Решение №№ 004/05/7-113/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 004/05/7-113/2022 от 26 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 004/05/7-113/2022
26.05.2022г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев дело № 004/05/7-113/2022, возбужденное в отношении ИП П. по факту распространения рекламы с признаками нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП П.,
УСТАНОВИЛА:
20.01.2022г. в рамках контроля за соблюдением федерального законодательства о рекламе, сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на территории МО «Город Горно-Алтайск», по адресу: пр. Коммунистический, 80а, установлен факт распространения рекламы, в которой содержится следующая информация:
- «Кальян SHOP специализированный магазин Дым Алтая»;
- • табак для кальяна • кальяны • электронные сигареты • pod системы • жидкости для вэйпов;
- табак для кальяна кальяны электронные сигареты pod системы жидкости для вэйпов;
- Дым Алтая табак для кальяна – кальяны электронные сигареты pod системы жидкости для вэйпов.
На основании частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 19.04.2022г. возбуждено дело № 004/05/5-110/2022 в отношении ИП П. по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и назначено к рассмотрению на 12.05.2022г.
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).
Потребителями информации:
- «Кальян SHOP специализированный магазин Дым Алтая»;
- • табак для кальяна • кальяны • электронные сигареты • pod системы • жидкости для вэйпов;
- табак для кальяна кальяны электронные сигареты pod системы жидкости для вэйпов;
- Дым Алтая табак для кальяна – кальяны электронные сигареты pod системы жидкости для вэйпов, являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Согласно зафиксированной информации, сведения, расположенные на фасаде здания по вышеуказанному адресу, содержат изображения устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Рассматриваемая информация:
-публично распространена в городе Горно-Алтайске;
-предназначена для неопределенного круга лиц;
-преследует цели информирования: обращения внимания на предпринимательскую деятельность специализированного магазина «Дым Алтая» («Кальян SHOP») по продаже кальянов, табачной продукции и курительных принадлежностей.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Согласно вышеуказанному, табак для кальяна, жидкости для вэйпов являются никотинсодержащей продукцией, а кальяны, электронные сигареты и POD системы – устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
На заседании комиссии ответчик пояснил, что с нарушением законодательства согласен, считал размещенную рекламу – информационными вывесками об ассортименте реализуемого товара. Подтвердил, что торгует жидкостями для парения и табаком для кальянов, содержащими никотин.
Комиссией УФАС по РА установлено, что из 5 рекламных конструкций, 4 содержат признаки нарушения Закона о рекламе, так как расположены на сторонах, просматриваемых с проезжей и пешеходной части улицы, следовательно, доступны для неопределенного круга лиц, направленны на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, в связи с чем, не являются информационными вывесками.
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе возложена на рекламодателя и рекламораспространителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закон о рекламе)
В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП П.
Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе.
При решении вопроса о возможности выдачи предписания, Комиссия исходит из того, что у УФАС по РА отсутствуют сведения о прекращении распространения ИП П. наружной рекламы в г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 80а, противоречащей пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе.
В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать ИП ПВ. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу (4 рекламные конструкции по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 80а) - «Кальян SHOP специализированный магазин Дым Алтая»;
- • табак для кальяна • кальяны • электронные сигареты • pod системы • жидкости для вэйпов;
- табак для кальяна кальяны электронные сигареты pod системы жидкости для вэйпов;
- Дым Алтая табак для кальяна – кальяны электронные сигареты pod системы жидкости для вэйпов, т.к. она не соответствует пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ИП П. о прекращении нарушения рекламного законодательства путем демонтажа 4 рекламных конструкций.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, виновного в нарушении рекламного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его вынесения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации