Решение №44 РЕШЕНИЕ по внеплановой камеральной проверке № 44 от 30 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой камеральной проверке № 44

 

«30» июля 2020г.                                                                                  

    г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии представителей заказчика Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай <…> по доверенности от 30.07.2020г. № 115 и <…> по доверенности от 30.07.2020 № 116 рассмотрела материалы внеплановой камеральной проверки по вопросу соблюдения заказчиком Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона 0177200000920001839 на поставку колесного трактора в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой.

30.07.2020г. от Министерства экономического развития Республики Алтай поступило ходатайство (вх. 4090) о рассмотрении материалов проверки в отсутствие представителя уполномоченного органа.

Победитель аукциона ООО «Бор-Агро» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, присутствие представителя не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа №80 от 20.07.2020г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000920001839 на поставку колесного трактора в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой.

27.07.2020г. срок проведения проверки продлен в связи с обнаружением контрольным органом признаков нарушения аукционной комиссией уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе, и необходимостью уведомления заинтересованных лиц.

В ходе проверки у заказчика Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай запрошен документ о выделении бюджетных средств на приобретение колесного трактора в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой, у уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай запрошены первые и вторые части заявок участников электронного аукциона №0177200000920001839 (при их наличии), копии подписанных протоколов, составленных в ходе определения поставщика, а также подписанная заказчиком заявка (со всеми изменениями, дополнениями и приложениями) на проведение электронного аукциона по данной закупке, и титульный лист аукционной документации на поставку колесного трактора в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой.

Запрашиваемые документы поступили в УФАС по РА 24.07.2020г. от Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай                (вх. 3934), от Министерства экономического развития Республики Алтай 24.07.2020г. (вх. 3938) и 30.07.2020г. (вх. 4046).

Комиссия, проведя внеплановую камеральную проверку, установила следующее.

Порядок взаимодействия заказчиков Республики Алтай с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Алтай утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 22.10.2018г. № 333 (далее – Порядок №333).

25.06.2020г. заказчиком Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее – заказчик) в уполномоченный орган в сфере закупок Министерство экономического развития Республики Алтай (далее – уполномоченный орган) направлена заявка №10598 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя). Одним из приложений к данной заявке является проект государственного контракта.

По данной заявке уполномоченный орган разработал аукционную документацию на поставку колесного трактора в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой, которая 29.06.2020г. утверждена исполняющим обязанности министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

В связи с утверждением заказчиком аукционной документации 30.06.2020г. уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000920001839 на поставку колесного трактора в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой.

Согласно извещению №0177200000920001839:

- обеспечение исполнения контракта составляет 5%, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению установлены               ст. 96 Закона о контрактной системе;

- обеспечение гарантийных обязательств не требуется;

- установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020г. № 616.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции действующей на дату размещения в ЕИС в сфере закупок извещения №0177200000920001839 (т.е. на 30.06.2020г.), заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 данного Федерального закона.

В п. 10 Информационной карты аукционной документации указано, что «информация об обеспечении гарантийных обязательств: согласно контракта». В разделе 8 «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта, являющегося разделом III аукционной документации, требований об обеспечении гарантийных обязательств заказчиком не установлено.

Вместе с тем в Техническом задании (раздел II аукционной документации) и в приложении №1 к проекту государственного контракта, заказчиком установлены следующие требования: «Гарантийные обязательства включают ремонт или замену (при невозможности ремонта) неисправных деталей, узлов и агрегатов, имеющих производственные дефекты, а также бесплатное выполнение связанных с этим демонтажно-монтажных работ. Гарантийный срок на комплектующие изделия считается равным гарантийному сроку на товар и истекает одновременно с истечением гарантийного срока на товар. Гарантийный срок на поставляемый товар составляет 12 месяцев или 1000 моточасов, в зависимости от того, что наступит ранее. Гарантийный срок на товар исчисляется от даты передачи товара заказчику по акту приема передачи товара по государственному контракту».

Федеральным законом от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» внесены изменения в               ст. 96 Закона о контрактной системе, в том числе:

         - в части 1 слова «, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4           статьи 33 настоящего Федерального закона» исключены;

- статья дополнена частью 2.2 следующего содержания: «2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.».

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» вышеназванные изменения в ст. 96 Закона о контрактной системе вступают в силу с 01.07.2020г.

Следовательно, требования, касающиеся обеспечения исполнения гарантийных обязательств по контракту:

- до 01.07.2020г. являлись обязанностью если гарантийные обязательства были установлены заказчиком;

- с 01.07.2020г. являются правом даже если гарантийные обязательства установлены заказчиком.

На основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» положения пункта 1 части 13 статьи 34, частей 1, 2.2, 6 - 6.3 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции данного Федерального закона) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу данного Федерального закона, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Следовательно, заказчик вправе применить ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе до 01.07.2020г. только в отношении уже ранее заключенных контрактов путем заключения соглашения с подрядчиком (поставщиком, исполнителем).

Извещение по рассматриваемой закупке размещено в ЕИС в сфере закупок 30.06.2020г., т.е. за 1 день до вступления в силу изменений в ст. 96 Закона о контрактной системе, следовательно, оснований не устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств не было.

Комиссия УФАС по РА считает, что утверждая 29.06.2020г. аукционную документацию, заказчик имел возможность либо установить в ней (в том числе в проекте контракта) требования к обеспечению гарантийных обязательств, либо отложить утверждение аукционной документации до 01.07.2020г., т.е. до дня вступления в законную силу требований ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.  

Следовательно, при наличии установленных требований к гарантийным обязательствам в извещении, аукционной документации, проекте контракта по закупке №0177200000920001839 заказчиком Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай не установлены требования к их обеспечению, что является нарушением ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции, действующей на дату размещения извещения о закупке №0177200000920001839, т.е. до 01.07.2020г. За данное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.07.2020г. на участие в электронном аукционе №0177200000920001839 поступило 2 заявки. Оба участника допущены к аукциону.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0177200000920001839 от 13.07.2020г. заявка под номером 2 (ООО «БОР-АГРО») членами аукционной комиссии признана соответствующей требованиям аукционной документации (с предложенной ценой 2 105 420 рублей).

В п. 17 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616.

Документом, подтверждающим соответствие предлагаемого участником закупки товара запретам, является (при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных данным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами):

- выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. №719 (п. 6 Информационной карты аукционной документации).

Данные документы, подтверждающие страну происхождения товара, которой является Российская Федерация и (или) государство - член Евразийского экономического союза, предусмотрены п. 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616, и установлены заказчиком в аукционной документации в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены, в том числе частью 5 статьи 66 данного Федерального закона.

В силу ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 данной статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 данного Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 данного Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 данного Федерального закона.

При анализе заявки с порядковым номером 2 (ООО «Бор-Агро») Комиссией УФАС по РА установлено, что обществом предложен трактор «Беларус-952.3», страна происхождения товара Республика Беларусь. Однако, в составе заявки № 2 отсутствует выписка из реестра евразийской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи. Обществом в подтверждение страны происхождения товара в составе второй части заявки представлен сертификат соответствия трактора «Беларус-952.3» требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» № ТС BY/112 02.01. 003 12636 серии BY № 0043571 и письмо Минпромторга России № 39247/12 от 05.06.2020г.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика, которые являются членами аукционной комиссии, каких-либо пояснений о законности принятого аукционной комиссией решения о соответствии заявки № 2 требованиям аукционной документации с указанием норм законодательства о контрактной системе, не представили.

Следовательно, аукционной комиссией уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай в нарушение ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка ООО «Бор-Агро» признана соответствующей требованиям аукционной документации, а именно пунктам 6, 17 Информационной карты аукционной документации при отсутствии в заявке общества документа, подтверждающего страну происхождения товара (Республика Беларусь), предусмотренного п. 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616. За данное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

24.07.2020г. заказчиком Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай заключен государственный контракт № 1839 с ООО «Бор-Агро» на поставку колесного трактора в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой.

В связи с тем, что заказчиком заключен контракт у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи заказчику, аукционной комиссии уполномоченного органа предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 статьей 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай нарушившим ч. 1 ст. 96 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о закупке № 177200000920001839, т.е. до 01.07.2020г., в части не установления в извещении, аукционной документации, проекте государственного контракта требований обеспечения гарантийных обязательств.
  2. Признать аукционную комиссию Министерства экономического развития Республики Алтай нарушившей ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части неправомерного признания заявки ООО «Бор-Агро» соответствующей требованиям аукционной документации.
  3. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административных производств по ч.ч. 2, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчика, аукционной комиссии уполномоченного органа, допустивших данные нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны