Решение №6 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 6 от 8 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 6

 

«08» февраля 2021г.                                                                            г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной (документарной) проверки в составе:

руководитель комиссии – <…>;

<…>;

<…>,

с участием в режиме видео-конференц-связи представителей Администрации МО «Чемальский район» <…> (распоряжение от 28.01.2021г. № 16-К), <…> по доверенности от 04.02.2021г., рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки соблюдения заказчиком Администрацией МО «Чемальский район» требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта от 19.09.2019г. №34 на строительство объекта: «Детский сад на 125 мест по ул. Энтузиастов, 28А, с. Чемал, Чемальский район, Республика Алтай» (заключение с ООО «СМК-22» дополнительных соглашений № 2 от 10.07.2020г. и № 3 от 30.12.2020г.).

ООО «СМК-22» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки, участие представителей на заседание Комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай приказом № 13 от 25.01.2021г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика Администрации МО «Чемальский район» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта от 19.09.2019г. №34 на строительство объекта: «Детский сад на 125 мест по ул. Энтузиастов, 28А, с. Чемал, Чемальский район, Республика Алтай» (заключение с ООО «СМК-22» дополнительных соглашений №2 от 10.07.2020г. и № 3 от 30.12.2020г.). Данный муниципальный контракт заключен в рамках реализации НП «Демография».

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно п. 9 ч. 1 ст. 95, ч. 65     ст. 112 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), т.к. 10.07.2020г. изменен срок исполнения подрядчиком условий контракта на срок, превышающий срок исполнения контракта, предусмотренный при его заключении; 30.12.2020г. изменен срок исполнения контракта при отсутствии на дату подписания дополнительного соглашения № 3 обоснования такого изменения на основании решения органа местного самоуправления, обеспечения подрядчиком исполнения контракта на новый срок; лимитов бюджетных обязательств на новый срок исполнения контракта (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки у Администрации МО «Чемальский район» и ООО «СМК-22» запрошены: пояснения об основаниях для внесения 10.07.2020г. изменений в контракт; письменное обращение подрядчика об изменении сроков выполнения работ в декабре 2020г.; обоснование повторного изменения срока исполнения контракта 30.12.2020г. и документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе.

Запрашиваемые документы поступили от Администрации МО «Чемальский район» в УФАС по РА 05.02.2021г. (вх. № 660).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей заказчика, установила следующее.

По итогам электронного аукциона № 0377300006519000034 Администрацией МО «Чемальский район» с ООО «СМК-22» 19.09.2019г. заключен муниципальный контракт № 34 на строительство объекта: «Детский сад на 125 мест по   ул. Энтузиастов, 28А, с. Чемал, Чемальский район, Республика Алтай» (далее – контракт, муниципальный контракт). Реестровый номер в ЕИС в сфере закупок 3041000415019000022.

Согласно п. 2.2 муниципального контракта № 34 от 19.09.2019г. срок строительства объекта: с даты заключения контракта до 30.06.2020 года, промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных контрактом работ определены Графиком выполнения работ (далее - График выполнения работ) (Приложение № 3 к Контракту).

Подрядчиком обеспечение исполнения контракта предоставлено в виде банковской гарантии на сумму 9 897 138,10 руб. (п 11.2 контракта).

Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 31.12.2020г. либо до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту (п. 13.1 контракта).

В разделе 13 контракта предусмотрена возможность изменения условий данного контракта.

Дополнительным соглашением № 2 от 10.07.2020г. Администрация МО «Чемальский район» с ООО «СМК-22» на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменили п. 2.2 контракта, а именно: продлили срок строительства (30.06.2020г.) до 25.12.2020г., приложение №3 к контракту (График выполнения работ) изложено в новой редакции (изменены сроки работ, предусмотренные п.п. 3-34 Графика выполнения работ). Все остальные положения контракта остались неизменными.

Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Согласно вышеуказанных норм права, по общему правилу, существенные условия контракта могут быть изменены, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, перечень таких случаев является исчерпывающим.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.

На заседании комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что в апреле 2020г. возникла необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию в части конструктивных решений здания детского сада, применения строительных материалов, устройства инженерных сетей. 12.05.2020г. заказчиком с целью корректировки ПСД на строительство объекта: «Детский сад на 125 мест по ул. Энтузиастов, 28А, с. Чемал, Чемальский район, Республика Алтай» заключен договор подряда №18-2020 с ООО «ВИСМА». 19.06.2020 Администрацией МО «Чемальский район» с АУ РА «Государственная экспертиза Республики Алтай» заключен договор № 2ЭС-2020 на проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении объекта капитального строительства «Детский сад на 125 мест по ул. Энтузиастов, 28А, с. Чемал, Чемальский район, Республика Алтай». В связи с необходимостью внесения изменений в ПСД, что не позволяет ООО «СМК-22» выполнить работы в срок (30.06.2020г.), заказчиком принято решение заключить дополнительное соглашение №2 от 10.07.2020г. о продлении сроков строительства до 25.12.2020г. При этом, представленная подрядчиком при заключении контракта банковская гарантия превышала на месяц новый срок исполнения обязательств, продленный срок выполнения работ (5 месяцев) не превысил срок, предусмотренный при заключении контракта 9 месяцев (с 19.09.2019г. по 30.06.2020г.).

Учитывая, что срок исполнения контракта подрядчиком, предусмотренный при его заключении, составляет более 9 месяцев, Комиссия УФАС по РА считает, что продление 10.07.2020г. срока строительства до 25.12.2020г. (на 6 месяцев) не превысило срок, из которого стороны исходили при его заключении.

В ходе проверки Комиссией УФАС по РА установлено, что ООО «СМК-22» 17.09.2019г. в целях обеспечения исполнения контракта № 34 от 19.09.2019г. получена банковская гарантия №01Н76Х со сроком действия до 31.02.2021г.

При таких обстоятельствах в действиях заказчика Администрации МО «Чемальский район» и ООО «СМК-22» при изменении 10.07.2020г. условий контракта № 34 от 19.09.2019г. Комиссией УФАС по РА нарушения п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе не установлены.

Дополнительным соглашением № 3 от 30.12.2020г. Администрацией МО «Чемальский район» и ООО «СМК-22» на основании ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, распоряжения главы МО «Чемальский район» № 532-р от 30.12.2020г. изменен п. 2.2 контракта, а именно: срок строительства продлили до 31.05.2021г., приложение №3 к контракту (График выполнения работ) изложено в новой редакции (изменены сроки работ, предусмотренных п. 7, п.п. 17-34 Графика выполнения работ в ред. от 10.07.2020г.). Все остальные положения контракта остались неизменными.

В соответствии с ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), и (или) размера аванса  (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с данной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с данным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное данной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:

1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 данного Федерального закона;

2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);

Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное данной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Комиссией УФАС по РА при проверке наличия (отсутствия) законных оснований для заключения вышеназванного дополнительного соглашения установлено следующее.

Применение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе в данном случае возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

- обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта на предусмотренных им условиях, возникли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV;

- наличие в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения местной администрации;

- предоставление ООО «СМК-22» обеспечения исполнения контракта на новый срок;

- наличие у Администрации МО «Чемальский район» лимитов бюджетных обязательств на новый срок исполнения контракта.

Одним из документов, размещенных заказчиком в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок (№3041000415019000022), является распоряжение Администрации МО «Чемальский район» от 30.12.2020г. №532-р, согласно которому при исполнении муниципального контракта от 19.09.2019г. № 34 допускается по соглашению сторон изменение его срока до 31 мая 2021г. без предъявления к подрядчику неустоек.

Согласно представленным Администрацией МО «Чемальский район» в УФАС по РА 05.02.2021г. (вх. 660) документам 29.12.2020г. ООО «СМК-22» обратилось к заказчику с ходатайством рассмотреть вопрос об изменении п. 13.1 контракта, продлить срок до 31.05.2021г., т.к. общество длительный период времени не могло проводить строительно-монтажные работы в связи с заболеванием директора общества и большинства сотрудников новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), а также отсутствием откорректированной ПСД.

28.12.2020г. ООО «Висма» направило Администрации МО «Чемальский район» уведомление о задержке корректировки проектной документации по объекту «Детский сад на 125 мест по ул. Энтузиастов, 28А, с. Чемал, Чемальский район, Республика Алтай» в связи с болезнью сотрудников организации, и завершении работ до конца января 2021г.

На заседании комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что на основании данного ходатайства и уведомления главой МО «Чемальский район» принято решение об изменении срока окончания строительства до 31.05.2021г. В связи с окончанием календарного года ООО «СМК-22» не удалось продлить срок действия банковской гарантии №01Н76Х от 17.09.2019г. 04.02.2021г. обществу выдана новая банковская гарантия № 02R12X в размере 1 984 798,82 руб. со сроком действия до 01.07.2021г. (представлена в материалы дела).

Таким образом, на дату (30.12.2020г.) заключения дополнительного соглашения №3 к контракту ООО «СМК-22» не предоставило заказчику обеспечение исполнения контракта на новый срок.

Согласно информации Администрации МО «Чемальский район» на 30.12.2020г. общая цена невыполненных ООО «СМК-22» работ по контракту № 34 от 19.09.2019г. составляет 4 606 426,00 руб.

В подтверждение наличия лимитов бюджетных обязательств Администрацией МО «Чемальский район» представлено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай бюджету муниципального образования «Чемальский район» № 16-СА/2020 от 20.02.2020г., заключенное с Министерством регионального развития Республики Алтай, согласно которому, общий объем бюджетных ассигнований в 2020г. составляет 12 729 900,00 руб., в 2021г. 0,00 руб. Представлено обращение  Администрации МО «Чемальский район» (исх. № 201 от 29.01.2021г.) в данное министерство о возврате неиспользованных в 2020г. субсидии (12 536 677,46 руб.) на строительство детского сада на 125 мест в с. Чемал по ул. Энтузиастов, 28А.

В соответствии с п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Исходя из положений п. 5 ст. 242 БК РФ неиспользованные в текущем финансовом году целевые средства подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены и по решению главного администратора средств бюджета могут быть возвращены в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены.

Согласно решению Совета депутатов Чемальского района от 14.12.2020г.     №4-126 «О бюджете муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций на строительство детского сада на 125 мест по ул. Энтузиастов, 28А в с.Чемал не предусмотрено (приложение № 18 к решению).

Следовательно, Администрацией МО «Чемальский район» при заключении 30.12.2020г. дополнительного соглашения № 3 к контракту №34 от 19.09.2019г. приняты обязательства на 2021г., которые не обеспечены средствами бюджета, т.е. в отсутствие лимитов бюджетных обязательств на них.

Таким образом, заказчиком Администрацией МО «Чемальский район» и ООО «СМК-22» в нарушение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе 30.12.2020г. изменены существенные условия контракта № 34 от 19.09.2019г. в части срока его исполнения сторонами, которые финансово не обеспечены (в отсутствие обеспечения исполнения контракта на новый срок от подрядчика и в отсутствие лимитов бюджетных обязательств у заказчика).

Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика Администрацию МО «Чемальский район» нарушившим требования ч. 65 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении с ООО «СМК-22» дополнительного соглашения № 3 от 30.12.2020г. к муниципальному контракту от 19.09.2019г. №34 на строительство объекта: «Детский сад на 125 мест по               ул. Энтузиастов, 28А, с. Чемал, Чемальский район, Республика Алтай», в отсутствие лимитов бюджетных обязательств на 2021г. и обеспечения исполнения контракта от подрядчика на новый срок выполнения обязательств.
  2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

        Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны