Постановление №004/04/7.29-519/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №004/04/7.2... от 1 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №004/04/7.29-519/2023

об административном правонарушении

01.12.2023г.                                                                                                г. Горно-Алтайск

                                                                                                             ул. Ленина, 226, стр. 2

 

Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай …., рассмотрев постановление прокуратуры Чемальского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, директора МОУ «Чемальская средняя общеобразовательная школа» ….,

УСТАНОВИЛА:

Дело рассматривается в отсутствие …., с участием по видео-конференц-связи ее защитника по доверенности от 24.11.2023г. …., помощника прокурора Чемальского района …. (служебное удостоверение ТО №297952) в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2).

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Копии определения от 17.11.2023г. о назначении времени и места рассмотрения дела №004/04/7.29-519/2023 направлены в адрес ….. по электронной почте Schoolchemal@mail.ru и заказными письмами №80083690812692, №80083690812708, прокуратуры Чемальского района по электронной почте che@04.mailop.ru и заказным письмом №80083690812715 (вручено 28.11.2023г.).

24.11.2023г. в УФАС по Республике Алтай поступило ходатайство (вх. №5164-ЭП/23) директора МОУ «Чемальская средняя общеобразовательная школа» …. о рассмотрении данного административного дела в ее отсутствие. . ходатайствовала о допуске к участию в деле ее защитника …. по доверенности от 24.11.2023г.

Прокуратурой Чемальского района проведена проверка исполнения МОУ «Чемальская средняя общеобразовательная школа» требований Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в ходе которой установлены нарушения данного закона. По данному факту и.о. прокурора Чемальского района в отношении директора МОУ «Чемальская средняя общеобразовательная школа» … вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Материалы дела переданы в УФАС по РА для рассмотрения по существу (вх. №5037/23 от 16.11.2023г.).

В ходе рассмотрения материалов административного дела №004/04/7.29-519/2023 установлено следующее:

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Прокуратурой Чемальского района в ходе проверки установлено, что МОУ «Чемальская средняя общеобразовательная школа» с ООО «Технологические Решения» без проведения процедуры торгов заключены следующие договоры поставки оборудования:

- №1-7 от 25.05.2023г. на сумму 594000,00 руб. (поставка кронштейна для проектора; персонального компьютера в сборе в спортивный комплекс; 4 персональных компьютеров в сборе в административные кабинеты; 2 персональных компьютеров в сборе в учительскую; роботизированной камеры; МФУ черно-белого);

-   №1-8 от 25.05.2023г. на сумму 592000,00 руб. (поставка 9 персональных компьютеров в сборе в кабинет информатики; выносного высокочувствительного микрофона);

-   №1-9 от 25.05.2023г. на сумму 515000,00 руб. (поставка 7 персональных компьютеров в сборе в кабинет информатики; персонального компьютера в библиотечно-информационный центр).

Общая сумма вышеуказанных договоров составляет 1701000,00 руб.

Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Прокуратурой Чемальского района в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. указано, что данные договоры заключены на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно которого закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 данной статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Вместе с тем в преамбулах данных договоров указано, что они заключены на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 данной статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Также прокуратурой Чемальского района в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. неправомерно указаны нормы частей 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в недействующей редакции (до изменений, внесенных Федеральным законом от 02.07.2021г. №360-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

27.11.2023г. в УФАС по РА поступили письменные пояснения …. (вх. №5199-ЭП/23), согласно которым школой в рамках реализации регионального проекта «Модернизация школьных систем образования в Республике Алтай» приобретено оборудование в соответствии с Инфраструктурным листом (согласован с Министерством образования и науки Республики Алтай и Отделом образования Администрации МО «Чемальский район»). В целях эффективного использования бюджетных средств, а также минимизации рисков при осуществлении закупок на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе школой был предварительно проведен анализ рынка, запрошены коммерческие предложения. Максимально и наиболее выгодным, по мнению школы, оказалось предложение ООО «Технологические Решения», в связи с чем и были заключены договоры с данной фирмой.  

В объяснении, полученном 24.10.2023г. помощником прокурора Чемальского района, … указывает, что с 18.04.2023г. по настоящее время идет капитальный ремонт МОУ «Чемальская СОШ». Для закупки оборудования, необходимого для функционирования школы, и компьютерной техники из федерального бюджета МОУ «Чемальская СОШ» выделено примерно 12576000 рублей. В эту сумму входят, в том числе расходы на приобретение учебного оборудования, мебели, методических материалов, спортивного оборудования. Необходимость в закупке обусловлена высоким износом имеющегося в распоряжении школы оборудования и техники. Директором МОУ «Чемальская СОШ» запрошены коммерческие предложения. Наиболее выгодное предложение поступило от ООО «Технологические Решения» из г. Новосибирска. ... было известно, что все закупки для бюджетных организаций регулируются Законом о контрактной системе, и в случае если сумма закупки превышает 600000 руб, то обязательно проведение аукциона. Однако, в связи с недостаточностью времени, необходимостью оперативного определения поставщиков, отсутствия специалиста по закупкам, …. было принято решение разделить сумму 1576000 руб. (стоимость 24 персональных компьютеров в сборе) на три договора до 600000 руб., чтобы не проводить аукцион. Данное решение принято исключительно в интересах МОУ «Чемальская СОШ», никаких договоренностей с поставщиком не имелось. В настоящее время договоры оплачены в полном объеме, приобретенное оборудование находится на ответственном хранении в ООО «Технологические Решения» по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Бийская, 36а.  В содеянном …. раскаивается.

Прокуратурой Чемальского района в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. сделан вывод о нарушении заказчиком МОУ «Чемальская СОШ» статей 8, 24, 93 Закона о контрактной системе в связи с тем, что договоры поставки оборудования (№1-7, №1-8 и №1-9 от 25.05.2023г. на общую сумму 1701000,00 рублей) имеют единый предмет (идентичные характеристики персонального компьютера в сборке), заключены в один день, с одним и тем же поставщиком. Указанные договоры, по мнению прокуратуры, образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную тремя самостоятельными договорами в целях формального соблюдения требований к закупке у единственного поставщика. Отсутствие конкурентных процедур противоречит публичным интересам, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Иных выводов, указывающих на наличие в действиях директора МОУ «Чемальская СОШ» …. нарушений законодательства о контрактной системе, постановление прокуратуры Чемальского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. не содержит.

Прокуратурой Чемальского района в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. сделан вывод о том, что в действиях директора МОУ «Чемальская СОШ» … (по заключению договоров поставки оборудования №1-7, №1-8 и №1-9 от 25.05.2023г. на общую сумму 1701000,00 рублей) усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, согласно которой принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с данным Федеральным законом электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.

Вместе с тем, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. прокуратурой Чемальского района не приведены доказательства невозможности проведения заказчиком в данном случае закупки на поставку одноименной техники (24 персональных компьютеров в сборе) путем запроса котировок в электронной форме в виду превышения МОУ «Чемальская СОШ» совокупного объема закупок по данному способу (20% от СГОЗ). Следовательно, отсутствуют доказательства, необходимые для квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ (отличающие событие правонарушения от правонарушения по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Должностное лицо УФАС по РА считает вывод прокуратуры Чемальского района о нарушении заказчиком МОУ «Чемальская СОШ» требований ч. 2 ст. 8, п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе необоснованным, на основании следующего.

Согласно письму ФАС России от 14.11.2019 №ИА/100041/19 «О порядке применения п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013  №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – письмо ФАС России от 14.11.2019 №ИА/100041/19) само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения. В случае заключения соответствующих договоров по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с превышением установленного годового объема таких закупок, действия заказчика будут являться нарушением Закона о контрактной системе.

Министерство финансов Российской Федерации в письме №24-01-07/54275 от 08.06.2022 указало, в том числе следующее «Статья 8 Закона о контрактной системе, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции в качестве принципа контрактной системы в сфере закупок, не содержит положений, влекущих невозможность осуществлять закупки одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Учитывая отсутствие в Законе о контрактной системе требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, - нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок на основании указанных пунктов отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил заказчик. При этом в рассматриваемом случае принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в Законе о контрактной системе требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.».

Рассматриваемые договоры поставки оборудования заключены в пределах суммы, предусмотренной п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (600000,00 руб.). Доказательства превышения МОУ «Чемальская СОШ» годового объема закупок по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (по п. 4 - в год не более 2 млн. руб. или 10% от СГОЗ, но не более 50 млн. руб.; по п. 5 - в год не более 5 млн. руб. или 50% от СГОЗ, но не более 30 млн. руб.) в материалах дела отсутствуют, прокуратурой Чемальского района в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2023г. не отражены.

Должностное лицо УФАС по РА с учетом позиции, изложенной в письмах ФАС России №ИА/100041/19 от 14.11.2019г., Минфина России №24-01-07/54275 от 08.06.2022г. считает, что приобретение МОУ «Чемальская СОШ» одноименных товаров (24 персональных компьютеров в сборке) не приводит к нарушению ч. 2 ст. 8, п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Таким образом, дело об административном правонарушении №004/04/7.29-519/2023 в отношении должностного лица заказчика, директора МОУ «Чемальская СОШ» подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 2.4, 7.29, 23.66, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

Дело об административном правонарушении №004/04/7.29-519/2023, возбужденное в отношении должностного лица заказчика, директора МОУ «Чемальская СОШ» по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения при заключении с ООО «Технологические Решения» договоров поставки оборудования (№1-7, №1-8 и №1-9 от 25.05.2023г. на общую сумму 1701000,00 рублей).

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Чемальский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны