Решение №004/10/99-507/2023 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке №004/10/99-507... от 16 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-507/2023

 

  «16» ноября 2023 года                             г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<….>,

в присутствии представителей МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» директора <….>, <….>, ООО «СМК-22» <….> рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки заказчика МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий контракта №0177600001023000001/1 от 03.04.2023 на капитальный ремонт здания Майминской детской школы искусств, расположенной по адресу: с. Майма, Майминский район, Республика Алтай, ул. Ленина 15-А.

УСТАНОВИЛА:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа №172/23 от 09.11.2023 назначена внеплановая документарная проверка заказчика МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий контракта №0177600001023000001/1 от 03.04.2023 на капитальный ремонт здания Майминской детской школы искусств, расположенной по адресу: с. Майма, Майминский район, Республика Алтай, ул. Ленина 15-А. Закупка осуществлена в рамках НП «Культура».

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно п. 8 ч. 1 ст. 42, п. 12 ч. 1, ч. 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

 В ходе проверки у заказчика МБУ ДО «Майминская детская школа искусств», ООО «СМК-22» запрошены: письменные пояснения по признакам нарушений, в том числе основания для изменения условий контракта по п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе с учетом того, что в извещении №0177600001023000001 не предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта; информация и документы, подтверждающие исполнение подрядчиком требований об обеспечении исполнения контракта, при заключении и изменении существенных условий контракта №0177600001023000001/1 от 03.04.2023.

Пояснения и запрашиваемые документы поступили в УФАС по Республике Алтай 14.11.2023 (вх. № 4990-ЭП/23).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей заказчика МБУ ДО «Майминская детская школа искусств», ООО «СМК-22», установила следующее.

Уполномоченным органом Администрацией МО «Майминский район» 12.01.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0177600001023000001 на капитальный ремонт здания Майминской детской школы искусств, расположенной по адресу: с. Майма, Майминский район, Республика Алтай, ул. Ленина 15-А. Начальная (максимальная) цена контракта – 57180210,00 руб. Заказчиком является МБУ ДО «Майминская детская школа искусств». Закупка осуществлена в рамках НП «Культура».

20.02.2023 МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» с победителем открытого конкурса в электронной форме №0177600001023000001 ООО «СТРОЙГРАД» заключен контракт №0177600001023000001 на капитальный ремонт здания Майминской детской школы искусств, расположенной по адресу: с. Майма, Майминский район, Республика Алтай, ул. Ленина 15-А.  Цена контракта – 52605794,00 руб. В связи с принятием заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, данный контракт расторгнут 13.03.2023. Работы по данному контракту не выполнялись. Сведения об ООО «СТРОЙГРАД» 24.03.2023 включены в реестр недобросовестных поставщиком (подрядчиков, исполнителей).

Согласно ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 данной статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 данного Федерального закона с учетом положений части 18 данной статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 данного Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 данного Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

03.04.2023 МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» с участником открытого конкурса в электронной форме №0177600001023000001, занявшим второе место, ООО «СМК-22» заключен контракт №0177600001023000001/1 (реестровый номер 3040800574223000004) (далее – контракт). Цена контракта 57180210,00 руб. Срок выполнения работ – с даты заключения контракта до 31.07.2023, срок действия контракта с даты подписания по 31.12.2023.

Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон, в том числе в случаях:

- п. 1.3 - при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

- п. 9 - если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 данного Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

- п. 12 - если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

13.07.2023 МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» с ООО «СМК-22» заключено дополнительное соглашение № 3, согласно которому срок окончания выполнения работ увеличен до 10.09.2023. Основанием для заключения дополнительного соглашения № 3 указан п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе информацию о сроках исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0177600001023000001 контракт не разделен на этапы исполнения контракта.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что отдельные этапы исполнения контракта не установлены, в дополнительном соглашении №3 от 13.07.2023 п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе указан ошибочно.

Следовательно, не подтвердились признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при размещении о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0177600001023000001.

По факту заключения дополнительного соглашения №3 от 13.07.2023 представители заказчика пояснили, что проводились технические совещания, в ходе которых принимались решения о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в смете, а также в связи с тем, что контракт с подрядчиком заключен на 41 день позже (в связи с расторжением контракта с победителем) было решено изменить срок выполнения работ. Так как не смогли определить основания для заключения доп.соглашения, основаниями для изменения в контракт указали п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС по РА считает данные доводы необоснованными, по следующим основаниям. По скольку контрактом не предусмотрены отдельные этапы исполнения у заказчика отсутствовали правовые основания для изменения существенных условий по п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Законодательством о контрактной системе предусмотрены механизмы изменения существенных условий контракта, при соблюдении которых у заказчика имелись возможности внести изменения на законных основаниях (обращение подрядчика о невозможности исполнения контракта по независящим от него обстоятельствам, необходимость внесения изменения в ПСД, решение органа местного самоуправления и т.д.).

Таким образом, при подписании 13.07.2023 дополнительного соглашения №3 к муниципальному контракту №0177600001023000001/1 от 03.04.2023 заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, т.к. не соблюдаются установленные данной нормой требования (контрактом не установлены отдельные этапы исполнения, документы и информация которая могла бы являться основанием для изменения существенных условий контракта по другим пунктам ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе отсутствуют).

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

08.09.2023 МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» с ООО «СМК-22» заключено дополнительное соглашение № 4, согласно которому срок окончания выполнения работ увеличен до 16.10.2023. Основанием для заключения дополнительного соглашения № 4 указан п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что данное дополнительное соглашение заключено, в связи с тем, что подрядчик не успевал выполнить работы в срок.

26.09.2023 МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» с ООО «СМК-22» заключено дополнительное соглашение № 6, согласно которому цена контракта увеличена на 485981,44 руб. (0,85% от цены контракта) и составляет 57666191,44 руб. Основанием для заключения дополнительного соглашения № 6 указан п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что в ходе выполнения работ установлены дополнительные работы, не включенные в смету, в связи с чем принято решение внести изменения в смету и увеличить цену контракта. Увеличение цены контракта произведено в пределах, установленных п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе

Пунктом 7.1 муниципального контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта установлено в размере 20% начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1.3. статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотренные ч. 1 данной статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с данным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со ст. 96 данного Федерального закона.

ООО «СМК-22» в целях обеспечения исполнения контракта предоставило заказчику независимую гарантию №М40-23-03342/BG, выданную 30.04.2023 Филиала № 5440 Банка ВТБ (ПАО) в г. Новосибирске, которая вступает в силу с 30.48.2023 и действует по 31.01.2024 включительно, сумма независимой гарантии 11436042,00 руб., что соответствует 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотренные частью 1 данной статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона. При этом размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных частями 7 - 7.3 статьи 96 данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 7.2 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 данного Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 данного Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

Согласно реестра контрактов ЕИС в сфере закупок заказчиком размещена информация об исполнении подрядчиком обязательств по выполнению работ, а именно 28.04.2023 приняты выполненные работы на сумму 11436042,00 руб., 15.09.2023 приняты выполненные работы на сумму 11385613,15 руб.

Следовательно, данная независимая гарантия обеспечивает установленный размер обеспечения исполнения контракта, с учетом возникновения новых обязательств подрядчика, установленных дополнительными соглашениями № 4 от 08.09.2023 и № 6 от 26.09.2023.

Следовательно, не подтвердились признаки нарушения ч. 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе при заключении 08.09.2023 дополнительного соглашения № 4 и 26.09.2023 дополнительного соглашения № 6 к муниципальному контракту №0177600001023000001/1 от 03.04.2023.

На дату заседания Комиссии УФАС по РА (16.11.2023) контракт находится в стадии «Исполнение».

Согласно реестру контрактов ЕИС в сфере закупок контракт исполнен на 53 328 398,98 руб. из 57 666 191,44 руб. (92,47 % от цены контракта).

На вопрос Комиссии УФАС по РА почему работы по контракту не выполнены в установленный срок, представители заказчика, подрядчика пояснили, что выполнение работ практически осуществлено, доделываются недостатки, подготавливаются документы. Дополнительные соглашения, изменяющие срок выполнения работ, больше не заключались. Заказчиком в адрес подрядчика направлялись претензии.

Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе информация об исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом направляется в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта).

Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком в адрес подрядчика, через личный кабинет ЕСИ в сфере закупок направлены претензии № 1 от 20.10.2023, № 2 от 10.11.2023, № 3 от 14.11.2023, № 4 от 16.11.2023.

Информация о начислении нестоек (штрафов, пеней) в установленный законом пятидневный срок не размещена в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе. 

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В силу п. 1 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 данной статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с данным Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.

Согласно извещению №0177600001023000001 закупка осуществляется за счет средств, выделенных на реализацию национального проекта «Культура».

Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. №703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» нарушившим ч. 1 ст. 95, ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта №0177600001023000001/1 от 03.04.2023 на капитальный ремонт здания Майминской детской школы искусств, расположенной по адресу: с. Майма, Майминский район, Республика Алтай, ул. Ленина 15-А (дополнительное соглашение № 3 от 13.07.2023), а также в части несвоевременного размещения в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок информации о начислении неустоек (штрафов, пеней).

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 2 ст. 7.31, ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушения законодательства о контрактной системе.

3. В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать материалы внеплановой проверки МБУ ДО «Майминская детская школа искусств» в Управление Федерального казначейства по Республике Алтай в части соблюдения сроков исполнения муниципального контракта №0177600001023000001/1 от 03.04.2023.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны