Решение №233-К/19 РЕШЕНИЕ по делу № 233-К/19 о нарушении законодательства о к... от 19 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 233-К/19

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«19» ноября 2019 года                                                                г. Горно-Алтайск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии представителя заказчика БУ РА «Центр автоматизации бюджетного процесса» по доверенности от 18.11.2019г., рассмотрела жалобу ООО «ЦЕНТР ЗАКУПОК» на действия заказчика БУ РА «Центр автоматизации бюджетного процесса» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку компьютерного и периферийного оборудования № 0177200000919003151.

Министерством экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай 18.11.2019г. представлено ходатайство (вх. № 5062) о рассмотрении жалобы в отсутствии их представителя.

ООО «ЦЕНТР ЗАКУПОК» 19.11.2019г. представлено ходатайство (вх. 5106) о рассмотрении жалобы в отсутствии их представителя.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 13.11.2019г. (вх. 5008) по подведомственности от УФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «ЦЕНТР ЗАКУПОК» на действия заказчика БУ РА «Центр автоматизации бюджетного процесса» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку компьютерного и периферийного оборудования № 0177200000919003151.

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

15.11.2019г. и 18.11.2019г. БУ РА «Центр автоматизации бюджетного процесса» и Министерством экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай представлены письменные возражения на жалобу (вх. № 5049, 5062).

Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя заказчика, установила следующее:

01.11.2019г. уполномоченным органом Министерством экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку компьютерного и периферийного оборудования.

Согласно извещению № 0177200000919003151:

- начальная (максимальная) цена контракта: 1 535 997,25 рублей;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 13.11.2019г. 09-00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 14.11.2019г.;

- дата проведения аукциона: 15.11.2019г.

Заказчиком данного электронного аукциона является БУ РА «Центр автоматизации бюджетного процесса».

1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Таким образом, законодатель допускает указание в описании объекта закупки товарного знака без приставки «или эквивалент» при условии несовместимости товаров и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

В Техническом задании (раздел II аукционной документации) на поставку компьютерного и периферийного оборудования заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

При анализе технического задания Комиссией УФАС по РА установлено, что характеристики товара заказчиком установлены в соответствии Каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ), и требования, являющиеся потребностью заказчика.

Так, по товару «Системный блок» (КТРУ № 26.20.15.000-00000028) заказчиком установлены требования, в том числе к предустановленной лицензионной операционной системе Microsoft Windows 10 64 bit Профессиональная (Rus)* и Microsoft Office 2019 Professional Plus*.

Представитель заказчика на заседании Комиссии УФАС по РА указал на то, что программное обеспечение Microsoft обеспечивает полную совместимость работы с информационной системой, на которой работает заказчик. Компьютерное оборудование приобретается заказчиком в целях обеспечения функционирования автоматизированных информационных систем в финансовых органах Республики Алтай, таких как АС Бюджет, ПП «Парус-Бюджет8», ПК «Проект-СМАРТ Про», ПК «Свод-СМАРТ», ПК «Финансовый контроль – СМАРТ» и др. Таким образом, требования к объекту закупки предъявляются в соответствии с программно-аппаратными требованиями к системам необходимым для их нормального запуска и функционирования на автоматизированных рабочих местах.

Комиссия УФАС по РА полагает, что в техническом задании при описании объекта закупки заказчик использовал указание на товарный знак «Microsoft» с целью обеспечения установки на приобретаемые персональные компьютеры программные комплексы, которые уже используются в работе.

В техническом задании заказчиком указано обоснование возможности взаимодействия товара с программным обеспечением, а именно «Приобретение эквивалента невозможно, в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия с уже имеющимся у заказчика оборудованием и программным обеспечением (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)».

Кроме того, заказчиком дополнительно указано обоснование о необходимости использования других показателей, так как характеристик, указанных в каталоге товаров, работ, услуг коду КТРУ № 26.20.15.000-00000028, недостаточно для точного описания приобретаемых системных блоков, которые в полной мере позволят обеспечить выполнение повседневных задач заказчика. В связи с этим, исходя их потребностей заказчика, к функциональным и качественным характеристикам системных блоков предъявляются дополнительные требования, среди которых: требования к размеру корпуса системного блока обусловлены ограниченностью пространства на рабочем месте, где он будет установлен, указанные интерфейсы, слоты расширения, требования к охлаждению и прочие характеристики, указанные в техническом задании, обусловлены необходимостью безопасной, удобной и эффективной эксплуатации и технического обслуживания, а также организации рабочих мест сотрудников; требования к наличию комплекса защиты от несанкционированного доступа к ПК обусловлены необходимостью соблюдения требований по защите информации, обрабатываемой в государственных информационных системах.

Вместе с тем, представители заявителя на заседание Комиссии УФАС по РА не явились, доказательств, подтверждающих, что заказчиком в документации об аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки не представлено. Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.

Довод заявителя о том, что в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в техническом задании установлены требования: «поставляемые компьютеры должны иметь сертификаты соответствия требованиям системы сертификации ЕАС, экспертное заключение, гарантирующие безопасность для здоровья, а также товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и подтвержденный соответствующим свидетельством. Оборудование должно иметь электронный паспорт изделия: заказчик должен иметь возможность узнать на сайте (указать сайт) дату выпуска изделия, его состав и условия гарантийного обслуживания, указав серийный номер системного блока», Комиссия УФАС по РА считает несостоятельным, так как данные документы предоставляются поставщиком при поставке товара вместе с товаром (ч. 4 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ).

Требования к квалификации участника закупки, включая опыт работы, деловую репутацию, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, заказчиком в аукционной документации не устанавливались.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Таким образом, данное постановление № 1236 не применяется, так как объектом закупки является поставка компьютерного и периферийного оборудования, а не программного обеспечения.

Следовательно, довод жалобы о том, что заказчиком в аукционной документации не соблюдены требования к обоснованию невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, согласно постановлению Правительства российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является необоснованным.

В п. 7 Информационной карты (раздел I аукционной документации) заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами во исполнение постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановления Правительства № 878). Данное постановление вступило в силу с 01.09.2019г.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации компьютерное и периферийное оборудование содержит код ОКПД2 26.20, который входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства № 878.

Таким образом, заказчиком правомерно установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства № 878.

 Согласно п. 4 постановления Правительства № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Подтверждением случая, установленного пунктом 4 данного постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.5 постановления Правительства № 878).

Согласно Реестру радиоэлектронной продукции (gisp.gov.ru) компьютерное и периферийное оборудование, являющееся предметом данной закупки, отсутствует в реестре радиоэлектронной продукции, соответственно, обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств не требуется.

3. Довод заявителя о том, что заказчиком включены в состав одного лота товары, технологически и функционально не связанные между собой (системные блоки с предустановленным программным обеспечением) Комиссия УФАС по РА считает необоснованным, так как заказчиком компьютерное оборудование приобретается вместе с конкретным программным обеспечением, позволяющим реализовать требуемые заказчику потребительские свойства данного оборудования.

Согласно пояснениям представителя заказчика, наличие программного обеспечения является одной из характеристик закупаемого оборудования, готового к эксплуатации, что является потребностью заказчика, в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия с уже имеющимся у заказчика оборудованием и программным обеспечением.  

Таким образом, Комиссия УФАС по РА полагает, что объединение в один лот компьютеров и их программного обеспечения, без которого использование компьютерной техники невозможно, является правомерным.

Данная позиция подтверждается обзором судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017г.

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2016 № 1588-р утвержден план перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения».

Пунктом 5 данного Распоряжения рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика указал, что сроки перехода на отечественное офисное программное обеспечение органами государственной власти субъектов определяются самостоятельно, предварительно проанализировав, какими продуктами они пользуются сейчас, каковы их требования к новым продуктам, новые возможности и т.д. На сегодняшний день производители специального программного оборудования, используемого заказчиком, проводят тестирование программных продуктов из Реестра отечественного программного обеспечения на совместимость своих продуктов. Согласно информации производителей специального программного обеспечения переход на отечественное программное обеспечение планируется в первой половине 2020года.

План мероприятий по переходу на российское программное обеспечение содержится в Методических рекомендациях по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ № 335 от 04.07.2018г., переход на отечественное офисное программное обеспечение планируется осуществить в 2020 году.

Таким образом, довод заявителя, что БУ РА «Центр автоматизации бюджетного процесса» нарушает план перехода на использование отечественного программного обеспечения является необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЦЕНТР ЗАКУПОК» на действия заказчика БУ РА «Центр автоматизации бюджетного процесса» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку компьютерного и периферийного оборудования № 0177200000919003151 необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны