Решение №004/06/42-357/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/42-357/2022 о нарушении законодател... от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/42-357/2022

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«19» декабря 2022 года                                                                   г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

председатель комиссии: <…> – руководитель управления;

члены комиссии:

<…> – начальник отдела контроля закупок и торгов;

<…> – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика МАУ «Отдел капитального строительства муниципального образования «Майминский район» <…>, <…> по доверенности от 19.12.2022, рассмотрела жалобу ИП <…> на действия заказчика МАУ «Отдел капитального строительства муниципального образования «Майминский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300038622000010 на строительство объекта: «Газораспределительные сети в с. Майма, микрорайон «Березовая роща» (2-я очередь)».

ИП <…> уведомлена о времени и месте рассмотрения жалобы, участие представителя на заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечила.

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 12.12.2022 (вх. №5391) поступила жалоба ИП <…> на действия заказчика МАУ «Отдел капитального строительства муниципального образования «Майминский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300038622000010 на строительство объекта: «Газораспределительные сети в с. Майма, микрорайон «Березовая роща» (2-я очередь)».

Заявитель считает, что извещение о проведении электронного аукциона №0377300038622000010 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Заказчиком МАУ «Отдел капитального строительства муниципального образования «Майминский район» 14.12.2022 представлены письменные пояснения (вх. №5450), согласно которым заказчик частично признает нарушения законодательства о контрактной системе.

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заказчика, установила следующее.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 на участие в закупке №0377300038622000010 поступило 2 заявки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером 113211270, с ценовым предложением 3337015,20 руб.

1) Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование в соответствии с позицией 8 постановления Правительства Российской Федерации № 2571 от 29.12.2021 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что дополнительные требования установлены исходя из того, что газопроводы относятся к опасным производственным объектам III класса опасности.

На основании ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные п.п. «м» - «п» пункта 1, п.п «а» - «в» пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 43 данного закона.

Пунктом 3.1 извещения №0377300038622000010 о проведении электронного аукциона установлены требования в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции: 1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Подпунктом «а» пункта 3 вышеназванного постановления Правительства РФ установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Начальная цена контракта по рассматриваемой закупке составляет 4509480,00 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в нарушение вышеназванной нормы Закона, заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 8 раздела II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям» постановления Правительства Российской Федерации № 2571 от 29.12.2021.

Довод заявителя является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

2) Заявитель в жалобе указывает на неправомерное требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО).

В возражениях на жалобу (вх. № 5450 от 14.12.2022) заказчик мотивирует данное требование повышенной опасностью объекта закупки, а также требованиями государственного строительного надзора в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Пунктом 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе/Закон) и инструкции по ее заполнению (далее – требования к содержанию, составу заявки) к извещению №0377300038622000010 установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Документ подтверждающий соответствие участника требованиям: подтверждающий документ не предоставляется участником закупки в составе заявки. В случае отсутствия сведений об участнике закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подтверждающих членство участника закупки в саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, такой участник закупки не будет признан членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Данная норма ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 01.05.2022 №124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в размер обязательств – повышен с трех до десяти миллионов, вступила в силу 1 мая 2022.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

3) Заявитель указывает, что в требованиях к содержанию, составу заявки установлено требование о предоставлении ИНН в редакции Закона о контрактной системе от 26.03.2022 № 84.

Заказчик с данным доводом жалобы согласился.

Пунктом 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке №0377300038622000010 установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Вышеназванное требование установлено пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе в редакции от 26.03.2022 № 84.

Согласно пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Данное изменение введено Федеральным законом от 16.04.2022 №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 16.04.2022.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Следовательно, заказчиком нарушено требование ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, так как применена норма закона без учета изменений, внесенных в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 16.04.2022 №104-ФЗ.

Таким образом, довод жалобы является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

4) ИП <…> в своей жалобе указывает на неправомерное установление в проекте контракта срока оплаты выполненных работ.

Заказчик считает данный довод жалобы обоснованным.

Пунктом 3.6 проекта контракта к извещению №0377300038622000010 установлено, что заказчик производит оплату фактически выполненных подрядчиком работ в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных работ, но не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания заказчиком актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат на основании выставленного счета-фактуры (счета).

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает установленный заказчиком в п. 3.6 проекта контракта срок оплаты фактически выполненных работ – не позднее 10 рабочих дней, не соответствующим ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, довод жалобы – обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

5) Заявитель указывает, что в проекте муниципального контракта к извещению №0377300038622000010 отсутствует существенное условие, установленное ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе.

Заказчик на заседании Комиссии УФАС по РА с данным доводом не согласился, указав на наличие данного условия в п. 11.4 проекта контракта.

Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 данного Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 данной статьи, не допускается (ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе).

Часть 2 статьи 37 Закона о контрактной системе гласит, что, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0377300038622000010 предусмотрено авансирование в размере 30%.

Пунктом 3.10 проекта контракта предусмотрен аванс в размере 30% от цены этапов контракта.

Пунктом 11.4 проекта муниципального контракта на строительство объекта «Газораспределительные сети в с. Майма, микрорайон «Березовая роща» (2-я очередь)» установлено, что в случае понижения начальной (максимальной) цены контракта на 25% и более, в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении подрядчика применяются антидемпинговые меры, и контракт заключается только после предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, и составляет: __ рублей __ копеек или информации, подтверждающей добросовестность подрядчика на дату подачи заявки с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в п. 11.1.

Анализ вышеуказанного проекта муниципального контракта не выявил иных положений, установленных в целях соблюдения антидемпинговых мер, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы ИП <…> является обоснованным.

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В связи с тем, что допущенные нарушения влияют на отбор подрядчика и на исполнение контракта (дополнительные требования к участникам закупки, требование о членстве в СРО, срок оплаты выполненных работ, условия авансирования) Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования (отмены) электронного аукциона №0377300038622000010.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика МАУ «Отдел капитального строительства муниципального образования «Майминский район» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300038622000010 на строительство объекта: «Газораспределительные сети в с. Майма, микрорайон «Березовая роща» (2-я очередь)» обоснованной.

2. Признать заказчика МАУ «Отдел капитального строительства муниципального образования «Майминский район» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с установлением требований к участникам закупки без учета изменений, внесенных в Закон о контрактной системе Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ; необоснованным установлением дополнительных требований к участникам закупки; установлении требования о членстве в СРО; неустановлении в проекте контракта условия авансирования с учетом требования ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе; неправомерным установлением срока оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом (не позднее 10 рабочих дней).

3. Выдать заказчику МАУ «Отдел капитального строительства муниципального образования «Майминский район» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования (отмены) электронного аукциона №0377300038622000010 на строительство объекта: «Газораспределительные сети в с. Майма, микрорайон «Березовая роща» (2-я очередь)».

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанные нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны