Решение №004/06/48-156/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/48-156/2023 о нарушении законодател... от 26 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/48-156/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«26» апреля 2023 года                                                                       г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС по РА) в составе:

председатель комиссии: <…>,

в присутствии представителя заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» <…> по доверенности от 19.01.2023, с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай <…> по доверенности от 09.01.2023, рассмотрев жалобу ИП <…> на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме № 0177200000923001273 на строительство сельского клуба на 200 мест в с. Акташ Улаганского района РА (корректировка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 19.04.2023 поступила жалоба ИП <…> (вх. № 1571) на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0177200000923001273 на строительство сельского клуба на 200 мест в с. Акташ Улаганского района РА (корректировка).

Заявитель считает, что заказчиком объединены в одну закупку функционально и технологически не связанные между собой товары и работы.

Не согласившись с доводами жалобы, уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай и заказчиком КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» (далее – КУ РА «УКС РА», заказчик) представлены письменные возражения 21.04.2023                    (вх. № 1630) и 24.04.2023 (вх. № 1662-ЭП/23) соответственно.

Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика и уполномоченного органа, установила следующее.

30.03.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0177200000923001273 на строительство сельского клуба на 200 мест в с. Акташ Улаганского района РА (корректировка). Начальная (максимальная) цена контракта 101318734,78,00 рубля.

Заказчиком по данной закупке является КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай». Закупка осуществляется в рамках НП «Культура».

Согласно доводу заявителя заказчиком неправомерно объединены в один лот строительно-монтажные работы и поставка немонтируемого оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товар, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части, части 2 данной статьи.

Согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок на выполнение подрядных работ по строительству объектов капитального строительства по объекту: строительство сельского клуба на 200 мест в с. Акташ Улаганского района РА (корректировка), стоимость строительно-монтажных работ составляет 73964022,11 рубля, стоимость оборудования составляет 4862328,65 рублей.

В соответствии с локальным сметным расчетом (сметой) № ЛСР 02-01-04 в ходе исполнения контракта поставляются, в том числе следующие товары и немонтируемое оборудование: «Стол ученический 1-мест. нерегулируемый рост. 6», «Стул ученический нерегулируемый рост. 6», «Мобильная тумба 3 ящика», «Офисное кресло Helmut/Хельмут», «Офисный стул Era black RU/Эра блэк РУ», «Диспенсер жидкого мыла 0,6л белый», «Ерш для унитаза нержавеющая сталь», «Ведро-контейнер для мусора (урна) 5л» и другие товары.

В соответствии с ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Согласно части 57 вышеназванной статьи Закона № 44-ФЗ в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

Вместе с тем, Комиссия УФАС по РА считает, что данные нормы законодательства о контрактной системе предусматривают осуществление единой закупки работ по строительству объекта капитального строительства и поставке оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта, при условии, что предметом контракта одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.

На заседании Комиссии УФАС по РА представителем заказчика было указано, что закупка соответствует требованиям части 63.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.

В соответствии с данной нормой до 1 января 2024 года в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. В контракте должны быть указаны раздельно:

1) стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;

2) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства.

Комиссия УФАС по РА считает, что с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

Такие товары, как «Стол ученический 1-мест. нерегулируемый рост. 6», «Стул ученический нерегулируемый рост. 6», «Мобильная тумба 3 ящика», «Офисное кресло Helmut/Хельмут», «Офисный стул Era black RU/Эра блэк РУ», «Диспенсер жидкого мыла 0,6л белый», «Ерш для унитаза нержавеющая сталь», «Ведро-контейнер для мусора (урна) 5л» и другие, в том числе являющиеся предметами закупки наряду со строительством сельского клуба на 200 мест в        с. Акташ Улаганского района Республики Алтай согласно извещению №0177200000923001273 и приложенным к нему обязательным документам, не могут считаться оборудованием, неразрывно связанным с объектом строительства.

Следует отметить, что выполнение работ по строительству и оснащение оборудованием осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.

При этом для поставки оборудования от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования должны являться предметами разных закупок.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки строительные работы и поставка товаров, функционально и технологически не связанных между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, нарушает ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Принимая во внимание незаконность укрупнения предмета закупки, Комиссия УФАС по РА в целях восстановления прав участников закупки приняла решение о выдаче заказчику, уполномоченному органу предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены открытого конкурса в электронной форме №0177200000923001273 на строительство сельского клуба на 200 мест в с. Акташ Улаганского района РА (корректировка).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь  ст. 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме №0177200000923001273 на строительство сельского клуба на 200 мест в с. Акташ Улаганского района РА (корректировка), обоснованной.

2. Признать заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с объединением в одну закупку функционально-технологически не связанных между собой товаров и работ (выполнение строительных работ и поставка немонтируемого оборудования, при условии отсутствия в предмете контракта работ по разработке ПСД).

3. Выдать заказчику КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай», уполномоченному органу Министерству экономического развития Республики Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены открытого конкурса в электронной форме №0177200000923001273 на строительство сельского клуба на 200 мест в с. Акташ Улаганского района РА (корректировка).

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         

 

Члены Комиссии                                                                                     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны