Решение №004/05/24-54/2024 РЕШЕНИЕ по делу № 004/05/24-54/2024 от 7 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/05/24-54/2024

 

07.03.2024г.                                                                                        г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель комиссии:

<…> – временно исполняющая обязанности руководителя управления;

члены комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

рассмотрев дело № 004/05/24-54/2024, возбужденное в отношении ООО «ЭС» (ОГРН <…>, ИНН <…>, г. Горно-Алтайск) по факту распространения рекламы с признаками нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии — представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, директора ООО «ЭС» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило обращение физического лица, полученное в ходе личного приема граждан в приемной Президента Российской Федерации в Республике Алтай (вх. № 620/24 от 14.02.2024г.), о факте распространения рекламы стоматологической клиники «WS» по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 60 (район автовокзала, рядом с ТЦ «Реал») с признаками нарушения Закона о рекламе.

На рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Горно-Алтайск пр. Коммунистический, д. 60, размещена информация следующего содержания: «Стоматология ул. Чорос-Гуркина 39/6 WS 8(38822)20-553 8-903-919-5335 * Ортодонтия * Детская стоматология * Лечение под наркозом * Хирургия * Имплантация».

Из заявления следует, что в рекламе стоматологических услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний.

В связи с тем, что указанная реклама содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе, определением управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 16.02.2024г. возбуждено дело № 004/05/24-54/2024 в отношении ООО «ЭС» и назначено к рассмотрению на 04.03.2024г.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

Из определения понятия «реклама» следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:

- быть распространенной любым способом, в любой форме;

- быть адресованной неопределенному кругу лиц;

- быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формирования к нему положительного отношения и закрепления его образа в памяти потребителя.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на рекламной конструкции;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — услугам стоматологической клиники «WS»: ортодонтии, детской стоматологии, лечению под наркозом, хирургии, имплантации, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой.

В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В свою очередь, под диагностикой, понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (п. 7 ч. 1 ст. 2 ФЗ №323-ФЗ), под лечением - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (п. 8 ч. 1 ст. 2 ФЗ №323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих специальных методов.

В рассматриваемой рекламе указаны следующие услуги: ортодонтия, детская стоматология, лечение под наркозом, хирургия, имплантация.

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, согласно которой к медицинским услугам относятся, в том числе следующие услуги:

- удаление зуба (A16.07.001);

- восстановление зуба пломбой (A16.07.002);

- пломбирование корневого канала зуба (A16.07.008);

- протезирование зуба с использованием имплантата (A16.07.006);

- ортодонтическая коррекция (A16.07.028).

Системный анализ приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» позволяет сделать вывод, что рекламируемые услуги «ортодонтия», «детская стоматология», «лечение под наркозом», «хирургия», «имплантация» являются медицинскими услугами.

На территории Российской Федерации порядок и условия рекламирования лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники определены статьей 24 Закона о рекламе.

В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования данной части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Рассматриваемая реклама является явно относящейся к рекламе медицинских услуг.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама должна распространяться с соблюдением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Деятельность по указанному в рекламе адресу осуществляет ООО «ЭС» (ОГРН <…>, ИНН <…>, юридический адрес: г. Горно-Алтайск).

Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/), ООО «ЭС» выдана лицензия Л041-01169-04/00365546 от 02.10.2019г. на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по анестезиологии и реаниматологии; рентгенологии; сестринскому делу; организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; ортодонтии; стоматологии ортопедической; стоматологии терапевтической; стоматологии хирургической; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по анестезиологии и реаниматологии; стоматологии детской.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в рассматриваемой рекламе «Стоматология ул. Чорос-Гуркина 39/6 WS 8(38822)20-553 8-903-919-5335 * Ортодонтия * Детская стоматология * Лечение под наркозом * Хирургия * Имплантация» отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Следовательно, данная реклама медицинских услуг, является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу частей 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В материалы дела представлена копия договора оказания услуг № 2 от 01.04.2023г., заключенного между ИП <…> (исполнитель) и ООО «ЭС» (заказчик).

Согласно пунктам 1.1, 2.3.9 данного договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства за плату оказывать услуги по размещению рекламно-информационного материала, представленного заказчиком, на объектах наружной рекламы, а заказчик принимает на себя обязательства оплачивать услуги исполнителя в размере и сроки, предусмотренные данным договором. Заказчик обязан обеспечить на баннерах размещение информации в соответствии с требованиями Закона о рекламе и иного действующего законодательства РФ.

В приложении № 1 к договору № 2 от 01.04.2023г. указан адрес места расположения рекламной конструкции (г. Горно-Алтайск, ул. Первомайская, 1 (у дома № 62 по пр. Коммунистический)), а также период оказания услуг по размещению рекламы (с 01.04.2023г. по 30.09.2023г.). Срок договора может быть пролонгирован на тот же срок, если ни одна из сторон в письменном виде не заявит о расторжении за 15 календарных дней до окончания срока размещения рекламного материала.

С учетом текста рекламы, а также понятия рекламодателя, указанного в пункте 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует признать лицо, в интересах которого размещена реклама - ООО «ЭС» (ОГРН <…>, ИНН <…>, г. Горно-Алтайск, <…>).

В рамках рассмотрения дела ООО «ЭС» представлена информация (вх. № 921/24 от 04.03.2024г.), согласно которой факт размещения рассматриваемой рекламы с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе Общество не отрицает. Макет рассматриваемой рекламы был оформлен согласно пожеланиям директора Общества.

При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия исходит из того, что у УФАС по РА отсутствуют сведения о прекращении распространения ООО «ЭС» рекламы медицинских услуг по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Первомайская, 1 (у дома № 62 по пр. Коммунистический), противоречащей части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать ООО «ЭС» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу (баннер, находящийся по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Первомайская, 1 (у дома № 62 по пр. Коммунистический)

«Стоматология ул. Чорос-Гуркина 39/6 WS 8(38822)20-553 8-903-919-5335 * Ортодонтия * Детская стоматология * Лечение под наркозом * Хирургия * Имплантация», т.к. она не соответствует части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «ЭС» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства путем демонтажа носителя ненадлежащей рекламы медицинских услуг.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2024г. В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его вынесения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны