Постановление №004/04/7.30-39/2024 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 15 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу
№ 004/04/7.30-39/2024 об административном правонарушении
«15» февраля 2024 года г. Горно-Алтайск
ул. Ленина, 226, строение 2
Я, временно исполняющая обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <…>, рассмотрев постановление Горно-Алтайской транспортной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2024 и материалы дела, возбужденного по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика, специалиста по закпкам БУЗ РА «Центр медицины катастроф» <…>,
УСТАНОВИЛА:
Дело рассматривается в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение 2) в присутствии <…>, с участием помощника Горно-Алтайского транспортного прокурора <…> (служебное удостоверение ТО №<…>).
Горно-Алтайской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением БУЗ РА «Центр медицины катастроф» законодательства о контрактной системе выявлены нарушения требований ч. 11 ст. 34, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 49 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). По данному факту Горно-Алтайским транспортным прокурором в отношении должностного лица заказчика, специалиста по закупкам БУЗ РА «Центр медицины катастроф» <…> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2024 по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Материалы дела переданы в УФАС по РА для рассмотрения по существу (вх. №414/24 от 01.02.2024).
Должностным лицом УФАС по РА при рассмотрении данного административного дела установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе проект контракта.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
10.05.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000923001904 на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) гражданам, находящимся на территории Республики Алтай на воздушном судне (вертолете) в 2024 году. Начальная (максимальная) цена контракта 140196800,00 руб. Заказчиком является БУЗ РА «Центр медицины катастроф». Закупка осуществлена в рамках НП «Здравоохранение».
По итогам электронного аукциона 31.05.2023 БУЗ РА «Центр медицины катастроф» с АО «Национальная служба санитарной авиации» заключен контракт №0177200000923001904 на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) гражданам, находящимся на территории Республики Алтай на воздушном судне (вертолете). Цена контракта 140196800,00 руб. (реестровый номер контракта 2041105338323000026).
Федеральным законом №360-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон №360-ФЗ) в часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов, а также предусматривающие установление полномочий Правительства Российской Федерации на утверждение типовых условий контрактов.
В соответствии с частью 12 статьи 8 Закона №360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу данного закона, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону о контрактной системе.
Таким образом, после 1 января 2022 (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона о контрактной системе.
Приказом Минтранса России №163, Минздрава России №342н от 30.05.2019 утвержден типовой контракт на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации и информационная карта типового контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации.
Пунктом 3.3.7 данного типового контракта установлено, что заказчик обязан организовать содержание посадочных площадок на территории медицинских организаций (при наличии) в состоянии, обеспечивающем возможность взлета/посадки воздушного судна, в том числе в темное время суток (для оборудованных ночным стартом посадочных площадок), обеспечивающем безопасность выполнения полетов, в соответствии с технической документацией указанных объектов.
Вместе с тем, в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе проект контракта (приложение к извещению №0177200000923001904) не содержит вышеназванного обязательного условия.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ - размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно пп. «е», «ж» п. 3 Порядка взаимодействия заказчиков Республики Алтай с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2021г. № 127 (в редакции, действующей на дату размещения закупки №0177200000923001904, далее — Порядок №127), уполномоченный орган разрабатывает на основе сведений, содержащихся в заявке заказчика, проект документации в течение 2 рабочих дней после проверки заявки заказчика; направляет проект документации на утверждение заказчику в течение 1 рабочего дня со дня разработки такого проекта и смены статуса на «на подпись» в региональной информационной системе.
В соответствии с пп. «п», «р» п. 4 Порядка №127 заказчики несут ответственность за полноту, содержание, достоверность сведений, указанных в заявке; утверждают документацию в течение 1 рабочего дня со дня ее направления уполномоченным органом заказчику с использованием региональной информационной системы.
Заявка №41074 и прилагаемые к ней документы (основание для проведения электронного аукциона №0177200000923001904) подписаны 10.05.2023 в системе АИС «Госзаказ» электронной подписью <…>.
Приказом БУЗ РА «Центр медицины катастроф» №401-лс от 16.12.2013 <…> назначен бухгалтером в отделение скорой медицинской помощи.
Приказом БУЗ РА «Центр медицины катастроф» №02-ПР от 28.01.2014 <…> назначен должностным лицом, ответственным за осуществление государственных закупок (контрактным управляющим) с 16.12.2013.
Согласно приказу БУЗ РА «Центр медицины катастроф» №226/лс от 05.10.2018 должность «бухгалтер» с 01.08.2018 переименована на должность «специалист по закупкам».
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.
Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе (проверить проект контракта на предмет его соответствия положениям типового контракта при утверждении документов по заявке №41074 в целях осуществления закупки), однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика, специалиста по закупкам БУЗ РА «Центр медицины катастроф» <…> содержится состав нарушения ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2024 указано, что <…> не включил пункт 3.3.7 типового контракта в проект контракта (приложение к извещению №0177200000923001904) в связи с невнимательностью.
Согласно письменным пояснениям (вх. №615-ЭП/24 от 14.02.2024) <…> в результате копирования типового контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинский помощи (скорой специализированной медицинской помощи) гражданам, был пропущен пункт 3.3.7 типового контракта. Пункт 3.3.7 контракта принят им во внимание и впредь гарантирует недопущение данного нарушения. Пояснил, что отсутствие данного пункта не повлияло на выполнение условий контракта, фактически БУЗ РА «ЦМК» не сможет исполнить, так как в Республике Алтай отсутствуют посадочные площадки при лечебно-профилактических учреждениях.
Данные пояснения <…> должностным лицом УФАС по РА приняты во внимание, однако, они не исключают наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения <…> административного правонарушения подтверждается материалами дела №004/04/7.30-39/2024 об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица заказчика к исполнению требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе. В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В связи с тем, что в УФАС по РА отсутствует информация, подтверждающая факт совершения ранее специалистом по закупкам БУЗ РА «Центр медицины катастроф» <…> административного правонарушения в сфере закупок (с учетом ст. 4.6 КоАП РФ), административное наказание, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение.
Руководствуясь статьями 2.4; 4.1.1; 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать должностное лицо, специалиста по закупкам БУЗ РА «Центр медицины катастроф» <…> виновным в совершении административного правонарушения (в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе неприменение положений типового контракта, утвержденного приказом Минтранса России №163, Минздрава России №342н от 30.05.2019, при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923001904), ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, и назначить ему с учетом положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.