Решение №78 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 78 от 25 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 78

 

  «25» ноября 2020г.                                              г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной (документарной) проверки в составе:

….

с участием по ВКС представителя Администрации МО «Усть-Коксинский район» …. (доверенность от 01.10.2020г.), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки соблюдения заказчиком Администрацией МО «Усть-Коксинский район» требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (заключение с ООО «НОВОСТРОЙ» дополнительного соглашения № 3 от 27.10.2020г.),

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 151 от 17.11.2020г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика Администрации МО «Усть-Коксинский район» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай (заключение с ООО «НОВОСТРОЙ» дополнительного соглашения № 3 от 27.10.2020г.). Данный муниципальный контракт заключен в рамках реализации НП «Образование».

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч. 1 ст. 95, ч. 65 ст. 112 данного закона (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), т.к. дополнительным соглашением предусмотрены новые обязательства заказчика по выплате аванса, в связи с тем, что на дату его заключения аванс в размере 15% от цены контракта выплачен заказчиком в полном объеме более года назад.      

В ходе проверки у Администрации МО «Усть-Коксинский район» и ООО «НОВОСТРОЙ» запрошены: письменное обращение подрядчика об увеличении размера аванса по муниципальному контракту от 04.07.2019г. № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай; документы, подтверждающие выплату заказчиком аванса в размере 15% по данному муниципальному контракту (платежные поручения);  документы, подтверждающие наличие оснований для изменения размера аванса, предусмотренных ч. 65 ст. 112 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; письменные возражения (пояснения) по выявленным признакам нарушения законодательства о контрактной системе.

Запрашиваемые документы поступили в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 19.11.2020г. (вх. № 6457 и № 6469). Заказчик с подрядчиком в пояснениях указали, что дополнительное соглашение № 3 от 27.10.2020г. заключено ими на основании ч. 65 ст. 112 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» после изучения ситуации, в которой находился в тот момент подрядчик, испытывая финансовые сложности в период пандемии, а также реальные возможности закупа строительных материалов и оборудования, с учетом резкого удорожания и очередности поставки строительной продукции из-за вынужденной остановки работ заводов-изготовителей, вызванной 2019-nCoV, а также объемов выполняемых работ на объекте.

 От представителя ООО «НОВОСТРОЙ» поступило устное ходатайство (телефонограмма от 24.11.2020г.) о рассмотрении материалов проверки в отсутствие представителя общества.

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителя заказчика, установила следующее.

По итогам электронного аукциона № 0377300008719000015 Администрацией МО «Усть-Коксинский район» с ООО «НОВОСТРОЙ» 04.07.2019г. заключен муниципальный контракт № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай.

В п. 3.1.2 муниципального контракта предусмотрен авансовый платеж в размере 15% от цены контракта, что составляет 40860783,00 руб., в том числе НДС 20% в сумме 6810130,50 (шесть миллионов восемьсот десять тысяч сто тридцать рублей 50 копеек) рублей/НДС не облагается. Заказчик перечисляет данные денежные средства на расчетный счет подрядчика в течение 25 календарных дней с даты заключения контракта на основании предоставленного счета на оплату аванса.

Обязательства по выплате аванса в размере 40860783,00 рублей исполнены заказчиком в полном объеме 29.08.2019г.  (платежные поручения № 424242 от 19.07.2019г., № 424243 от 19.07.2019г., № 441542 от 29.07.2019г., № 524994 от 29.08.2019г.).

27.10.2020г. стороны приняли решение о заключении дополнительного соглашения № 3 к муниципальному контракту от 04.07.2019г. № 15, которым изложили пункт 3.1.2 контракта в следующей редакции «По настоящему контракту предусмотрен авансовый платеж в размере 26% от стоимости объема не исполненных обязательств контракта, что составляет 31721049,10 (тридцать один миллион семьсот двадцать одна тысяча сорок девять) рублей 10 копеек, в том числе НДС 20% в сумме 5286841,52 (пять миллионов двести восемьдесят шесть тысяч восемьсот сорок один) рубль 52 копейки».

На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что 30.10.2020г. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» произведена частичная выплата данного аванса в размере 30609121,52 руб. (платежное поручение №762915).

Основанием для заключения вышеназванного дополнительного соглашения в преамбуле указана ч. 65 ст. 112 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), согласно которой в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с данной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с данным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное данной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика согласилась с тем, что при заключении дополнительного соглашения № 3 от 27.10.2020г. к муниципальному контракту от 04.07.2019г. № 15 стороны нарушили требования законодательства о контрактной системе (согласилась с выводами управления, указанными в уведомлении о проведении внеплановой проверки от 17.11.2020г. №3809/06).

Комиссией УФАС по РА при проверке наличия (отсутствия) законных оснований для заключения вышеназванного дополнительного соглашения установлено следующее.

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

В п. 1(1) постановления Правительства РФ от 19.12.2013 №1186 установлен предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства могут быть изменены в установленном порядке в случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию - 100 млн. рублей.

С учетом дополнительного соглашения №1 от 24.07.2020г. срок действия муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 установлен сторонами до 31.01.2021 года (п. 9.1 данного контракта).

Цена муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 составляет 272405220,00 (двести семьдесят два миллиона четыреста пять тысяч двести двадцать) рублей.

Следовательно, стороны муниципального контракта от 04.07.2019г. № 15 вправе принять решение об изменении его условий при соблюдении требований, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Применение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

новый размер аванса не превышает предельный размер авансирования, установленный для соответствующего контракта законодательством Российской Федерации;

заключенным контрактом была предусмотрена выплата аванса;

внесение в контракт изменений осуществляется по соглашению сторон по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя);

обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта на предусмотренных им условиях, возникли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

26.10.2020г. ООО «НОВОСТРОЙ» направило обращение №26/10/20-1 в адрес Администрации МО «Усть-Коксинский район» с просьбой увеличить размер аванса по муниципальному контракту от 04.07.2019г. № 15 в связи с неустойчивым финансовым положением, вызванным распространением новой коронавирусной инфекции, во избежание срыва срока выполнения работ на объекте. Подрядчик указал, что выплата аванса необходима ему для приобретения строительных материалов и оборудования.

Главой Администрации МО «Усть-Коксинский район» в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95, ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.04.2020г. № 630 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019г. №1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» издано распоряжение от 26.10.2020г. № 440, согласно которому может быть увеличен размер авансового платежа по муниципальному контракту от 04.07.2019г. № 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай.  

Размер аванса, установленный в дополнительном соглашении № 3 от 27.10.2020г., не превышает предельный размер, предусмотренный на 2020 год пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020г. № 630 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» для муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства муниципальной собственности – 50 процентов суммы контракта.

Комиссия УФАС по РА с учетом требований п. 1 ст. 711 ГК РФ, п. 1 ч. 13   ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе приходит к выводу, что выплата заказчиком аванса относится к обязательствам заказчика по оплате работ, предусмотренных контрактом.

 Принимая во внимание тот факт, что обязательства заказчика по оплате работ, предусмотренных контрактом, на дату заключения дополнительного соглашения    № 3 от 27.10.2020г. не завершены, Комиссия УФАС по РА считает, что изменение заказчиком размера аванса и срока его выплаты (т.к. в п. 3.1.2 контракта данный срок был установлен в течение 25 календарных дней с даты заключения контракта) не будет являться нарушением ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, так как данная норма закона предусматривает право сторон изменять срок исполнения контракта и размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Следовательно, Комиссия УФАС по РА считает доводы представителя Администрации МО «Усть-Коксинский район» о наличии в действиях заказчика при заключении данного дополнительного соглашения нарушений законодательства о контрактной системе, необоснованными.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь  ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

          В действиях заказчика Администрации МО «Усть-Коксинский район» при заключении с ООО «НОВОСТРОЙ» дополнительного соглашения № 3 от 27.10.2020г. к муниципальному контракту от 04.07.2019г. 15 на строительство общеобразовательной школы на 275 учащихся в с. Усть-Кокса Усть-Коксинского района Республики Алтай нарушения законодательства о контрактной системе не установлены.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны