Решение №36 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 36 от 20 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 36

 

«20» сентября 2021 года                                 г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

провела внеплановую документарную (камеральную) проверку заказчика Администрации МО «Улаганский район» по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300015121000004 на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования «Улаганский район» квартиры в многоквартирном доме.

Администрация МО «Улаганский район» должным образом уведомлена о времени и месте проведения проверки, участие представителя на заседании комиссии УФАС по РА не обеспечила.

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России № МЕ/49839-ПР/19   от 13.06.2019 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019) УФАС по РА приказом от 07.09.2021  № 90 назначена внеплановая документарная проверка заказчика Администрации МО «Улаганский район» по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300015121000004 на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования «Улаганский район» квартиры в многоквартирном доме.

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, ч.ч. 5, 7, 8, 27, п. 2 ч. 13 ст. 34, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, п.п. 5, 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042 (далее - Правила № 1042) (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

В ходе проверки у Администрации МО «Улаганский район» запрошены письменные пояснения по признакам нарушений; документы, являющиеся основанием для приобретения квартиры (распоряжения, постановления, соглашения о выделении бюджетных средств и т.д.); информация о способе обеспечения исполнения контракта, предоставленного Ворониной Людмилой Викторовной, с приложением подтверждающих документов (копии банковской гарантии, либо платежного поручения); информация о должностном лице, ответственном за составление аукционной документации и за размещение в ЕИС в сфере закупок данной документации (с приложением надлежащим образом заверенных копий приказа о назначении его на должность, должностной инструкции и/или Положения и приказа о создании контрактной службы и/или приказа о назначении контрактного управляющего).

15.09.2021 в УФАС по РА поступили пояснения (вх. № 4932) заказчика Администрации МО «Улаганский район», а также запрашиваемые документы.

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, установила следующее.

21.04.2021 заказчиком Администрацией МО «Улаганский район» размещено извещение №0377300015121000004 о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования «Улаганский район» квартиры в многоквартирном доме (в рамках НП «Жилье и городская среда»), с начальной (максимальной) ценой контракта 2 177 848,40 руб.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №0377300015121000004 от 11.05.2021 ... подана единственная заявка, аукцион признан несостоявшимся.

С единственным участником электронного аукциона … Администрацией МО «Улаганский район» заключен контракт от 24.05.2021 б/н (реестровый номер 3040200269621000009).

В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Пунктом 14 Информационной карты (раздел I аукционной документации) установлено, что денежные средства, предоставленные в целях обеспечения исполнения контракта, возвращаются на расчетный счет поставщика в полном объеме в течение 5 рабочих дней с момента подписания сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по контракту.

Комиссия УФАС по РА, проанализировав проект контракта (приложение № 2 к аукционной документации), установила, что в нем, а также в заключенном контракте от 24.05.2021 б/н отсутствуют условия о сроках возврата денежных средств, внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со  ст. 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 14 Информационной карты установлено, что срок действия банковской гарантии, предоставленной в целях обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В проекте контракта, а также в заключенном контракте от 24.05.2021 отсутствуют условия о сроке действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 3 ст. 7, ч. 27 ст. 34, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, в части установления в п. 14 Информационной карты ненадлежащих требований к сроку действия банковской гарантии; неустановления в проекте контракта требований к сроку действия банковской гарантии; неустановления в проекте контракта условий возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В п. 22 Информационной карты определено, что дополнительные требования установлены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), с учетом даты получения застройщиком разрешения на строительство.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Требований к застройщику, участнику долевого строительства, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ, заказчиком в п. 22 Информационной карты не установлено.

Согласно аукционной документации объектом электронного аукциона №0377300015121000004 является приобретение квартиры в многоквартирном доме.

В проекте контракта установлено, что продавец обязуется передать покупателю квартиру, принадлежащую ему на праве собственности (п. 1.1, п. 1.2). Условия об участии заказчика в долевом строительстве многоквартирного дома в аукционной документации отсутствуют.

Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, в части отражения в п. 22 Информационной карты недостоверной информации о том, что дополнительные требования установлены в соответствии с Федеральным законом 214-ФЗ, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Согласно п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 данных Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 данных Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).

Пунктом 5 Правил № 1042 определен размер штрафа и порядок его установления, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Пунктом 6 Правил № 1042 определен размер и порядок установления штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств).

В пояснении от 14.09.2021 исх. №1679 (вх. №4932 от 15.09.2021), представленном Администрацией МО «Улаганский район», указано, что в контракте нет обязательств, которые не имеют стоимостного выражения.

Данная позиция Администрации МО «Улаганский район» необоснованна, т.к. в п. 3.1 проекта контракта указано, что передача квартиры происходит путем вручения продавцом представителю покупателя ключей от квартиры, документов по оплате за коммунальные услуги, с обязательным подписанием акта приема-передачи не позднее 20 дней со дня подписания контракта, т.е. нестоимостное обязательство поставщика установлено в контракте.

Комиссия УФАС по РА, проанализировав проект контракта, установила, что в нем отсутствует порядок начисления пени в случае просрочки исполнения заказчиком/поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (ч.ч. 5, 7   ст. 34 Закона о контрактной системе), не определены размеры штрафа и порядок их установления, в соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.п. 5, 6 Правил № 1042.

Таким образом, действия заказчика нарушают ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.п. 5, 6 Правил № 1042, в части неустановления в проекте контракта: порядка начисления пени в случае просрочки исполнения заказчиком/поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом; условий об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В пункте 2.8 проекта контракта установлено, что в случае если данный контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Данное условие не соответствует вышеуказанным требованиям Закона о контрактной системе. 

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 данного закона.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в п. 2.1 контракта от 24.05.2021 добавлено (включено) условие, предусмотренное п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 1, п. 2 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в части неустановления в проекте контракта условий об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, изменения условий контракта при его заключении.

Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что данные действия заказчика направлены на приведение положений контракта в соответствие с Законом о контрактной системе, Комиссией УФАС по РА принято решение не передавать материалы проверки в целях возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

В связи с тем, что контракт от 24.05.2021 б/н заключен и исполнен, у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика Администрацию МО «Улаганский район» нарушившим ч. 3 ст. 7, ч.ч. 1, 5, 7, 8, п. 2 ч. 13, ч. 27 ст. 34, ч. 1 ст. 95, ч. 3 ст. 96 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.п. 5, 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042, в части установления в п. 14 Информационной карты ненадлежащих требований к сроку действия банковской гарантии; установления в п. 22 Информационной карты недостоверной информации в части требований к участнику закупки; неустановления в проекте контракта условий об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, порядка начисления пени, в случае просрочки исполнения заказчиком/поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом; неустановления в проекте контракта условий об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта; неустановления в проекте контракта условий возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта; неустановления в проекте контракта требований к сроку действия банковской гарантии; изменения существенных условий контракта на этапе его заключения с победителем аукциона.

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего нарушения законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны