Решение №004/06/49-51/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/49-51/2022 о нарушении законодатель... от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/49-51/2022

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«03» марта 2022 года                                                                         г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

с участием по видео-конференц-связи представителей заказчика Сельской администрации Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай <….>, представителя ООО «Бизон» <….>  рассмотрела жалобу ООО «Бизон» на действия заказчика Сельской администрации Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177300001422000001 «Капитальный ремонт Сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Черный Ануй, ул. Центральная, д. 7».

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 24.02.2022 поступила жалоба ООО «Бизон» (вх. № 961) на действия заказчика Сельской администрации Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177300001422000001 «Капитальный ремонт Сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Черный Ануй, ул. Центральная, д. 7».

Заявитель считает, что заказчиком извещение об осуществлении закупки сформировано в нарушение Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком Сельской администрацией Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай, представлены письменные возражения (вх. № 1043 от 02.03.2022).

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.

16.02.2022 заказчиком Сельской администрацией Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0177300001422000001 «Капитальный ремонт Сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Черный Ануй, ул. Центральная,      д. 7». Начальная (максимальная) цена контракта 16908658,14 руб. Закупка осуществляется в рамках Национального проекта «Культура».

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком установлены:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе, тогда как должны быть установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе;

- излишние требования об обязанности выполнения подрядчиком работ самостоятельно без привлечения других лиц, установленных Постановлением Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»;

- требования об обеспечении исполнения контракта не в соответствии со ст. 37 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- в графике оплаты выполненных работ (приложение № 3 к муниципальному контракту) установлена противоречивая информация о сроках оплаты за выполненные работы;

- излишние требования об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;

- в п. 5.4.15 проекта муниципального контракта установлена излишняя обязанность подрядчика уведомлять заказчика при создании обособленного подразделения в Республике Хакассия для исполнения обязательств по контракту.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.

Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком в электронном документе «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» (приложение к извещению № 0177300001422000001) указано следующее «На основании ч. 19 ст. 48 Федерального закона № 44-ФЗ заявка состоит из второй и третей частей», тогда как заказчиком проводится электронный аукцион и требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению должны быть сформированы в соответствии со ст. 49 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы, обоснованный.

Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570) установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в Постановлении № 570 не установлены.

Довод жалобы, обоснованный.

Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 данной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 данной статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно ч. 6.3 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона.

Заказчиком в п. 8.3 проекта муниципального контракта обеспечение исполнение контракта установлено в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 908 658,14 руб.

Таким образом, заказчиком требование об обеспечении исполнения контракта должны быть установлены в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы, обоснованный.

Согласно ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 данной статьи и такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней.

В извещении № 0177300001422000001 заказчиком установлены ограничения в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в графике оплаты выполненных работ (приложение № 3 к муниципальному контракту) указано, что сроки оплаты за выполненные виды работ осуществляются «В течении 10 (тридцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком актов выполненных работ».

Довод жалобы, обоснованный.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки.

Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

В связи с тем, что предметом данного электронного аукциона является капитальный ремонт сельского дома культуры, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком установлены требования к участникам электронного аукциона не в соответствии с предметом закупки.

Довод жалобы, обоснованный.

Согласно п. 5.4.15 проекта муниципального контракта (приложение к извещению № 0177300001422000001) заказчиком установлено следующее «В случае, если для исполнения обязательств по контракту Подрядчиком на территории Республики Хакасия создается обособленное подразделение (за исключением филиалов и представительств), подрядчик обязан в течение одного месяца подать сообщение об этом в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе направить заказчику в течение 5 рабочих дней с момента его получения».

Согласно извещению № 0177300001422000001 исполнение обязательств по контракту осуществляется на территории Республики Алтай.

В связи, с чем Комиссия УФАС по РА считает, что создание подрядчиком обособленного подразделения на территории Республики Хакассия не может повлиять на исполнение данного муниципального контракта. Подрядчик не обязан уведомлять заказчика обо всех созданных им обособленных подразделениях, не относящихся к исполнению данного муниципального контракта.

Довод жалобы, обоснованный.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика согласились с вышеуказанными доводами заявителя.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что данные нарушения образовались в связи с технической ошибкой, а также опечатками в приложенных к извещению № 0177300001422000001 документах.

Таким образом, заказчиком Сельской администрации Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай нарушены ч. 3 ст. 7, ч. 6.3 ст. 96, ч. 2 ст. 110.2 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившиеся в установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе, тогда как должны быть установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе; излишних требований об обязанности выполнения подрядчиком работ самостоятельно без привлечения других лиц, установленных Постановлением № 570; требований об обеспечении исполнения контракта не в соответствии со ст. 37 Закона о контрактной системе; к участникам закупки излишних требований об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности; размещения в ЕИС в сфере закупок недостоверной информации.

За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона № 0177300001422000001 не установлены отдельные этапы исполнения контракта.

Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы); начальную (максимальную) цену контракта (цену отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

В извещении о проведении электронного аукциона № 0177300001422000001 установлено, что срок исполнения контракта с момента заключения до 30.11.2022, информации об отдельных этапах исполнения контракта отсутствует.

Графиком выполнения работ (приложение № 2 к проекту муниципального контракта) и графиком оплаты (приложение № 3 к проекту муниципального контракта) установлены сроки выполнения подрядчиком работ и оплаты заказчиком выполненных работ.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что работы выполняются по одному объекту - сельский дом культуры расположенный по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Черный Ануй, ул. Центральная,     д. 7, вид работ один – капитальный ремонт, в связи с чем считают, что в данной закупке отсутствуют отдельные этапы исполнения контракта.

Комиссия УФАС по РА считает данные доводы заказчика необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Пунктом 1.1 проекта муниципального контракта установлено, что   подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на объекте: Капитальный ремонт Сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район,              с. Черный Ануй, ул. Центральная, д. 7 в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом Графиком выполнения работ (приложение № 2 к проекту муниципального контракта).

Пунктом 2.8 проекта муниципального контракта установлено, что оплата фактически выполненных работ осуществляется путем перечисления соответствующей суммы на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье 13 Контракта, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты надлежаще оформленных в установленном порядке и подписанных Заказчиком акта о приёмке выполненных работ по форме №  КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы №  КС-3, на основании выставленного счета, счета-фактуры за счет бюджетных денежных средств, в пределах доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств, после поступления названных средств на счет, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных Работ. Документы о приемке формируются и направляются Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке. 

Также заказчиком установлен график оплаты (приложение № 3 к проекту муниципального контракта).

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА считает, что заказчиком установлены отдельные этапы исполнения контракта, так как в проекте муниципального контракта установлена обязанность подрядчика выполнить определенный вид работы к определенному сроку, а у заказчика установлена обязанность принять данные работы и оплатить их в определенной время.

Таким образом, заказчиком Сельской администрации Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай в нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 8, 9     ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона № 0177300001422000001 не установлены отдельные этапы исполнения контракта.

Довод жалобы, обоснованный.

За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание факт нарушения заказчиком требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки № 0177300001422000001, Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены (аннулирования) электронного аукциона № 0177300001422000001, приведения извещения в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и повторного осуществления закупки (при необходимости).

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Бизон» на действия заказчика Сельской администрации Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177300001422000001 «Капитальный ремонт Сельского дома культуры по адресу: Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Черный Ануй, ул. Центральная,      д. 7» обоснованной.

2. Признать заказчика Сельскую администрацию Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай нарушившей ч. 3 ст. 7, ч.ч. 8, 9    ст. 42, ч. 6.3 ст. 96, ч. 2 ст. 110.2 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с установлением требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе, тогда как должны быть установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе; излишних требований об обязанности выполнения подрядчиком работ самостоятельно без привлечения других лиц, установленных Постановлением Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»; требований об обеспечении исполнения контракта не в соответствии со ст. 37 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; к участникам закупки излишних требований об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности; не установлением в извещении о проведении электронного аукциона № 0177300001422000001 отдельных этапов исполнения контракта; размещением в ЕИС в сфере закупок недостоверной информации относительно требований к содержанию, составу заявки, сроку оплаты за выполненные работы, требований об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, требований об обязанности уведомить заказчика в случае создания подрядчиком обособленного подразделения на территории Республики Хакассия.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона 0177300001422000001 и повторного осуществления закупки (при необходимости).

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны