Решение №34 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 34 от 8 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 34

 

«08» сентября 2021 года      г. Горно-Алтайск                                                                          

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

….,

в присутствии представителя заказчика Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай …. (по доверенности от 06.09.2021г.), с участием по видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай …. (по доверенности от 01.03.2021г.), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки по вопросу соблюдения заказчиком Комитетом по физической культуре и спорту Республики Алтай требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000921002338 на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки,

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России № МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) УФАС по РА приказом от 30.08.2021г. № 89 назначена внеплановая документарная проверка заказчика Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000921002338 на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки. Закупка осуществлена в рамках НП «Демография».

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно               ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66, ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе  (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 данного закона).

В ходе проверки у заказчика Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай, уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай запрошены: документ о выделении бюджетных средств на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки; документ (скриншот), подтверждающий утверждение заказчиком с использованием региональной информационной системы (АИС «Госзаказ») аукционной документации (№0177200000921002338), заявка Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай на определение поставщика, направленная в адрес уполномоченного органа (со всеми изменениями и дополнениями); первые и вторые части заявок участников аукциона; письменные возражения по установленным признакам нарушений.

Запрашиваемые документы поступили в УФАС по РА от уполномоченного органа 03.09.2021г. (вх. №4723), от заказчика 07.09.2021г. (вх. №4798).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав представителей заказчика и уполномоченного органа, установила следующее.

05.07.2021г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0177200000921002338 на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки. Заказчиком является Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай. Закупка осуществлена в рамках НП «Демография».

В извещении № 0177200000921002338 и в п. 15 Информационной карты установлено ограничение участия в определении поставщика: для субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных данным Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Заказчиком в проекте контракта (раздел III аукционной документации) не указаны условия, при которых участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.

За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по                 ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запретов или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запретов или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В извещении № 0177200000921002338 и в п. 17 Информационной карты аукционной документации установлено условие допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ № 126н).

Ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в извещении № 0177200000921002338 и в аукционной документации не установлены.

Вместе с тем, при анализе информации об объекте закупки (поставка комплекта спортивно-технологического оборудования) Комиссией УФАС по РА установлено следующее.

Заказчику в рассматриваемом случае требуется поставить 26 наименований спортивного оборудования, в том числе следующий товар:

- «Скамья горизонтальная гимнастическая для выполнения испытаний «Сгибание - разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, в упоре о стул»», ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000062;

- «Скамья горизонтальная гимнастическая, к которой прикреплены измерительные линейки ("+​" и "-") для выполнения испытания «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье»», ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000058;

- «Скамья горизонтальная гимнастическая с фиксацией ступней для выполнения испытания «Поднимание туловища из положения лежа на спине»» ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000060;

- «Комплекс для выполнения испытания «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» с нанесенной разметкой не менее чем на 320 см» ОКПД 32.30.14.117, позиция КТРУ отсутствует;

- «Комплекс для выполнения испытания «Рывок гири 16 кг» с организованной зоной безопасности 2x2 м и гирей, весом 16 кг» ОКПД 32.30.14.117, позиция КТРУ отсутствует;

- «Мишень на стойках круглая для выполнения испытания «Метание теннисного мяча в цель (дистанция 6 м)», диаметр отверстия 90 см» ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000066;

- «Мишень на стойках квадратная для тестирования инвалидов, габариты отверстия, 1,5x1,5 м» ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000064;

- «Перекладины стационарные разноуровневые для выполнения испытания «Подтягивание из виса на высокой перекладине»» ОКПД 32.30.14.117, позиция КТРУ отсутствует;

- «Перекладины стационарные разноуровневые с упором для ног для выполнения испытания «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине»» ОКПД 32.30.14.117, позиция КТРУ отсутствует;

- «Помост для выполнения испытания «Сгибание - разгибание рук в упоре лежа на полу»» ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000046;

- «Тренажер уличный «Подтягивание/отжимание с противовесом»» ОКПД 32.30.14.121, КТРУ 32.30.14.121-00000084;

- «Уличный тренажер сдвоенный для разгибательных мышц спины и больших ягодичных мышц» ОКПД 32.30.14.121, позиция КТРУ отсутствует;

- «Уличный силовой тренажер для комбинированного жима на верхнюю и нижнюю часть тела, мышцы кора с изменяемой нагрузкой» ОКПД 32.30.14.121, позиция КТРУ отсутствует;

- «Турник-перекладина» ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000044;

- «Уличный кардиотренажер на все группы мышц с безынерционным нагрузочным механизмом» ОКПД 32.30.14.121, позиция КТРУ отсутствует;

- «Уличный тренажер для развития мышц ягодиц, голеней и бедер с безынерционным нагрузочным механизмом» ОКПД 32.30.14.121, позиция КТРУ отсутствует;

- «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры плечевого пояса с изменяемой нагрузкой из положения лежа» ОКПД 32.30.14.121, позиция КТРУ отсутствует;

- «Рукоход» ОКПД 32.30.14.121, КТРУ 32.30.14.121-00000058;

- «Гимнастический снаряд «Шведская стенка»» ОКПД 32.30.14.119, позиция КТРУ отсутствует;

- «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры спины, бицепса, пресса с изменяемой нагрузкой из положения сидя» ОКПД 32.30.14.121, позиция КТРУ отсутствует;

- «Гимнастический снаряд «П-образный рукоход»» ОКПД 32.30.14.117, позиция КТРУ отсутствует;

- «Брусья разноуровневые с возможностью занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» ОКПД 32.30.14.117, позиция КТРУ отсутствует;

- «Комплекс для тренировки мышц верхнего плечевого пояса» ОКПД 32.30.14.119, КТРУ 32.30.14.119-00000076;

- «Разнохватовый турник (три хвата)» ОКПД 32.30.14.117, позиция КТРУ отсутствует.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 вышеназванные коды ОКПД относятся или к группировке 32.30.14.110 «Инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой» или к группировке 32.30.14.120 «Оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах».

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Коды ОКПД 32.30.14.110, 32.30.14.120 включены в Перечень, утвержденный постановлением № 617 (позиции 153 и 154).

В п. 5 Постановления № 617  установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 данного постановления.

Заказчиком не исполнено требование данного пункта, т.к. предметом одного контракта является поставка вышеназванных товаров, включенных в перечень Постановления № 617, и не включенных в него (информационная стойка с описанием нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» ОКПД 32.30.15.299 и наливное резиновое покрытие ОКПД 32.30.15.299).

Из поступившего пояснения уполномоченного органа (от 03.09.2021г. вх. № 4723) следует, что заявка заказчика направлялась на доработку 3 раза, в том числе и по основанию того, что в рамках данной закупки были объединены товары, включенные в перечень, утвержденный постановлением № 617, и не включенные в него. Однако, данное замечание не было учтено заказчиком, в адрес уполномоченного органа заказчиком было направлено письмо (исх. 614 от 02.07.2021) о том, что заказчик просит уполномоченный орган принять заявку №28148 без устранения замечаний.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснил, что при утверждении перечня закупаемых товаров, они руководствовались приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019г. № 1134 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием» (далее – приказ №1134), поэтому посчитали нецелесообразным дробление закупки, т.к. закупаемое спортивное оборудование входит в перечень данного приказа, как один комплект.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком Комитетом по физической культуре и спорту Республики Алтай нарушена ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в связи с:

- неустановлением в извещении № 0177200000921002338 и в п. 17 Информационной карты ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что закупаемое спортивное оборудование включено в перечень, утвержденный указанным постановлением;

- объединением в состав предмета одного контракта вышеназванных товаров, включенных в перечень постановления № 617, и не включенных в него. Приказ № 1134 не содержит запрета на приобретение включенных в него товаров несколькими закупками.

За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по                 ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных данным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно п. 9 Постановления № 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных данным постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.

В нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком Комитетом по физической культуре и спорту Республики Алтай в п. 6 Информационной карты аукционной документации не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно информации, указанной в п. 9 Постановления № 617.

За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по                 ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

Согласно п. 2 Постановления № 617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 0177200000921002338 от 14.07.2021г. на участие в данном электронном аукционе подано 2 заявки, ни одна из которых не отклонена.

Комиссией УФАС по РА в ходе проведения проверки установлено, что обе заявки, поступившие на участие в электронном аукционе 0177200000921002338, содержали предложения о поставке вышеназванного спортивного оборудования, включенного в перечень постановления № 617, страной происхождения которого является Российская Федерация.

Таким образом, не соблюдаются условия для применения требований п. 2 Постановления № 617.

В связи с тем, что 30.07.2021г. заказчиком Комитетом по физической культуре и спорту Республики Алтай с победителем электронного аукциона ООО «Фитнес Тайм» заключен контракт (реестровый № 2041100539721000001), у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.      

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай нарушившим ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 5 ст. 66, ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с  неустановлением в извещении № 0177200000921002338 и в п. 17 Информационной карты ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что закупаемые товары включены в перечень данного постановления; объединением в один предмет закупки товаров, включенных в перечень постановления № 617, и не включенных в него; неустановлением в п. 6 Информационной карты требований ко второй части заявки о предоставлении информации, предусмотренной п. 9  постановления № 617, неустановлением в проекте контракта условий, при которых участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта.

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего нарушения законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны