Решение №004/06/33-89/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/33-89/2023 о нарушении законодатель... от 24 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/33-89/2023

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«23» марта 2023 года                                                                       г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

«…»,

с участием по видео-конференц-связи главного врача заказчика Казенного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Станция переливания крови»  «…», представителя уполномоченного органа Министерства  экономического развития Республики Алтай «…».

ООО «МЕДЛАБ» уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, участие представителей на заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 16.03.2023г. поступила жалоба ООО «МЕДЛАБ» (вх. № 1002) на действия заказчика Казенного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Станция переливания крови» (далее – КУЗ РА «Станция переливания крови», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории.

Заявитель считает, что в техническом задании в позициях №2, №3 указаны характеристики, влекущие ограничение числа участников закупки, а именно, наличие на крышке и пробирке полнозаходной винтовой резьбы.

Заявитель, ссылаясь на письмо ФАС России от 17.06.2015 № ИА/29987/15, считает, что при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки.

В связи с чем, просит признать техническое задание неправомерным, внести изменения в извещение о закупке либо отменить аукцион.

Не согласившись с доводом жалобы, заказчиком КУЗ РА «Станция переливания крови» представлены письменные возражения (вх. №1034 от 17.03.2023г.)

20.03.2023г. поступили письменные пояснения уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай (вх. №1051), согласно которым уполномоченным органом 09.03.2023г. была опубликована закупка путем проведения электронного аукциона №0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории. На участие в заявке была подана одна заявка с идентификационным номером 97. В составе заявки по товарным позициям №2 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА» и №3 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания» участником закупки указаны ваакумные пробирки «Acti-Fine», Россия.  

Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.

09.03.2023г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона                                              № 0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории. Начальная (максимальная) цена контракта 579958,73 рублей.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность заказчика является определяющим фактором при формировании и описании объекта закупки.

При установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Поэтому включение в извещение об осуществлении закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что указание заказчиком особых характеристик, наличие которых отвечает его потребностям и необходимо с учетом специфики использования медицинских изделий, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

При описании характеристик медицинских изделий заказчик руководствуется своей потребностью в них.

Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила № 145).

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) утверждены вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил № 145, КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б»- «г» и «е»-«з» пункта 10 Правил №145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил № 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом в силу пункта 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно извещению об осуществлении закупки необходимо поставить расходные материалы для клинико-диагностической лаборатории.

Требования к поставляемым расходным материалам установлены в Описании объекта закупки.

Согласно извещению № 0177200000923000766, заказчиком КУЗ РА «Станция переливания крови» установлены коды КТРУ 32.50.50.000-00001067 – «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА»; 32.50.50.000-00001456 – «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания»; 32.50.50.190-00001696 – «Пробирка центрифужная ИВД, нестерильная»; 32.50.50.190-0000005 – «Пипетка механическая»; 32.50.50.190-00002841 – «Наконечник пипетки ИВД».

В своей жалобе ООО «МЕДЛАБ» ссылается на неправомерность установления требований в виде наличия на крышке и пробирке полнозаходной винтовой резьбы.

Вместе с тем, из представленных письменных возражений КУЗ РА «Станция переливания крови» (вх. №1034 от 17.03.2023г.) следует, что требование пробирки с полнозаходной винтовой резьбой продиктовано потребностью заказчика максимально обеспечить безопасность работы медицинского персонала с учетом нормативного износа оборудования, так как завинчивающаяся крышка практически полностью исключает образование аэрозольного эффекта, что практически исключает риск инфицирования сотрудников при работе с потенциально опасным биологическим материалом. Использование невинтовых крышек исключает возможность надежного повторного закрытия после аликвотирования части образца для различных исследований и приводит к невозможности безопасной транспортировки биоматериалов в первичных пробирках. Требование к наличию полнозаходной винтовой резьбы у пробирок не ставит целью ограничение конкуренции, а направлено на обеспечение оптимального уровня медицинской помощи. Установленным требованиям соответствует продукция как минимум трех производителей: Гранат БиоТех (Россия), Greiner Bio-One (Австрия), Sarstedt (Германия).

Комиссия УФАС по РА отмечает, что Федеральная антимонопольная служба России, исследовав практику закупок вакуумных систем забора крови, в своем письме от 17.06.2015 № ИА/29987/15 изложила выводы относительно особенностей рассмотрения жалоб и обращений на закупки вакуумных систем забора крови. ФАС России считает, что наличие двойного цветового кодирования крышки (представляет собой непосредственно цвет самой крышки и идентификационного цветного кольца), наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, а также размер крышки не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови, а, следовательно, недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки. Также, согласно письму ФАС России № ИА/29987/15, вакуумные системы забора крови состоят из нескольких элементов, а именно, вакуумного контейнера (одноразовая пробирка с пробкой и крышкой), держателя и специальной иглы.

Комиссия УФАС по РА считает, что выводы ФАС России, изложенные в письме № ИА/29987/15 относительно недопустимости установления заказчиком требований о наличии резьбового соединения пробирки и крышки, касаются исключительно вакуумных систем забора крови и не распространяются на составные элементы этой системы по отдельности.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  Признать жалобу ООО «МЕДЛАБ» на действия заказчика Казенного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Станция переливания крови» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории необоснованной.     

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны