Решение №004/06/33-116/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/33-116/2020 о нарушении законодател... от 14 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/33-116/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«14» апреля 2020 года                                                         

 г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в режиме видеоконференц-связи с участием представителей заказчика   Министерства здравоохранения Республики Алтай …; заявителя ООО «АЛТАЙЛАБДИАГНОСТИКА» … рассмотрев жалобу ООО «АЛТАЙЛАБДИАГНОСТИКА» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000920000707 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (установка навигационная стереотаксическая в комплекте с принадлежностями, совместимая с микроскопом).  

09.04.2020г. от уполномоченного органа Минэкономразвития РА поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя министерства.

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 07.04.2020г. (вх. №1675) поступила жалоба от ООО «АЛТАЙЛАБДИАГНОСТИКА» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000920000707 на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (установка навигационная стереотаксическая в комплекте с принадлежностями, совместимая с микроскопом). 

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Не согласившись с доводами заявителя, 10.04.2020г. (вх. № 1784) заказчиком Министерством здравоохранения Республики Алтай представлено письменное возражение на жалобу.   

Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей заявителя, заказчика, установила следующее:

26.03.2020г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (установка навигационная стереотаксическая в комплекте с принадлежностями, совместимая с микроскопом).                         

Согласно извещению №0177200000920000707:

- начальная (максимальная) цена контракта – 27121200.00 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок – 07.04.2020 09:00 часов;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок – 08.04.2020г.;

- дата проведения электронного аукциона – 09.04.2020г.

Заказчиком данного аукциона является Министерство здравоохранения Республики Алтай.

В соответствии c ч. 3 ст. 14 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи.

Заказчики обязаны выполнять требования нормативных правовых актов, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к данному приказу.

Комиссия УФАС по РА отмечает, что в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура представлена в следующем виде:

XX

класс

XX.X

подкласс

XX.XX

группа

XX.XX.X

подгруппа

XX.XX.XX

вид

XX.XX.XX.XX0

категория

XX.XX.XX.XXX

подкатегория

В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т.е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, 7 - 9 знаки кода имеют значение «0» (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, 7 - 8 знаки кода имеют значение, отличное от «0» (ноля).

Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий.

Таким образом, в код ОКПД2 26.60 (за исключением 26.60.9), включенный в приложение к Приказу от 04.06.2018 г. № 126н, входит код ОКПД 2 26.60.12.119, детализированный до подкатегорий.

Следовательно, заказчиком правомерно в извещении и в п. 17 Информационной карты (раздел I аукционной документации) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом от 04.06.2018 г.   № 126н.

Довод жалобы в данной части является необоснованным.

Довод ООО «АЛТАЙЛАБДИАГНОСТИКА» о том, что заказчиком в аукционной документации не соблюдены требования к обоснованию невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, согласно постановлению Правительства российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление  1236), УФАС по РА считает необоснованным  на основании следующего.

Пунктом 2(1)  постановления 1236 определено, что для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В разделе II Техническая часть документации об электронном аукционе заказчиком установлено, что установка навигационная стереотаксическая в комплекте с принадлежностями, совместимая с микроскопом должна включать например программное обеспечение: для проведения вмешательств на головном мозге, для навигируемых вмешательств на позвоночнике и травматологической хирургии конечностей. 

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что заказчик приобретает сложное высокотехнологическое оборудование, являющее аппаратно-программным комплексом. Аппаратное обеспечение неработоспособно без программного обеспечения и наоборот.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что приобретается оборудование с встроенным программным обеспечением, следовательно постановление 1236 не применяется.

 Жалоба ООО «АЛТАЙЛАБДИАГНОСТИКА» не содержит обоснований обязательного применения  постановления 1236 в данной закупке.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе следует, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В разделе II Техническая часть документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к оборудованию «Установка навигационная стереотаксическая в комплекте с принадлежностями, совместимая с микроскопом».

В общих требованиях к системе электромагнитной локализации заказчиком установлены требования в том числе к размеру бокового генератора не более 130х130х70 мм,  поле навигации не менее 30х40х40х см.

В письменных разъяснениях положений документации от 03.04.2020г. №РД2 заказчик пояснил, что размер следует понимать, как ширина, высотах, длина соответственно (ШхВхД).

На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что общепринятому использованию размеры трехмерного предмета описывается как ширина, высотах, длина (ШхВхД) с уточнением единиц измерения (см, мм, и пр.) в тех случаях когда не требуется описание других размеров. При этом если трехмерный предмет не имеет явных предпочтений по ориентации в пространстве, не имеет значение в каком порядке указывать размерность - так или иначе предмет вписывается в указанный объем. Габариты важны для клинического применения оборудования при расположении на операционном столе и не важно, что является шириной или длиной, т.к. если предмет повернуть на 90 градусов то ширина превратится в длину для наблюдателя.

Комиссия УФАС по РА считает, что заказчик своими разъяснениями  от 03.04.2020г. №РД2 не изменил суть положений документации относительно размера  бокового генератора, поля навигации.

Следовательно, данный довод жалобы является не обоснованным.

Согласно разъяснений положений документации от 03.04.2020г. №РД2 заявителем был направлен запрос следующего содержания «В показателе (система совмещения изображений из различных источников) установлено требование содержащее не конкретное значение «не менее 15ти исследований одновременно», оно должно быть конкретным в первой части заявки».

При анализе разъяснений заказчика от 03.04.2020г. №РД2 Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком ответ на данный вопрос не предоставлен, что является нарушением ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы в данной части является обоснованным.

Однако, Комиссия УФАС по РА отмечает, что отсутствие ответа на данный вопрос не может повлиять на формирование первой части заявки, т.к. в инструкции по заполнению заявки имеется указание, как указывать в первой части заявки значения показателей установленные с применение предлогов (слов) в т.ч. «не менее».

Аналогично, заказчик не предоставил ответ на вопрос заявителя «Просим разъяснить, что заказчик подразумевает под «системой электромагнитной локализации», что это за система и какие компоненты предусмотрены в данной системе, каким образом к ней относится «боковой генератор».

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что заказчик данное обращение не посчитал как вопрос, т.к. исходя из п. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе   участники могут направить запрос о даче разъяснений положений документации, но все вопросы потенциального участника непосредственно относятся к характеристикам объекта закупки, его совместимости, базового понимания применения. Министерство в данном случае не может заниматься просветительской деятельностью относительно оборудования, т.к. изначально   предполагает участие поставщиков, имеющих достаточно компетентных для обеспечения поставки и ввода в эксплуатацию сложного и дорогостоящего оборудования.

Комиссия УФАС по РА считает данные пояснения необоснованными, т.к.  из ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан  дать ответ при условии что такой запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Одним из требованием заказчика к установке навигационной стереотаксической в комплекте с принадлежностями, установлено, что установка должна обеспечивать  совместимость с микроскопом.

В ответе на разъяснения положений документации от 03.04.2020г. №РД2 заказчик указал, что микроскоп не входит в состав данной закупки, в связи с чем в аукционной документации не установлены требования к микроскопу.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что на рынке имеются модели установок, у которых функция совмещения с микроскопом отсутствует, исходя из это заказчику достаточно того, чтобы закупаемая модель позволяла обеспечивать совместимость с микроскопом.

Комиссия УФАС по РА считает, что указание требования о совместимости с микроскопом без указания характеристик микроскопа (поставка микроскопа не включена в объект закупки) не нарушает правила описания объекта закупки, установленные ст. 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.

Довод ООО «АЛТАЙЛАБДИАГНОСТИКА» о том, что заказчик в аукционной документации установил технические характеристики к установке навигационной стереотаксической в комплекте с принадлежностями, совместимая с микроскопом, которые подходят только под единственного  производителя – Medtronic компании «BrainLad», УФАС по РА считает необоснованным  на основании следующего:

- из анализа обращений потенциальных участников закупки по разъяснению положений документации по данной закупке следует, что одни утверждают, что характеристикам отвечает только продукция компании «BrainLad» (Германия), другие напротив утверждают, что только «Медтрониг Навигейшн» (США). На данные обращения заказчик предоставил развернутый ответ о возможности поставки товара различных производителей с описанием сравнительных характеристик товара;

- на участие в аукционе поступило 2 заявки, которые признаны членами аукционной комиссии соответствующими требованиям аукционной документации. Из анализа первых частей заявок участников данного аукциона следует, что к поставке заявлены установки разных производителей («BrainLad» (Германия), «Медтрониг Навигейшн, Инк.» (США)).

В связи с тем, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на возможность участникам закупки подать заявку на участие в аукционе Комиссия УФАС по РА считает нецелесообразным выдавать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.  

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АЛТАЙЛАБДИАГНОСТИКА» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай обоснованной в части, а именно не даны разъяснения положений документации об электронном аукционе №0177200000920000707 по отдельным вопросам (разъяснение размещено в ЕИС 03.04.2020г. №РД2).

2. Признать заказчика Министерство здравоохранения Республики Алтай нарушившим ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, в отношении виновного лица заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны