Решение №64 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 64 от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 64

 

  «18» ноября 2022 года                                  г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

заместитель руководителя комиссии – «…» – временно исполняющая обязанности руководителя управления;

«…» – заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, член комиссии;

«…» – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, член комиссии,

рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при исполнении муниципального контракта №210-08-21 от 30.08.2021г. на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Горно-Алтайская от пересечения с ул. Заимка до пересечения с ул. Паспаульская в г. Горно-Алтайске.

18.11.2022г. от МКУ «Городское хозяйство и лесничество» поступило ходатайство (вх. № 5077) о рассмотрении материалов проверки в отсутствие их представителя.

Прокуратура г. Горно-Алтайска уведомлена о времени и месте проведения проверки, участие представителя на заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечила.

 

УСТАНОВИЛА:

 

УФАС по РА приказом от 26.10.2022г. № 136 назначена внеплановая документарная проверка заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при исполнении муниципального контракта №210-08-21 от 30.08.2021г. на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Горно-Алтайская от пересечения с ул. Заимка до пересечения с ул. Паспаульская в г. Горно-Алтайске. 

Основанием для проведения проверки явилось поступившее в УФАС по РА обращение прокуратуры г. Горно-Алтайска (вх. №4655 от 24.10.2022г.).

 В ходе проверки у заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» запрошены: письменные возражения по установленным признакам нарушения; решения органа местного самоуправления о продлении срока исполнения муниципального контракта №210-08-21 от 30.08.2021г. (при наличии); обращения подрядчика о продлении срока исполнения данного контракта; ответы заказчика на обращения подрядчика о продлении срока исполнения данного контракта; все претензии и требования об уплате пени, неустойки, направленные заказчиком в адрес подрядчика в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по данному контракту; информация об исполнении подрядчиком требований об уплате пени, неустойки; документы, подтверждающие обеспечение подрядчиком исполнения контракта (выписка со счета заказчика, подтверждающая поступление от подрядчика денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта или независимая гарантия со сроком действия до 31.10.2022г.); информация об объеме фактически выполненных подрядчиком и принятых заказчиком работ по контракту (фактический объем работ, а не в денежном выражении); позиция заказчика о том, на основании какой нормы закона (конкретный пункт, часть, статья закона, пункт постановления Правительства РФ) были заключены дополнительные соглашения №2 от 21.07.2022г. и №3 от 07.09.2022г. к контракту; письменные пояснения заказника о мерах, принятых в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту до 30.09.2022г. (заключались ли дополнительные соглашения, принимались ли решения о расторжении контракта, выставлялись ли требования об уплате пени и неустоек, с приложением подтверждающих документов).

Пояснения и запрашиваемые документы поступили в УФАС по Республике Алтай 09.11.2022г. (вх. №4907), 17.11.2022г. (вх. № 5059).

Срок проведения проверки продлен до 23.11.2022г. приказом УФАС по РА №139 от 09.11.2022г.

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав 09.11.2022г. доводы представителя заказчика, установила следующее.

По результатам электронного аукциона №0377300028721000263 заказчиком МКУ «Городское хозяйство и лесничество» с ООО «Майминское ДРСУ» 30.08.2021г. заключен муниципальный контракт №210-08-21 на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Горно-Алтайская от пересечения с ул. Заимка до пересечения с ул. Паспаульская в г. Горно-Алтайске (далее по тексту - муниципальный контракт, контракт). Реестровый номер данного контракта 3041113037321000030. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в рамках НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Согласно пунктам 3.1, 6.2, 6.3, 6.4 вышеуказанного муниципального контракта: цена контракта составляет 39479840,84 руб., сроки выполнения работ - с даты заключения контракта по 01.07.2022г., срок исполнения контракта: с даты заключения контракта по истечении 30 календарных дней с даты подписания заказчиком окончательного акта (документа) о приемке фактически выполненных работ, но не позднее 01.08.2022г., срок действия контракта: с даты заключения контракта по 01.08.2022г.

Таким образом, общий срок исполнения данного контракта подрядчиком составляет 304 календарных дня (с 31.08.2021г. по 01.07.2022г.), срок действия контракта 336 календарных дней (с 31.08.2021г. по 01.08.2022г.).

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

В ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

Согласно сведениям реестра контрактов ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 3041113037321000030) срок выполнения подрядчиком работ, установленный в п. 6.2 контракта, изменен сторонами два раза, дополнительным соглашением №2 от 21.07.2022г. (продлен до 31.08.2022г.) и дополнительным соглашением №3 от 07.09.2022г. (продлен до 30.09.2022г.).

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 данного закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

В п. 1(1) постановления Правительства РФ от 19.12.2013 №1186 установлен предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, могут быть изменены в установленном порядке в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию для муниципальных нужд составляет 100 млн. рублей, за исключением контрактов, заключенных до 31 декабря 2022г., в отношении которых такой предельный размер составляет 1 млн. рублей.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 данного  закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с данным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта.

Комиссией УФАС по РА установлено, что 06.08.2021г. заказчиком в ЕИС в сфере закупок в составе аукционной документации №0377300028721000263 размещены, в том числе проектная документация «Ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Горно-Алтайская от пересечения с ул. Заимка до пересечения с ул. Паспаульская в г. Горно-Алтайске», разработанная ООО «ПроектДор-Сервис»; положительное заключение АУ РА «Государственная экспертиза Республики Алтай» №1-1-0021-21 от 02.08.2021г. о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта «Ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Горно-Алтайская от пересечения с ул. Заимка до пересечения с  ул. Паспаульская в г. Горно-Алтайске».

Приказом Минтранса России от 16.11.2012г. № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В проектной документации отражены виды работ, которые относятся как к капитальному ремонту, так и к ремонту автомобильных дорог.

Заказчиком в адрес УФАС по РА не представлены документы, свидетельствующие об отнесении работ, образующих объект закупки, к работам по капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ №46-ФЗ от 08.03.2022г.) по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 данного закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Согласно пояснениям заказчика (вх. №5059 от 17.11.2022г.) решения органа местного самоуправления о продлении срока исполнения данного контракта отсутствуют.

11.07.2022г. заказчиком в адрес ООО «Майминское ДРСУ» направлена претензия (исх. №420) об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в размере 112517,55 руб. Данное требование подрядчиком не исполнено.

Комиссией УФАС по РА установлено, что дополнительные соглашения №2 от 21.07.2022г., №3 от 07.09.2022г. заключены не по инициативе подрядчика. 09.09.2022г. подрядчик обратился в адрес МКУ «Городское хозяйство и лесничество (исх. №53) о продлении срока выполнения работ, т.е. через 2 дня после заключения дополнительного соглашения №3 от 07.09.2022г. Обращение подрядчика о заключении дополнительного соглашения №2 от 21.07.2022г. заказчиком в адрес УФАС по РА не представлено.

Согласно ч. 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе, предусмотренные частью 1 данной статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 данного закона.

В пунктах 9.1, 9.2 муниципального контракта №210-08-21 от 31.08.2021г. установлены требования об обеспечении подрядчиком исполнения контракта в размере 5% от НМЦК.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного закона.

Аналогичные требования указаны в п. 9.3 муниципального контракта №210-08-21 от 31.08.2021г.

Комиссией УФАС по РА установлено, что ООО «Майминское ДРСУ» обеспечило исполнение муниципального контракта №210-08-21 от 31.08.2021г. банковской гарантией №9991-4R1/593264, выданной 23.08.2021г. ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Согласно пункту 20 данной банковской гарантии, гарантия вступает в силу с даты ее выдачи и действует по 01.09.2022г. включительно.

ООО «Майминское ДРСУ» предоставило заказчику независимую гарантию №10441453, выданную 26.07.2022г. ПАО Акционерный коммерческий банк «Абсолют банк». Согласно данной независимой гарантии, гарантия вступает в силу с 26.07.2022г. и действует по 30.09.2022г. включительно. Следовательно, данная независимая гарантия не обеспечила новый срок исполнения подрядчиком обязательств по контракту (30.09.2022г.), т.к. не превышает его на 1 месяц.

Следовательно, срок исполнения контракта №210-08-21 от 31.08.2021г. не может быть продлен на основании п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, т.к. не соблюдаются установленные данными нормами требования (срок контракта менее одного года; наличие неисполненного подрядчиком требования об уплате пени; отсутствие обращения подрядчика о продлении сроков исполнения контракта; отсутствие решения органа местного самоуправления о продлении срока исполнения контракта; отсутствие обеспечения исполнения контракта на продленный срок).

Таким образом, при подписании 21.07.2022г., 07.09.2022г. дополнительных соглашений №2, №3 к муниципальному контракту №210-08-21 от 31.08.2021г. заказчиком МКУ «Городское хозяйство и лесничество» нарушены требования        

ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. 

На 18.11.2022г. контракт не исполнен в полном объеме (согласно сведениям реестра контрактов ЕИС в сфере закупок исполнение контракта составляет 80%), однако, дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения контракта после 30.09.2022г. сторонами не заключалось, решение о расторжении контракта заказчиком не принималось, претензии с требованием уплаты пени подрядчику не направлялись.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать заказчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении срока исполнения муниципального контракта №210-08-21 от 30.08.2021г. на ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог по ул. Горно-Алтайская от пересечения с ул. Заимка до пересечения с ул. Паспаульская в г. Горно-Алтайске (заключение дополнительных соглашений №2 от 21.07.2022г. и №3 от 07.09.2022г.).

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны