Решение №36 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 36 от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 36

 

«25» апреля 2023 года                                                                     г. Горно-Алтайск

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай <…> по доверенности от 09.01.2023, представителя заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» <…> по доверенности № 92 от 14.09.2022, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки закупочной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000923000832 на капитальный ремонт и содержание мостового перехода через ручей на км 162+674 автомобильной дороги «Горно-Алтайск-Чоя-Верх-Бийск-Артыбаш (Телецкое озеро)» (реестровый номер контракта  2040000006923000082),

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим обращением Ассоциации «Дорожных подрядных организаций Республики Алтай» (вх. № 1364 от 05.04.2023) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 55 от 11.04.2023 назначена внеплановая документарная проверка закупочной комиссии уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000923000832 на капитальный ремонт и содержание мостового перехода через ручей на км 162+674 автомобильной дороги «Горно-Алтайск-Чоя-Верх-Бийск-Артыбаш (Телецкое озеро)» (реестровый номер контракта  2040000006923000082).

Проверка назначена в связи с получением информации о признаках нарушения пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с необоснованным признанием заявки ООО «Восход» соответствующей требованиям извещения №0177200000923000832 (пп. «а» п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки у уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай (далее – Минэкономразвития РА, уполномоченный орган) и заказчика Казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» (далее - КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор») запрошены заявки участников электронного аукциона №0177200000923000832 и письменные возражения по установленным признакам нарушения.

Запрошенные документы и информация поступили в УФАС по Республике Алтай 17.04.2023 (вх. № 1527) и 20.04.2023 (вх. № 1603).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, установила следующее.

13.03.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0177200000923000832 на капитальный ремонт и содержание мостового перехода через ручей на км 162+674 автомобильной дороги «Горно-Алтайск-Чоя-Верх-Бийск-Артыбаш (Телецкое озеро)». Начальная (максимальная) цена контракта 75812136,00 рублей. Заказчиком является КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор».

На основании пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки  члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона.

Согласно п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

В извещении о проведении электронного аукциона №0177200000923000832 установлены дополнительные требования к участникам закупки по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, позиции 17 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 №2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №2571).

В соответствии с позицией 17 приложения к постановлению №2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 данной графы данной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 данной графы данной позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 1 позиции 17 Постановления №2571 относятся:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Из указанных норм следует, что Постановлением №2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.

Комиссией УФАС по РА установлено, что РТС-тендер (оператор электронной площадки) в реестре участников закупки, аккредитованных на электронный площадке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению №2571 размещены, в том числе следующие документы участника закупки с идентификационным номером заявки 113766364 (ООО «Восход»):

- договор субподряда №2022.107842 от 11.07.2022, заключенный ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (генподрядчик) с ООО «Восход» (субподрядчик) на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Алексеевка-Березовка-Солонешное с мостом через ручей Шипуниха на км 34+959 в Солонешном районе;

- акты по формам КС-2, КС-3;

- дополнительное соглашение к  договору субподряда №2022.107842 от 11.07.2022.

На заседании Комиссии УФАС по РА представителями заказчика КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» были даны пояснения о том, что иных контрактов, заключенных с ООО «Восход» как с подрядной организацией, представлено не было. Закупочная комиссия приняла решение о соответствии договора субподряда №2022.107842 от 11.07.2022 установленным дополнительным требованиям в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению №2571.

В связи с данными пояснениями Комиссия УФАС по РА отмечает следующее.

Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В силу п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ, в данном случае построенный объект капитального строительства, передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда.

В определении Верховного суда Российской Федерации №309-ЭС20-15792 от 20.10.2020г. указано, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства объекта в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА, изучив представленные документы и информацию, приходит к выводу, что ООО «Восход» не подтвержден опыт выполнения работ в соответствии с позицией 17 приложения к постановлению №2571.

Следовательно, закупочная комиссия уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай нарушила пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе в связи с необоснованным признанием заявки ООО «Восход» (заявка № 113766364) соответствующей требованиям извещения №0177200000923000832 .

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В связи с тем, что государственный контракт по итогам электронного аукциона №0177200000923000832 на капитальный ремонт и содержание мостового перехода через ручей на км 162+674 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск - Артыбаш (Телецкое озеро)» заключен 03.04.2023, Комиссия УФАС по РА решила предписание об отмене итогового протокола от 23.03.2023 не выдавать.

Комиссия, изучив представленные документы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать закупочную комиссию уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай нарушившей пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с необоснованным признанием заявки с идентификационным номером 113766364 (ООО «Восход») соответствующей требованиям извещения №0177200000923000832.

2. Передать материалы проверки должностному лицу управления для возбуждения административного производства по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанное нарушение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны