Решение №004/01/10-242/2021 Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/10-242/2021 от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 004/01/10-242/2021

 

                                                                                                                      г. Горно-Алтайск

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» ноября 2021г.

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

рассмотрев 11 ноября 2021 года дело №004/01/10-242/2021 от 16 июля 2021 по признакам нарушения филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, Республика Алтай,
с. Майма, ул. Энергетиков, д. 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление Администрации МО «Усть-Коксинский район»
(вх. №1849 от 13.04.2020г.) по вопросу проведения проверок филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» (далее – сетевая организация, Общество) и составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии в отношении 4 объектов образовательных учреждений Усть-Коксинского района (далее – образовательные учреждения) с нарушением порядка проведения контрольных мероприятий.

Приказом УФАС по РА от 16.07.2021г. №72 в отношении филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между АО «Алтайэнергосбыт» и муниципальными бюджетными образовательными учреждениями заключены договоры энергоснабжения:

- с «Амурская среднеобразовательная школа» №04100721015316 от 01.01.2020г.;

- с «Тихоньская общеобразовательная средняя школа» №04100721015313 от 01.01.2020г.;

- с «Верх-Уймонская среднеобразовательная школа» №04100721015303 от 01.01.2020г.;

- с «Катандинская среднеобразовательная школа» №04100721015302 от 01.01.2020г.

В соответствии с указанными договорами АО «Алтайэнергосбыт» приняло на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязался оплачивать потребляемую энергию и оказанные услуги.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения), согласно которым проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. (п.172 Основных положений).

В феврале-марте 2020 года в отношении указанных образовательных учреждений Усть-Коксинского района сотрудниками филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» были проведены проверки расчетных приборов учета, в ходе которых выявлены нарушения, на основании чего составлены акты проверок.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений (на момент составления актов безучетного потребления действовала редакция от 31.12.2019г.) по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

  1. В отношении МБОУ «Амурская СОШ» 19.03.2020г. был составлен акт №0430000895 о неучтенном потреблении электроэнергии. Согласно расчетному листу к акту №0430000895, сетевой организацией периодом перерасчета является период с 25.04.2019г. (дата, следующая за датой, когда должна была проведена проверка приборов учета исходя из установленной периодичности проверок (предыдущая – 24.04.2017г.) по 19.03.2020г. (дата составления акта) (330 дней). Однако, согласно плану-графику, проверка приборов учета в отношении МБОУ «Амурская СОШ» должна быть проведена 05.03.2020.

Согласно акту №0430000895 от 19.03.2020г. нарушение выразилось в отсутствии пломбы госповерки на приборе учета, отсутствие пломбы сетевой организации на клеммной крышке прибора учета, свободный доступ к токоведущим частям до прибора учета.

В соответствии с пунктом 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Таким образом, Основными положениями не только возложена обязанность на сетевую организацию проводить проверки расчетных приборов учета с определенной периодичностью (пункт 172), но и для целей расчета объема безучетно потребленной энергии предусмотрены последствия в виде применения фикции проведения такой проверки при нарушении сетевой организацией минимально установленной их периодичности (пункт 195). Данная фикция необходима для соблюдения оптимального баланса интересов сторон договора энергоснабжения, так как, с одной стороны потребитель в подобном случае является нарушителем приборного учета электрической энергии и предполагается потребившим энергию в обход прибора в максимально возможном исходя из характера подключения объеме, с другой стороны продолжительность потребления должна определяться с учетом такого поведения сетевой организацией, которое соответствует стандарту поведения участника ранка, предполагающему своевременное осуществление гражданских прав, предоставленных сетевой организации для выявления безучетного потребления энергии путем пунктуального проведения проверок (пункт 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Таким образом, нарушение сетевой организацией установленной систематичности проверок негативные последствия не должны перекладываться на потребителя, не препятствовавшего проведению проверок, так как их своевременность не относится к сфере его контроля.

В связи с чем, основываясь на дате последней произведенной проверки (24.04.2017г.) и нормативно регламентированной необходимости проведения проверок приборов учета не менее 1 раза в год, при расчете стоимости безучетно потребленной энергии, необходимо ориентироваться на дату проверки, запланированной сетевой организацией в плане-графике, в связи с чем исходить из проведения предыдущей контрольной проверки прибора 05.03.2020г., как если бы она состоялась, согласно плана-графика проведения проверок.

Следовательно, период перерасчета необходимо было установить с 05.03.2020 по 19.03.2020гг. (15 дней).

  1. В отношении МБОУ «Катандинская СОШ» сетевой организацией проведена проверка, по результатам которой составлен акт о неучтенном потреблении №0430000893 от 18.03.2020г.

Причиной составления акта о неученном потреблении электрической энергии является срыв пломбы с фальшпанели системы учета, на которой ранее была установлена пломба №01456452. В расчетном листе к акту о №0430000893 период перерасчета указан с 02.02.2020 г. по 18.03.2020 г. (46 дней).

Однако, согласно плану-графику, датой проведения мероприятий в отношении объекта МБОУ «Катандинская СОШ» является 11.03.2020г.

Следовательно, периодом перерасчета является 11.03.2020-18.03.2020гг. (8 дней).

  1. В отношении объекта МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» 26.02.2020г. была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт №0430000892 от 26.02.2020г., которым установлено, что подключение токоприемников (школьной котельной) с вводных шин 0,4 кВт проведено минуя расчетный прибор учета.

Согласно расчетному листу к акту о неучтенном потреблении от 26.02.2020г. №0430000892, сетевой организацией период перерасчета указан с 11.04.2019г. (дата, следующая за датой, когда должна быть проведена проверка) по 26.02.2020г. (дата составления акта) (322 дня).

Однако, согласно плану-графику проведения инструментальных проверок приборов учета, проверка в отношении объекта МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» должна быть осуществлена 19.02.2020г.

Таким образом, на основании п. 195 Основных положений, период перерасчета должен быть с 19.02.2020 по 26.02.2020гг. (8 дней).

  1. В отношении МБОУ «Тихоньская СОШ» поверка сетевой организацией была проведена 26.02.2020г.

Согласно плану-графику проведения инструментальных проверок приборов учета электроэнергии, датой проведения мероприятий в отношении МБОУ «Тихоньская СОШ» является 29.01.2020г.

По результатам указанной проверки сетевая организация в присутствии директора МБОУ «Тихоньская СОШ» <…> составила акт о неучтенном потреблении электроэнергии №040000891 от 26.02.2020г., согласно которому нарушение выразилось в срыве пломб лент с вводного автомата до прибора учета. Потребитель не предоставил письменное заявление о случайном срыве пломб.

Согласно расчетному листу о неучтенном потреблении электроэнергии от 26.02.2020г. №0430000891 период перерасчета установлен с 10.04.2019г. (дата, следующая за датой, когда должна была проведена проверка (предыдущая проверка – 09.04.2018г.) по 26.02.2020г. (дата составления акта о неучтенном потреблении) (323 дня).

Вместе с тем, согласно плану-графику проведения инструментальных проверок учета электроэнергии, проверка МБОУ «Тихоньская СОШ» должна быть осуществлена 29.01.2020г.

В связи с чем, периодом перерасчета является с 29.01.2020г. по 26.02.2020г. (29 дней).

Таким образом, филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» проведены проверки приборов учета электрической энергии образовательных учреждений с нарушением требований Основных положений №442, выразившемся в ошибочном перерасчете безучетного потребления электроэнергии (пункт 195 Основных положений).

Так, например, согласно расчетному листу к акту о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.03.2020г. №0430000893 сетевой организацией предъявлено потребителю (МБОУ «Катандинская СОШ» к оплате 9 207 кВ*ч, с применением установленной мощности 13,42 кВт.:

- период перерасчета – 46 дней;

- 13,42 кВт (максимальная мощность) * 24 часа * 46 дней = 14 861 кВт;

- оплачено потребителем 5 609 кВт*ч;

- 9 207 кВт * 6,38099 руб. (тариф) * 20% (НДС) = 70 499,72 руб.

Однако, сетевой организацией неверно установлен период перерасчета, в связи с чем потребителю предъявлена к оплате неверно рассчитанная сумма.

- период перерасчета 30 рабочих дней (в соответствии с режимом работы объекта);

- 13,42 кВт*ч * 10,5 часов (режим работы с 7.30 до 18.00) * 30 дней = 4227,3 кВт*ч * 6,38099 (тариф) * 20 % (НДС) = 32 369,23 руб.

Таким образом, сетевой организаций вследствие неверного расчета безучетно потребленной электроэнергии предъявлено потребителю (МБОУ «Катандинская СОШ») к оплате на 38 130,49 руб. больше, чем при расчете, выполненном в соответствии с Основными положениями №442 (в отношении объектов МБОУ «Тихоньская СОШ», МБОУ «Амурская СОШ» и МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» аналогичные расчеты).

В ходе рассмотрения дела №004/01/10-242/2021 филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС» представлены письменные пояснения (вх. №6009 от 11.11.2021г.) и судебная практика в соответствии с которыми, сетевая организация полагает, что перерасчет безучетного потребления является верным и соответствующим требованиям пункта 195 основных положений №442 в виду нижеследующего.

Согласно пункту 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Абзацем вторым пункта 172 Основных положений №442 установлено, что проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Как полагает сетевая организация, из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае непроведения сетевой организацией проверки в запланированные сроки, то есть в соответствии с планом-графиком, начальный период для определения объема безучетно потребленной электроэнергии определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с пунктом 172 Основных положений №442.

Однако, как считает Комиссия, данный довод Общества основан на неправильном толковании норм права.

В соответствии с абзацем первым пункта 173 Основных положений №442 проверки приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Абзацем вторым указанной нормы установлено, что плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 Основных положений №442.

Таким образом, дата проверки приборов учета, установленная планом-графиком, является запланированной датой в понимании пункта 195 Основных положений.

В связи с чем, буквальное толкование норм Основных положений №442 показывает, что при наличии утвержденного плана-графика проверок приборов учета, объем безучетного потребления электрической энергии определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Довод общества о том, что Основными положениями установлен максимальный объем безучетного потребления электрической энергии в размере 8760 часов (что соответствует формуле 24ч*365дн), в связи с чем, перерасчет сетевой организации является верным, не опровергает выводов Комиссии, а лишь устанавливает предельный объем безучетного потребления в соответствии с минимальной периодичностью проверок 1 год.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно Уставам образовательных учреждений МБОУ «Амурская СОШ», МБОУ «Катандинская СОШ», МБОУ «Верх-Уймонская СОШ», МБОУ «Тихоньская СОШ», школы вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доход (п. 2.5):

- оказание посреднических, консультативных, информационных услуг;

- оказание платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами;

- реализация товаров, созданных (произведенных) Учреждением;

- осуществление копировальных и множительных работ;

- оказание услуг общественного питания, связанных с производством и реализацией продукции, в том числе продуктов питания;

- оказание транспортных услуг;

- осуществление спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности и др.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела №004/01/10-242/2021 Комиссией УФАС по РА установлено, что в 2020 году МБОУ «Верх-Уймонская СОШ», МБОУ «Катандинская СОШ», МБОУ «Амурская СОШ» и МБОУ «Тихоньская СОШ» предпринимательскую деятельность не осуществляли (письмо администрации МО «Усть-Коксинский район №2613 от 23.09.2021г. (вх. №5114 от 24.09.2021г.).

Для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений (определение Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ от 20.12.2017г. №310-КГ17-12130 по делу №А64-2941/2016).

Таким образом, обязательным элементом при установлении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем ущемления прав и интересов неопределенного круга лиц, необходимо наличие негативных последствий (возможность и наступления) для множественности (не единичности) круга потребителей, то есть неопределенного круга лиц, а также наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и соответствующими последствиями.

В рассматриваемом Комиссией случае, негативные последствия в виде неверно начисленного объема безучетно потребленной электрической энергии касаются конкретных потребителей – 4 образовательных учреждений, которые не осуществляют хозяйственную деятельность. Обстоятельства, свидетельствующие об ущемлении интересов других лиц, Комиссией в ходе рассмотрения дела, не установлены.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях сетевой организации по неверному перерасчету безучетного потребления отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием ущемления прав в сфере предпринимательской деятельности за рассматриваемый период и ущемления прав неопределенного круга лиц.

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в отношении филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны