Решение №004/05/5-59/2024 РЕШЕНИЕ по делу № 004/05/5-59/2024 от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу004/05/5-59/2024

 

16.05.2024г.                                                                                                                 г. Горно-Алтайск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель комиссии:

<...> – временно исполняющая обязанности руководителя управления;

члены комиссии:

<...> – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<...>главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<...> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

15.05.2024г. рассмотрев дело № 004/05/5-59/2024, возбужденное в отношении ИП <...> по факту распространения на территории г. Горно-Алтайска (на зданиях, сооружениях, объектах электрических сетей, строительных заборах) рекламных объявлений с признаками нарушения требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии:

- представителей Администрации МО «Город Горно-Алтайск» <...>, <...> (по доверенностям от 18.03.2024г.);

в отсутствие:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП <...> надлежащим образом уведомлен (почтовый идентификатор 80083495325021 вручен адресату 18.04.2024г.), ходатайств и дополнительных пояснений не поступало,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление Администрации города Горно-Алтайска (вх. №328/24 от 26.01.2024г.) о распространении на территории г. Горно-Алтайска (на зданиях, сооружениях, объектах электрических сетей, строительных заборах) рекламных объявлений: «СПИСАТЬ КРЕДИТЫ юридические услуги НОВОГОДНЯЯ СКИДКА 20 000 рублей ЖИТЬ БЕЗ ДОЛГОВ - ЭТО ВАШЕ ПРАВО. ПРАВО, ОСНОВАННОЕ НА ЗАКОНЕ! (127-ФЗ) * КОНСУЛЬТАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО; * ПОЛНОЕ СПИСАНИЕ КРЕДИТОВ И ДОЛГОВ; * СНИЖЕНИЕ УДЕРЖАНИЙ С ВАШЕГО ДОХОДА; * СОХРАНЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ЗАКОННЫМ СПОСОБОМ; г. Горно-Алтайск, ...» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Из заявления следует, что разрешение на размещение ИП <...> рекламной информации на территории города Горно-Алтайска Администрацией города Горно-Алтайска не выдавалось.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1922 от 24.11.2020г. (далее — Правила №1922), в связи с тем, что в действиях ИП <...> усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 21.02.2024г. в отношении ИП <...> возбуждено дело №004/05/5-59/2024 и назначено к рассмотрению на 19.03.2024г.

19.03.2024г. на заседании Комиссии УФАС по РА по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было принято решение об отложении рассмотрения дела и продлении срока его рассмотрения в связи с необходимостью получения от участников рассматриваемого дела дополнительных письменных пояснений и документов. Срок рассмотрения дела №004/05/5-59/2024 от 21.02.2024г. продлен до 21.05.2024г., рассмотрение дела назначено на 16.04.2024г. в 11:00.

16.04.2024г. в связи с поступившим ходатайством ИП <...> об отложении рассмотрения дела, Комиссией УФАС по РА принято решение об отложении рассмотрения дела на 15.05.2024г. в 11:00.

15.05.2024г. продолжено рассмотрение дела №004/05/5-59/2024.

В ходе рассмотрения дела №004/05/5-59/2024 установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).

Из определения понятия «реклама» следует, что для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять несколько условий, а именно:

- быть распространенной любым способом, в любой форме;

- быть адресованной неопределенному кругу лиц;

- быть направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Реклама должна формировать или поддерживать интерес к объектам рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представить вниманию потребителей объект рекламы. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формирования к нему положительного отношения и закрепления его образа в памяти потребителя.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством листовок;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – юридическим услугам «СПИСАТЬ КРЕДИТЫ», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда, при том, что процедура банкротства гражданина устанавливается законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядок регулирования иных отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, определены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве)).

В статье 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) даны следующие понятия:

несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным Федеральным законом;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223.2 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, что гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 данного Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более одного миллиона рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если в отношении его на дату подачи такого заявления окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не имеется иных неоконченных или непрекращенных исполнительных производств по взысканию денежных средств, возбужденных после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается гражданином по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 223.2 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (пункт 2 статьи 223.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Процедура внесудебного банкротства накладывает на гражданина ряд обязательств. Например, гражданин в течение срока процедуры внесудебного банкротства не имеет права совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки (пункт 4 статьи 223.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Согласно пункту 1 статьи 223.6 Закона о несостоятельности (банкротстве) по истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве процедура внесудебного банкротства гражданина завершается, и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 данного Федерального закона.

Если внесудебное банкротство невозможно, признание гражданина банкротом осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. При этом в пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 213.4 Закона о несостоятельности (банкротстве) гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» указано, что при реализации должником права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом на основании пункта 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника (пункт 3 статьи 213.6 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.

Статья 213.9 Закона о несостоятельности (банкротстве) регламентирует участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным (пункт 1 этой статьи).

Финансовый управляющий получает вознаграждение за свою деятельность. По общему правилу выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина (пункты 3, 4 статьи 213.9, пункт 4 статьи 213.4 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Исходя из общего смысла норм законодательства, списание долгов должников могут осуществить только кредиторы, и в случае, если должник (гражданин) признан банкротом в судебном порядке, проводится процедура реализации его имущества и удовлетворения требований кредиторов при том, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными и должник, как правило, освобождается, с некоторыми исключениями, от дальнейшего исполнения их требований, а признание гражданина банкротом влечет ряд правовых последствий, в частности, гражданин в течение пяти лет не может взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании его банкротом.

Банкротство граждан связано с рядом ограничений и особенностей. Арбитражный суд может не признать гражданина банкротом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены определенные условия, при которых возможно начать процедуру банкротства.

Вместе с тем отсутствие в рекламе информации о существенных условиях, при которых возможно начать процедуру банкротства физического лица либо иным образом урегулировать вопрос с выплатой долга по кредитам, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей, поскольку создает впечатление, что каждый взявший кредит на любую сумму может не исполнять свои обязательства без каких-либо последствий.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товар.

В рассматриваемой рекламе юридических услуг сообщается, что можно осуществить «полное списание кредитов и долгов».

Отождествление банкротства со списанием долгов полностью искажает суть этой процедуры. Такая подача информации дезориентирует неограниченный круг лиц, поскольку списание долгов не подразумевает продажу имущества должника.

Реклама создает впечатление о возможности избавления от обязательств «законно и полностью», что не является достоверным.

12.02.2024г. поступили пояснения ИП <...> (вх. №576-ЭП/24), из которых следует, что в рамках проведения предновогодней акции по освобождению граждан от непосильных долговых обязательств, привлеченными со стороны лицами были размещены объявления по городу Горно-Алтайску. Одно из объявлений, по незнанию указанных лиц, было размещено в месте, не предназначенном для размещения печатной рекламной продукции, в связи с чем Администрация города Горно-Алтайска уведомила предпринимателя о составлении протокола об административном правонарушении.

Из пояснений ИП <...> от 15.03.2024г. (вх. №1090-ЭП/24) следует, что в рекламных листовках, помимо прочего, указана ссылка на Закон о несостоятельности (банкротстве), а именно «127-Ф3». Данная информация указана основным шрифтом, легко и четко читается и не может быть пропущена потенциальным клиентом при ознакомлении с содержимым листовки. Соответственно, данная отсылка позволяет заинтересованному лицу ознакомиться со всеми необходимыми критериями для вхождения в процедуру банкротства и условиями освобождения от долгов. В тексте листовки отсутствует указание на то, что списание кредитов и долгов доступно любому гражданину или гражданину с любым долгом или с любой ситуацией. Как нет и указаний на то, что организация гарантирует или 100% освобождает всех обратившихся к нему клиентов от долговых или каких-либо других обязательств. В договоре существует пункт, в соответствии с которым ИП <...> берет на себя обязательства, в случае неосвобождения клиента от дальнейшего исполнения требований кредиторов, выплатить компенсацию в размере 100 или 150% от полученной от клиента суммы.

15.05.2024г. на заседании Комиссии представители Администрации МО «Город Горно-Алтайск» поддержали в полном объеме доводы, указанные в заявлении.

Комиссией УФАС по РА установлено, что рассматриваемая реклама «СПИСАТЬ КРЕДИТЫ юридические услуги НОВОГОДНЯЯ СКИДКА 20 000 рублей ЖИТЬ БЕЗ ДОЛГОВ - ЭТО ВАШЕ ПРАВО. ПРАВО, ОСНОВАННОЕ НА ЗАКОНЕ! (127-ФЗ) * КОНСУЛЬТАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО; * ПОЛНОЕ СПИСАНИЕ КРЕДИТОВ И ДОЛГОВ; * СНИЖЕНИЕ УДЕРЖАНИЙ С ВАШЕГО ДОХОДА; * СОХРАНЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ЗАКОННЫМ СПОСОБОМ; г. Горно-Алтайск, ...» позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов, без указания на последствия процедуры банкротства. Реклама создает впечатление, что под процедуру банкротства подпадает любой обратившийся гражданин, подав на банкротство, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий, в то время как решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства принимает суд, который также может и отказать во введении процедуры банкротства.

Следовательно, данная реклама юридических услуг является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Деятельность по указанному в рекламе адресу под наименованием «СПИСАТЬ КРЕДИТЫ» осуществляет ИП <...>.

В письменных пояснениях (вх. №1317-ЭП/24 от 01.04.2024г.) ИП <...> сообщил, что листовки распространялись ровно один день — 9 января 2024 года. Указанные листовки изготавливались с использованием принтера, установленного в офисе ЮК «Списать Кредиты» по адресу: г. Горно-Алтайск, ... . Распространение информационных листовок осуществлялось собственными силами за свой счет.

Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <...>.

В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в действиях ИП <...>, связанных с распространением вышеуказанной рекламы, содержатся нарушения пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В силу пункта 54 Правил №1922 при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией УФАС по РА принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <...>, так как им представлены письменные пояснения (вх. №1317-ЭП/24
от 01.04.2024г.
) о том, что указанные рекламные объявления (листовки) распространялись только один день.

В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 данного кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 42 - 47, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на территории
г. Горно-Алтайска (на зданиях, сооружениях, объектах электрических сетей, строительных заборах)
посредством рекламных объявлений (листовок): «СПИСАТЬ КРЕДИТЫ юридические услуги НОВОГОДНЯЯ СКИДКА 20 000 рублей ЖИТЬ БЕЗ ДОЛГОВ - ЭТО ВАШЕ ПРАВО. ПРАВО, ОСНОВАННОЕ НА ЗАКОНЕ! (127-ФЗ) * КОНСУЛЬТАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО; * ПОЛНОЕ СПИСАНИЕ КРЕДИТОВ И ДОЛГОВ; * СНИЖЕНИЕ УДЕРЖАНИЙ С ВАШЕГО ДОХОДА; * СОХРАНЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ЗАКОННЫМ СПОСОБОМ; г. Горно-Алтайск, ...», так как она не соответствует требованиям пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <...>.

Решение изготовлено в полном объеме 16 мая 2024г. В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Алтай в течение трех месяцев со дня его вынесения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны