Решение №004/06/33-89/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/33-89/2023 о нарушении законодатель... от 24 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 004/06/33-89/2023
о нарушении законодательства о контрактной системе
«23» марта 2023 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
«…»,
с участием по видео-конференц-связи главного врача заказчика Казенного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Станция переливания крови» «…», представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай «…».
ООО «МЕДЛАБ» уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, участие представителей на заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечило.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 16.03.2023г. поступила жалоба ООО «МЕДЛАБ» (вх. № 1002) на действия заказчика Казенного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Станция переливания крови» (далее – КУЗ РА «Станция переливания крови», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории.
Заявитель считает, что в техническом задании в позициях №2, №3 указаны характеристики, влекущие ограничение числа участников закупки, а именно, наличие на крышке и пробирке полнозаходной винтовой резьбы.
Заявитель, ссылаясь на письмо ФАС России от 17.06.2015 № ИА/29987/15, считает, что при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки.
В связи с чем, просит признать техническое задание неправомерным, внести изменения в извещение о закупке либо отменить аукцион.
Не согласившись с доводом жалобы, заказчиком КУЗ РА «Станция переливания крови» представлены письменные возражения (вх. №1034 от 17.03.2023г.)
20.03.2023г. поступили письменные пояснения уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай (вх. №1051), согласно которым уполномоченным органом 09.03.2023г. была опубликована закупка путем проведения электронного аукциона №0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории. На участие в заявке была подана одна заявка с идентификационным номером 97. В составе заявки по товарным позициям №2 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА» и №3 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания» участником закупки указаны ваакумные пробирки «Acti-Fine», Россия.
Комиссия по контролю в сфере закупок, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
09.03.2023г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории. Начальная (максимальная) цена контракта 579958,73 рублей.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность заказчика является определяющим фактором при формировании и описании объекта закупки.
При установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в извещение об осуществлении закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что указание заказчиком особых характеристик, наличие которых отвечает его потребностям и необходимо с учетом специфики использования медицинских изделий, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При описании характеристик медицинских изделий заказчик руководствуется своей потребностью в них.
Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила № 145).
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) утверждены вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил № 145, КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б»- «г» и «е»-«з» пункта 10 Правил №145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил № 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу пункта 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению об осуществлении закупки необходимо поставить расходные материалы для клинико-диагностической лаборатории.
Требования к поставляемым расходным материалам установлены в Описании объекта закупки.
Согласно извещению № 0177200000923000766, заказчиком КУЗ РА «Станция переливания крови» установлены коды КТРУ 32.50.50.000-00001067 – «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА»; 32.50.50.000-00001456 – «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания»; 32.50.50.190-00001696 – «Пробирка центрифужная ИВД, нестерильная»; 32.50.50.190-0000005 – «Пипетка механическая»; 32.50.50.190-00002841 – «Наконечник пипетки ИВД».
В своей жалобе ООО «МЕДЛАБ» ссылается на неправомерность установления требований в виде наличия на крышке и пробирке полнозаходной винтовой резьбы.
Вместе с тем, из представленных письменных возражений КУЗ РА «Станция переливания крови» (вх. №1034 от 17.03.2023г.) следует, что требование пробирки с полнозаходной винтовой резьбой продиктовано потребностью заказчика максимально обеспечить безопасность работы медицинского персонала с учетом нормативного износа оборудования, так как завинчивающаяся крышка практически полностью исключает образование аэрозольного эффекта, что практически исключает риск инфицирования сотрудников при работе с потенциально опасным биологическим материалом. Использование невинтовых крышек исключает возможность надежного повторного закрытия после аликвотирования части образца для различных исследований и приводит к невозможности безопасной транспортировки биоматериалов в первичных пробирках. Требование к наличию полнозаходной винтовой резьбы у пробирок не ставит целью ограничение конкуренции, а направлено на обеспечение оптимального уровня медицинской помощи. Установленным требованиям соответствует продукция как минимум трех производителей: Гранат БиоТех (Россия), Greiner Bio-One (Австрия), Sarstedt (Германия).
Комиссия УФАС по РА отмечает, что Федеральная антимонопольная служба России, исследовав практику закупок вакуумных систем забора крови, в своем письме от 17.06.2015 № ИА/29987/15 изложила выводы относительно особенностей рассмотрения жалоб и обращений на закупки вакуумных систем забора крови. ФАС России считает, что наличие двойного цветового кодирования крышки (представляет собой непосредственно цвет самой крышки и идентификационного цветного кольца), наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, а также размер крышки не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови, а, следовательно, недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки. Также, согласно письму ФАС России № ИА/29987/15, вакуумные системы забора крови состоят из нескольких элементов, а именно, вакуумного контейнера (одноразовая пробирка с пробкой и крышкой), держателя и специальной иглы.
Комиссия УФАС по РА считает, что выводы ФАС России, изложенные в письме № ИА/29987/15 относительно недопустимости установления заказчиком требований о наличии резьбового соединения пробирки и крышки, касаются исключительно вакуумных систем забора крови и не распространяются на составные элементы этой системы по отдельности.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «МЕДЛАБ» на действия заказчика Казенного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Станция переливания крови» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000923000766 на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.