Решение №004/10/99-286/2023 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-28... от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-286/2023

 

«02» августа 2023 года                                                           

          г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

руководитель комиссии – «…» – руководитель управления;

«…» – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов, член комиссии;

«…» – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, член комиссии,

в присутствии представителя Министерства регионального развития Республики Алтай «…» по доверенности от 26.07.2023 №27,  представителей Администрации г. Горно-Алтайска «…» по доверенности от 01.08.2023 №01-15/1705, «…» по доверенности от 25.07.2023 №01-15/1678, «…» по доверенности от 20.03.2023 №01-15/474, представителя заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» «…» по доверенности от 26.07.2023 №20, рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» по соблюдению требований Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении муниципального контракта № 22-07-23/м от 11.07.2023 на выполнение работ изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха».

Правительство Республики Алтай, ООО «МАФ-Про» уведомлены о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки, явку представителей на заседание комиссии УФАС по РА не обеспечили.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 97/23 от 14.07.2023 назначена внеплановая документарная проверка заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» по соблюдению требований Федерального закона                    № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении муниципального контракта № 22-07-23/м от 11.07.2023 на выполнение работ изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха».

Проверка назначена в связи с выявленными признаками нарушения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

В ходе проверки у Министерства регионального развития Республики Алтай запрошены: обращение МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» о заключении муниципального контракта с единственным подрядчиком, полученное Минрегионразвития РА (с приложениями, отметкой о получении); решение о направлении обращения о заключении государственного контракта с единственным подрядчиком в Оперативный штаб (с приложениями); обращение о заключении государственного контракта с единственным подрядчиком направленное в адрес руководителя Оперативного штаба (с отметкой о направлении); протокол Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай от 21.06.2023; информацию в рамках какого национального проекта и (или) индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай реализуется данная закупка на выполнение работ по изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха»; у Администрации города Горно-Алтайска: информацию о финансировании работ по изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха» (соглашения, решение сессии о включение данного финансирования в бюджет города, документы подтверждающие доведения ЛБО и т.д.); у МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска»: обращение о заключении государственного контракта с единственным подрядчиком, направленное в Минрегионразвития РА (с приложениями, отметкой о направлении и о получении); распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 28.06.2023 №938-р «Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд МО «Город Горно-Алтайск»; информацию о проведенных конкурентных процедурах на выполнение работ по изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха» до принятия решения о заключении контракта с единственным подрядчиком (номера извещений) (при наличии); все документы, касающиеся изменения условий государственного контракта: копии дополнительных соглашений с подтверждением правовых оснований для их заключения, обращения подрядной организации о необходимости внесения изменений (при наличии); распоряжения Администрации города Горно-Алтайска с приложением информации и документов, подтверждающих правовые основания для заключения дополнительных соглашений об изменении существенных условий муниципального контракта № 22-07-23/м от 11.07.2023 и возникновение независящих от сторон договора обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (при наличии).

Запрашиваемые документы и пояснения поступили в УФАС по РА 18.07.2023, 19.07.2023, 20.07.2023 (вх. №3099-ЭП/23, №3046-ЭП/23, №3053-ЭП/23).

Приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай № 109/23 от 27.07.2023 срок проведения внеплановой документарной проверки был продлен до 04.08.2023. Заседание комиссии назначено на 02.08.2023г.

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав представителей сторон, установила следующее.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Статьей 93 Закона о контрактной системы установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.04.2022 № 114 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Алтай и (или) муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения государственных нужд Республики Алтай и муниципальных нужд в Республике Алтай и порядка их осуществления» (далее – Постановление № 114) установлено, что по 31 декабря 2023 включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом Правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, в том числе, для закупки в рамках реализации национальных проектов, в том числе для завершения строительства объектов капитального строительства (пп. «г» п. 1); утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (далее – Порядок № 114).

Пунктом 3 Порядка № 114 установлено, что в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай у единственного поставщика заказчик направляет главному распорядителю средств республиканского бюджета Республики Алтай обращение, содержащее следующую информацию (документы):

а) наименование заказчика;

б) предмет контракта и описание объекта закупки, включающее в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

в) экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

г) подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

д) информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) предполагаемый срок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предельный срок исполнения контракта;

ж) результаты проведенной заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе;

з) информация об исполнении единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично или с привлечением к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей и обоснование необходимости их привлечения, а также требование к объему исполнения этим поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому контракту лично, установленному в виде процента от цены заключаемого с ним контракта, в случае привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей;

и) информация об установлении этапов контракта (при наличии);

к) информация о предполагаемом размере аванса (в случае, если контрактом предусмотрено авансирование), о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта (если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта);

л) информация о предполагаемом установлении требования к обеспечению исполнения контракта или обоснование нецелесообразности установления такого требования, информация об установлении требования к обеспечению гарантийных обязательств или обоснование нецелесообразности установления таких требований;

м) информация о казначейском сопровождении расчетов по контракту (расчетов по контракту в части выплаты аванса);

н) информация об источниках финансирования закупки.

19.06.2023 МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» в адрес Министерства регионального развития Республики Алтай направлено обращение о заключении контракта на выполнение работ по изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха» с единственным подрядчиком ООО «МАФ-Про» с приложением пакета документов, указанных в Постановлении № 114.

В соответствии с п. 5 Порядка № 144 Министерством регионального развития Республики Алтай 19.06.2023 данное обращение рассмотрено, принято решение о направлении обращения на Оперативный штаб (приказ Минрегионразвития РА от 19.06.2023 № 201-Д). В тот же день Министерство регионального развития Республики Алтай в адрес руководителя Оперативного штаба направило обращение МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» о заключении контракта на выполнение работ по изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха».

 По результатам рассмотрения обращения Оперативный штаб рекомендовал мэру города Горно-Алтайска подготовить и издать муниципальный правовой акт об определении единственного подрядчика ООО «МАФ-Про» для обеспечения муниципальных нужд по выполнению работ на объекте: «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха» (протокол заседания Оперативного штаба от 21.06.2023).

Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 28.06.2023                №938-р принято решение заключить МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» контракт с ООО «МАФ-Про» на выполнение работ по изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха».

На основании данного распоряжения МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска 11.07.2023 заключило контракт № 22-07-23/м на выполнение работ изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха» на сумму 35669666,48 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Подпунктом «в» пункта 3 Порядка № 114 установлено, что обращение заказчика должно содержать экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На заседании Комиссии УФАС по РА представители МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», Администрации МО «Город Горно-Алтайск» пояснили, что реализация проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха» стала возможной в результате победы во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. Согласно условиям данного конкурса обязательства по выполнению всех заявленных мероприятий по благоустройству должны быть выполнены до 01.11.2023. Решение об осуществлении закупки у единственного поставщика обусловлено поздними сроками изыскания дополнительных финансовых ресурсов на выполнение работ по изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта по благоустройству площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха, необходимостью завершения мероприятий в срок до 01.11.2023, недопущением срыва сроков реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав представителей сторон, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе в действиях МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» при заключении контракта № 22-07-23/м от 11.07.2023г. с единственным подрядчиком.

По признакам нарушения ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено следующее:

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

  В обращении Министерства регионального развития указана следующая информация:

-  заказчиком является МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска»;

- предметом контракта является монтаж малых архитектурных форм по проекту «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха».

-  объект «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха».

- цена контракта с единственным подрядчиком составляет – 35669,66 тыс. руб.;

- единственным поставщик - Общество с ограниченной ответственностью «МАФ-Про»;

- предельный срок исполнения контракта – 29.09.2023г.;

- Общество с ограниченной ответственностью «МАФ-Про» соответствует требованиям ст. 31 Закона о контрактной системе;

- единственный поставщик планирует исполнять обязательства по контракту лично, без привлечения субподрядчиков;

-в контракте будет установлен 1 этап;

- контрактом будет предусмотрено авансирование в размере 49%;

- подрядчик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 5% от цены Контракта;

- требуется казначейское сопровождение расчетов по контракту;

- источник финансирования закупки – бюджет муниципального образования «Город Горно-Алтайск».

По результатам рассмотрения обращения Оперативный штаб рекомендовал мэру города Горно-Алтайска подготовить и издать муниципальный правовой акт об определении единственного подрядчика ООО «МАФ-Про».

Комиссией УФАС по РА установлено, в Распоряжении Администрации города Горно-Алтайска от 28.06.2023 №938-р установлены следующие условия:

- предельный срок выполнения работ – не позднее 29.09.2023, предельный срок, на который заключается муниципальный контракт – 07.11.2023;

- к исполнению муниципального контракта могут привлекаться субподрядчики и соисполнители при условии исполнения ООО «МАФ-Про» лично не менее 70% совокупного стоимостного объема обязательств по муниципальному контракту;

- требования обеспечения исполнения муниципального контракта не устанавливается.

         В заключенном муниципальном контракте также установлено:

         - в п. 3.2.2 поставщик имеет право привлекать к исполнению своих обязательств соисполнителей в объеме не более 30% совокупного стоимостного объема обязательств по контракту;

         - в п. 10.1 обеспечение исполнения контракта не установлено;

         - в п. 12.3 срок исполнения контракта: с момента заключения и до 07.11.2023.

  На вопрос председателя Комиссии УФАС по РА почему муниципальный контракт заключен не на согласованных Оперативным штабом условиях (возможность привлечения соисполнителей, продлен срок исполнения контракта, убрано обеспечение исполнения контракта), представители заказчика, Администрации МО «Город Горно-Алтайск» пояснили, что в последующем, в процессе дополнительной проработки вопроса к ранее направленному письму от 19.06.2023, на следующий день в адрес Министерства регионального развития Республики Алтай были направлены уточняющие условия муниципального контракта с указанными выше условиями.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Министерства регионального развития Республики Алтай пояснила, что указанное письмо в адрес Министерства не поступало. И, соответственно, министерство в адрес Оперативного штаба уточнения, предусмотренные письмом, не направляло.

Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе муниципальный контракт № 22-07-23/м от 11.07.2023 на выполнение работ изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха» заключен не на условиях, согласованных Оперативным штабом, а именно: увеличение срока исполнения контракта, возможность привлечения соисполнителей, убрано обеспечение исполнения контракта.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что заказчиком 11.07.2023г. заключен муниципальный контракт, у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» нарушившим ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при заключении муниципального контракта № 22-07-23/м от 11.07.2023 на выполнение работ изготовлению, монтажу и поставке малых архитектурных форм для реализации проекта «Благоустройство центральной части города – площади имени В.И. Ленина и Центрального сквера культуры и отдыха».

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика допустившего данное нарушение.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны