнергосбыт» о предоставлении информации по вопросу, указанному в заявлении.

15.03.2020г. в УФАС по РА поступил ответ филиала «Горно-Алтайский»
АО «Алтайэнергосбыт», согласно которому АО «Алтайэнергосбыт» в адрес ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» направило письмо с просьбой произвести замеры уровня напряжения.

18.03.2021г. сетевой организацией осуществлен замер уровня напряжения электрической энергии по адресу проживания заявителя (Чемальский район, с. Чепош, ул. Родниковая, д. 42), на основании чего составлен протокол претензионного мониторинга электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 в электрических сетях, согласно которому наименьший уровень напряжения на границе балансовой принадлежности сетей с потребителем составляет 174 В, наибольший 207 В, что не соответствуют нормативным требованиям уровня напряжения.

Таким образом, бездействие филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» по необеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям является нарушением пункта 15 Правил №861.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с выпиской из приказа ПАО «Россети Сибирь» от 07.09.2020г. № 278-к о приеме на работу <…> принят на работу на должность заместителя директора по техническим вопросам – главного инженера филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Горно-Алтайские электрические сети» с 07.09.2020г.

Согласно абзацу двенадцатому пункта 3.1.1.1 приказа филиала ПАО «Россети Сибирь»-«Горно-Алтайские электрические сети» от 12.02.2018г. № 55 о распределении функциональных обязанностей между заместителями директора филиала, заместителями главного инженера, основной задачей заместителя директора по техническим вопросам – главного инженера является обеспечение условий бесперебойной и качественной передачи и распределения электрической энергии.

30.04.2021г. в адрес УФАС по РА поступили письменные пояснения заместителя директора по техническим вопросам – главным инженером филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» <…> (вх. №2320), из которых следует, что должностное лицо сетевой организации не согласно с вменяемыми ему нарушениями, в связи с тем, что сетевой организацией два раза в год производятся контрольные замеры потокораспределения, нагрузок и уровня напряжения электрической энергии, что подтверждается ведомостью от 15.01.2021г. замера нагрузок на КТП 10/0,4 кВ, питающей ВЛ по ул. Родниковая. 29.04.2021г. непланово Шебалинским РЭС произведен мониторинг замера нагрузок на КТП 10/0,4 кВ № 15-3-71, а также в одном из домовладений потребителя по ул. Родниковая, согласно указанным актам замерам напряжение находится в пределах допустимых отклонений, установленных ГОСТом 321144-2013. Кроме того, считает, что отключение на территории с. Ускуч Чойского района Республики Алтай не превышало продолжительность более 24 часов подряд, в подтверждение чего, представлена таблица работ по неплановым заявкам с 04.02.2021г. по 05.02.2021г., согласно которой отключение электроэнергии более 24 часов подряд отсутствовало, также в указанное время аварийных отключений не зафиксировано, жалоб от населения с. Ускуч на отсутствие электроэнергии не поступало.

Однако, указанные доводы должностного лица сетевой организации противоречат материалам дела, в связи с чем, считаю их несостоятельными.

Таким образом, должностным лицом, заместителем директора по техническим вопросам – главным инженером филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» <…>допущены нарушения Правил №861 в части необеспечения передачи электрической энергии надлежащего качества потребителям по ул. Родниковая, с. Чепош, Чемальского района и превышения допустимой продолжительности отключения электрической энергии (более 24 часов подряд) на территории с. Ускуч Чойского района Республики Алтай на объекте ЦРТС Ускуч Чойского района (потребитель - филиал ФГУП «РТРС»-«РТПЦ Республики Алтай»).

12.05.2021г. по данному факту ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы <…>в отношении <…> был составлен протокол об административном правонарушении №004/04/9.21-146/2021.

21.05.2021г. постановлением УФАС по РА по делу № 004/04/9.21-146/2021 <…> признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 08.09.2021г. по делу № 12-178/2021, указанное выше постановление отменено и дело возвращено в УФАС по РА на новое рассмотрение.

Решением Верховного суда Республики Алтай от 25.11.2021г. по делу                    № 21-134/2021 и постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2022г. по делу № 16-2079/2022 вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Материалы административного дела № 004/04/9.21-146/2021 поступили в УФАС по РА 21.06.2022г. (вх. №2813).

Определением от 14.07.2022г. рассмотрение дела № 004/04/9.21-146/2021 назначено на 29.07.2022г.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечению сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно протоколу об административном правонарушении по делу                                   № 004/04/9.21-146/2021 время совершения правонарушения по заявлению ФГУП «РТРС» в лице филиала «РТПЦ Республики Алтай»: 05.02.2021г. в 05:19 ч. (момент превышения допустимой продолжительности часов отключения подряд (24ч.);

- по заявлению <…> и материалам Прокуратуры Чемальского райна - 18.03.2021г. (дата установления ненадлежащего качества поставляемой электрической энергии).

С учетом изложенного, срок давности привлечения к административной ответственности по заявлению ФГУП «РТРС» в лице филиала «РТПЦ Республики Алтай» истек 05.02.2022г.;

- по заявлению <…> и материалам Прокуратуры Чемальского райна - 18.03.2022г.

Руководствуясь п.6 ч.1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ,

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по дело об административном правонарушении № 004/04/9.21-146/2021, возбужденное в отношении <…> по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны