Решение №004/05/28-411/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/05/28-411/2023 от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/05/28-411/2023

 

30.10.2023г.                                                                                                     г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

26.10.2023г. рассмотрев дело № 004/05/28-411/2023, возбужденное в отношении АО «АБ» (ИНН …, ОГРН …, г. Москва, …) по факту распространения рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии: представителя заинтересованного лица ООО «А» <…> (по доверенности) по средством видео-конференцсвязи,

в отсутствие:

- заявителя — <…>;

- представителя АО «АБ»;

- представителя заинтересованного лица ООО «Н»;

- представителя заинтересованного лица ООО «Р».

Согласно сервису «Отслеживания почтовых отправлений» АО «Почта России» письмо с определением об отложении рассмотрения дела № 004/05/28-411/2023 исх. № АГ/3150/23 от 05.10.2023г. направлено по юридическому адресу АО «АБ» (107078, г. Москва, …) на 20.10.2023г. имеет отметку «Вручение адресату», по юридическому адресу ООО «А» (107031, г Москва, …) на 18.10.2023г. имеет отметку «Вручение адресату», по юридическому адресу ООО «Н» (115035, г. Москва, …) на 19.10.2023г. находится в статусе «Неудачная попытка вручения», и также по юридическому адресу ООО «Р» (634003, г. Томск, …) на 12.10.2023г. отправление находится в статусе «Неудачная попытка вручения».

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило обращение физического лица <…> (вх. № 2960-ИП/23 от 14.07.2023г.) о распространении в эфире радиостанции «ПИ FM Горно-Алтайск» (частота 105,5 FM) 07.07.2023г. рекламы следующего содержания: «Только в АБ откройте вклад по самой высокой ставке в стране, получайте 10% годовых, приходите в офис банка по адресу Коммунистический проспект, … . АО «АБ» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

По мнению заявителя, исходя из содержания рекламы в АО «АБ» можно открыть вклад под 10% годовых, однако, в рекламе не сообщается сумма банковского вклада, срок банковского вклада, условия его пополнения и иные финансовые условия. Также в ролике содержится недостоверная информация о том, что вклад можно открыть по «самой высокой ставке в стране», без ссылки на научные исследования и другие источники, подтверждающие достоверность этой информации.

В качестве подтверждения факта распространения вышеуказанной рекламы заявителем представлена запись эфира.

В связи с тем, что указанная реклама содержит признаки нарушения требований нарушения пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 12.09.2023г. возбуждено дело № 004/05/28-411/2023 в отношении АО «АБ» и назначено к рассмотрению на 03.10.2023г.

03.10.2023г. в ходе рассмотрения материалов дела комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 004/05/28-411/2023 необходимо привлечь к участию в деле ООО «Р» и  ООО «А» в качестве заинтересованных лиц и назначено к рассмотрению на 26.10.2023г.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

Из определения понятия «реклама» следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:

- быть распространенной любым способом, в любой форме;

- быть адресованной неопределенному кругу лиц;

- быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя. Под рекламой следует понимать сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Реклама призвана способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции. Такая способность является отличительной чертой рекламы.

Так, потребителями информации «Только в АБ откройте вклад по самой высокой ставке в стране, получайте 10% годовых, приходите в офис банка по адресу Коммунистический проспект, … . АО «АБ», являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в городе Горно-Алтайске;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к объекту рекламирования - вкладу, формирование или поддержание интереса к нему в целях его продвижения на рынке финансовых услуг.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Закона о рекламе.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федерального закона «О банках и банковской деятельности») банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Так, к банковским операциям относятся, в том числе открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (статья 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются» (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом № 38-ФЗ к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

В процессе рассмотрения заявления <…> также получены записи рекламы вклада АБ от ООО «Р» (вх. №3551-ЭП/23 от 07.08.2023г.), ООО «А» (вх. № 4485-ЭП/23 от 11.10.2023г.) и АО «АБ» (вх. № 3887-ЭП/23 от 05.09.2023г.), которые по содержанию отличаются.

Так, в записи, представленной ООО «Р» и ООО «А», как и в записи заявителя, реклама имеет следующее содержание: «Только в АБ откройте вклад по самой высокой ставке в стране, получайте 10% годовых, приходите в офис банка по адресу Коммунистический проспект, … . АО «АБ».

В записи, представленной АО «АБ», содержится следующая рекламная информация: «Только в АБ откройте вклад по самой высокой ставке в стране, получайте 10% годовых, приходите в офис банка по адресу Коммунистический проспект, … . 10% годовых действует при размещении денежных средств в срок на 6 месяцев без снятия и пополнения вклада от 10 000 до 200 000 рублей АО «АБ».

Согласно пояснениям ООО «А» (вх. № 4485-ЭП/23 от 11.10.2023г.), в соответствии с дополнительным соглашением № <…> от 01.07.2023г. к Договору № <…> от 21.12.2018г. Общество оказывало услуги по размещению рекламы, услуги по созданию рекламы не оказывались. ООО «А» не вносились какие-либо изменения или обрезка в указанную рекламу.

В соответствии с Распоряжением № 1788 от 30.06.2023г. «О начале привлечения депозита «Альфа-Вклад для вашего города» для клиентов - физических лиц и установлении процентных ставок по данному депозиту» для клиентов физических лиц, заключивших Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АБ», установлен срок депозита - 184 дней, условия начисления процентов: - с капитализацией - начисленные проценты ежемесячно прибавляются к сумме Депозита; - без капитализации - начисленные проценты перечисляются на Экспресс счет. Возможность пополнения Депозита нe предусмотрена. Возможность частичного снятия с Депозита не предусмотрена. Процентные ставки по Депозиту: сумма до 10 000 рублей без капитализации - 0,01%, с капитализацией - 0,01%; 10 000 - 200 000 рублей без капитализации - 9,80%, с капитализацией - 10%; от 200 000 рублей без капитализации - 0,01%, с капитализацией - 0,01% (Приложение № 2 к Распоряжению № 1788).

В условиях содержится указание, что клиент может открыть только один Депозит «Альфа-Вклад для вашего города», открытие второго или последующего такого Депозита доступно клиенту только по истечении 1 года с даты закрытия предыдущего Депозита «Альфа-Вклад для вашего города». Следовательно, условия применяются только на один счет. Проценты на сумму Депозита начисляются в валюте Депозита в последний календарный день и/или в день окончания срока депозита.

Таким образом, даже с учетом версии записи, представленной банком, в рекламе отсутствуют существенные условия оказания финансовых услуг, а именно категория клиентов, условия начисления процентов, возможности пополнения и снятия счета.

Следовательно, информация в рекламе, распространенная в эфире радиостанции «ПИ FM Горно-Алтайск» (частота 105,5 FM) 07.07.2023г.: «Только в АБ откройте вклад по самой высокой ставке в стране, получайте 10% годовых, приходите в офис банка по адресу Коммунистический проспект, … . АО «АБ», ограничивается только указанием размера процентной ставки. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, в том числе категория клиентов, период пользования счетом, условия начисления процентов, неснижаемый остаток на счете, возможности пополнения счета и т.д., в рекламе отсутствуют.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе используется формулировка «Самая высокая ставка в стране». При этом в рекламе отсутствует указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Согласно пояснениям АО «АБ» исх. № 32/20388 от 05.09.2023г. (вх. № 3887-ЭП/23 от 05.09.2023г.), обсуждаемая реклама в части «вклад по самой высокой ставке в стране» представляет собой сообщение, транслирующее полностью достоверную и фактически подтвержденную информацию о том, что вклад Альфа-Вклад обладает самой высокой ставкой среди вкладов исследуемых крупнейших вкладов (по результатам исследования ООО «Информационного агентства «Банки.ру»). Так, согласно результатам проведенного аналитического исследования ООО «Информационное агентство «Банки.ру» по состоянию на 01 июля 2023 года общество подтверждает, что вклад Альфа-Вклад обладает самой высокой ставкой среди вкладов исследуемых крупнейших банков. Среди 5 крупнейших банков по величине активов (без учета дополнительных условий и ограничений) по состоянию на 01.02.2022. Вклад Альфа-Вклад оказывается лидирующим накопительным счетом среди предложений 5 крупнейших банков России при оценке методом ранжирования показателей «процентная ставка» с преобладанием веса показателя «процентная ставка». Также ООО «Информационное агентство «Банки.ру» подтверждает, что Акционерное общество «АБ» (рег. № 1326) имеет право на использование зарегистрированного товарного знака ООО «Информационное агентство «Банки.ру» «banki.ru» (свидетельство на товарный знак № …) в период проведения рекламной кампании АО «АБ» по продукту «вклад Альфа-Вклад» с «1» июля до «31» августа 2023 года включительно, в которой упоминается проведенное ООО «Информационное агентство «Банки.ру» исследование, в эфире телевизионных каналов на всей территории Российской Федерации. АО «АБ» полагает, что в рассматриваемом случае в действиях Банка отсутствуют признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе отсутствует ссылка по версии каких исследований процент вклада в АБ является «самой высокой ставкой в стране», следовательно, такая реклама считается недостоверной.

Таким образом, Комиссией УФАС по РА установлено, что реклама «Только в АБ откройте вклад по самой высокой ставке в стране, получайте 10% годовых, приходите в офис банка по адресу Коммунистический проспект, … . АО «АБ», распространенная посредством радиоэфира, не содержит существенные условия для потребителей, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, что вводит в заблуждение потребителей рекламы, в том числе в связи с использованием неточных высказываний, несоответствующих действительности сведений о преимуществах услуг при распространении рекламы.

Следовательно, данная реклама финансовых услуг, распространенная в эфире радиостанции «ПИ FM Горно-Алтайск» (частота 105,5 FM) 07.07.2023г., является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В связи с вышеизложенным, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях АО «АБ» (г. Москва, ул. …, ОГРН …, ИНН …), связанных с распространением вышеуказанной рекламы, содержатся признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

С целью установления рекламодателя рассматриваемой рекламы УФАС по РА был направлен запрос информации (исх. № АГ/2214/23 от 25.07.2023г.) в адрес ООО «Р» с просьбой представить копию договора (со всеми приложениями и дополнениями) с хозяйствующим субъектом, который разместил рекламу вклада в АБ 07.07.2023 в эфире радиостанции «ПИ FM Горно-Алтайск» (частота 105,5 FM).

Согласно информации ООО «Р» (вх. №3551-ЭП/23 от 07.08.2023г.) между ООО «Р» и ООО «Н» заключен договор на оказание услуг по проведению рекламной кампании» от 28.06.2023г. № … .

18.09.2023г. от АО «АБ» поступила информация (вх. № 4091-ЭП/23), согласно которой между банком и ООО «А» заключен договор № … от 21.12.2018г. на оказание услуг по размещению рекламы.

В то же время с учетом текста рекламы, а также понятия рекламодателя, указанного в п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует признать лицо, в интересах которого размещена реклама, - АО «АБ» (ИНН , ОГРН …, юридический адрес: 614095, г. Москва, …).

В силу прямого указания ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «АБ» (ИНН …, ОГРН …, г. Москва, ул. …).

При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия исходит из того, что у УФАС по РА отсутствуют сведения о полном прекращении распространения АО «АБ» рекламы в г. Горно-Алтайске, противоречащей пункту 1 части 3 и части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать АО «АБ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 данного кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую АО «АБ» (ИНН …, ОГРН …, г. Москва, …) в эфире радиостанции «ПИ FM Горно-Алтайск» (частота 105,5 FM) 07.07.2023г. следующего содержания: «Только в АБ откройте вклад по самой высокой ставке в стране, получайте 10% годовых, приходите в офис банка по адресу Коммунистический проспект, … . АО «АБ», так как она не соответствует требованиям пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Выдать АО «АБ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 30 октября 2023г. В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его вынесения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны