Решение №61 РЕШЕНИЕ по внеплановой камеральной проверке № 61 от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой камеральной проверке № 61

 

«21» сентября 2020г.                                                                          г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствие представителей заказчика сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, рассмотрев материалы внеплановой камеральной проверки по вопросу соблюдения заказчиком сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177300000320000002 «Благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Строительная»,

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа №116 от 15.09.2020г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177300000320000002 «Благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Строительная» (закупка в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»).

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч. 1 ст. 96 данного закона (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки у заказчика сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай запрошены документы о выделении бюджетных средств на осуществление работ по благоустройству детской площадки, а также первые и вторые части заявок участников электронного аукциона №0177300000320000002 (при их наличии), титульный лист аукционной документации на благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Строительная.

Возражения заказчика и запрашиваемые документы поступили в УФАС по РА 17.09.2020г. (вх. 5040), 21.09.2020г. поступили дополнения к возражениям  (вх. 5081), в которых заказчик указывает, что в соответствии с ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе устанавливать требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств является правом заказчика. В извещении и аукционной документации на благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Строительная заказчиком установлены ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (в соответствии со                ст. 30 Закона о контрактной системе). Частью 64 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика до 31 декабря 2020г. не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств при осуществлении закупки в соответствии со ст. 30 данного закона. Положения ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе носят прямой характер и не устанавливают исключительных норм. В данной части отсутствует указание на взаимосвязь установления требования об обеспечения исполнения контракта и требования об обеспечении гарантийных обязательств по контракту. В данном случае норма закона перечисляет право заказчика о не установлении требований через знак запятая «,», что свидетельствует о возможности применения как обеих перечисленных норм, так и каждой из них в отдельности.

Комиссия, проведя внеплановую камеральную проверку, установила следующее.

21.01.2020г. между Министерством регионального развития Республики Алтай и сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай заключено соглашение № 84640475-1-2020-001 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай бюджету сельского поселения на реализацию программ формирования современной городской среды.

30.04.2020г. заказчиком сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай (далее – заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177300000320000002 «Благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Строительная».

Согласно извещению №0177300000320000002:

- размер обеспечения исполнения контракта составляет 10%, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта установлен в пункте 11 документации об аукционе, а также в пункте 21 раздела II Информационная карта документации об аукционе;

- обеспечение гарантийных обязательств не требуется.

Закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции действующей на дату размещения в ЕИС в сфере закупок извещения №0177300000320000002 (т.е. на 30.04.2020г.), заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 данного Федерального закона.

Согласно извещению №0177300000320000002, п. 22 Информационной карты (раздел II аукционной документации) обеспечение гарантийных обязательств не требуется.

Статья 6 «Обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств» проекта муниципального контракта (раздел IV аукционной документации) не содержит условий об обеспечении гарантийных обязательств.

Вместе с тем в п. 4.5.8 статьи 4 проекта контракта заказчиком установлена обязанность подрядчика предоставить гарантию качества на весь объем выполненных по контракту работ сроком 24 месяца со дня приемки выполненных работ заказчиком.

Довод заказчика о том, что ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе предоставляет ему право не устанавливать требование обеспечения гарантийных обязательств, является необоснованным по следующим основаниям.

Федеральным законом от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» внесены изменения в ст. 96 Закона о контрактной системе, в том числе:

         - в части 1 слова «, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона» исключены;

- статья дополнена частью 2.2 следующего содержания: «2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.».

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» вышеназванные изменения в ст. 96 Закона о контрактной системе вступают в силу с 01.07.2020г.

Следовательно, требования, касающиеся обеспечения исполнения гарантийных обязательств по контракту:

- до 01.07.2020г. являлись обязанностью если гарантийные обязательства были установлены заказчиком;

- с 01.07.2020г. являются правом даже если гарантийные обязательства установлены заказчиком.

На основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» положения пункта 1 части 13 статьи 34, частей 1, 2.2, 6 - 6.3 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции данного Федерального закона) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу данного Федерального закона, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Следовательно, заказчик вправе применить ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе до 01.07.2020г. только в отношении уже ранее заключенных контрактов путем заключения дополнительного соглашения с подрядчиком (поставщиком, исполнителем).

Извещение по рассматриваемой закупке размещено в ЕИС в сфере закупок 30.04.2020г., т.е. ранее чем за 2 месяца до вступления в силу изменений в ст. 96 Закона о контрактной системе, следовательно, оснований не устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств не было.

В соответствии с ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Довод заказчика о том, что требования данной части установлены через знак препинания «,» (запятая), следовательно, заказчик вправе выбрать одно из двух требований, является необоснованным, т.к. знак препинания запятая («,») является разделительным знаком и соответствует предлогу «и». Данный довод Комиссии УФАС по РА подтверждается иными нормами данного закона, которые также предусматривают перечисление требований через знак запятая «,» и при этом являются обязательными все из перечисленных.

Следовательно, положения ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе в отношении электронного аукциона №0177300000320000002 не распространяются, поскольку заказчиком в извещении №0177300000320000002, в п. 21 Информационной карты, в статье 6 «Обеспечение исполнения контракта» проекта муниципального контракта установлены требования об обеспечении исполнения контракта. Заказчик, установив требование об обеспечении исполнения контракта, должен также установить требование об обеспечении гарантийных обязательств при наличии требований к гарантии на выполненные работы, т.к. не предполагается право у заказчика устанавливать одно из требований (обеспечения исполнения контракта или обеспечения гарантийных обязательств).

Следовательно, при наличии установленных требований к гарантийным обязательствам в извещении, аукционной документации, проекте контракта по закупке №0177300000320000002 заказчиком не установлены требования к их обеспечению, что является нарушением ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции, действующей на дату размещения извещения о закупке №0177300000320000002, т.е. до 01.07.2020г. За данное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме № 0177300000320000002 от 12.05.2020г. единственная заявка участника признана соответствующей требованиям аукционной документации.

25.05.2020г. заказчиком сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай заключен муниципальный контракт с ООО «Базис-Плюс» на благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Строительная.

В связи с тем, что заказчиком заключен контракт у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика сельскую администрацию Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай нарушившей ч. 1 ст. 96 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о закупке №0177300000320000002, т.е. до 01.07.2020г., в части не установления в извещении, аукционной документации, проекте муниципального контракта требований обеспечения гарантийных обязательств.

        2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

        Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны