Постановление №004/04/7.30-233/2020 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 004/04/7.... от 20 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 004/04/7.30-233/2020

об административном правонарушении

 

 

20.08.2020г.                                                                                      г. Горно-Алтайск

                                                                                                       ул. Ленина, 226, строение 2

 

Я, временно исполняющая обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай …, рассмотрев протокол № 004/04/7.30-233/2020 от 13.08.2020г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, исполняющего функции контрактного управляющего, главного специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай ….

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело рассматривается в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение, 2) в присутствии ….

В ходе внеплановой камеральной проверки УФАС по Республике Алтай в действиях Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177200000920001843 на поставку машины для очистки семян в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой установило нарушения ч. 1 ст. 96 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (решение Комиссии УФАС по РА № 42 от 20.07.2020г.). 

Нарушение выразилось в следующем:

25.06.2020г. заказчиком Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай в уполномоченный орган в сфере закупок Министерство экономического развития Республики Алтай направлена заявка №10602 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя). Одним из приложений к данной заявке является проект государственного контракта.

По данной заявке уполномоченный орган разработал аукционную документацию на поставку машины для очистки семян в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой, которая 29.06.2020г. утверждена и.о. министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

В связи с утверждением заказчиком аукционной документации 30.06.2020г. уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177200000920001843 на поставку машины для очистки семян в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой.

Согласно извещению № 0177200000920001843:

- обеспечение исполнения контракта составляет 5%, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению установлены ст. 96 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе);

- обеспечение гарантийных обязательств не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции действующей на дату размещения в ЕИС в сфере закупок извещения №0177200000920001843 (т.е. на 30.06.2020г.), заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 данного Федерального закона.

В п. 10 Информационной карты аукционной документации указано, что «информация об обеспечении гарантийных обязательств: согласно контракта». В разделе 8 «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта, являющегося разделом III аукционной документации, требований об обеспечении гарантийных обязательств заказчиком не установлено.

Вместе с тем в п. 3 Технического задания (приложение №1 к проекту государственного контракта) заказчиком установлены следующие требования: «Гарантийные обязательства включают ремонт или замену (при невозможности ремонта) неисправных деталей, узлов и агрегатов, имеющих производственные дефекты, а также бесплатное выполнение связанных с этим демонтажно-монтажных работ. Гарантийный срок на комплектующие изделия считается равным гарантийному сроку на товар и истекает одновременно с истечением гарантийного срока на товар. Гарантийный срок на поставляемый товар составляет 12 месяцев или 1000 моточасов, в зависимости от того, что наступит ранее. Гарантийный срок на товар исчисляется от даты передачи товара заказчику по акту приема передачи товара по государственному контракту». 

Извещение по рассматриваемой закупке размещено в ЕИС в сфере закупок 30.06.2020г., т.е. за 1 день до вступления в силу изменений в ст. 96 Закона о контрактной системе, внесенных Федеральным законом от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», следовательно, оснований не устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств не было.    

Таким образом, при наличии установленных требований к гарантийным обязательствам в извещении, аукционной документации, проекте контракта по закупке № 0177200000920001843 заказчиком Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай не установлены требования к их обеспечению, что является нарушением ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции действующей на дату размещения в ЕИС данного извещения.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Исходя из данной нормы КоАП РФ следует, что должностными лицами, допустившими нарушения в документации о закупке требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, являются лица, на которых непосредственно в соответствии с внутренним локальным актом (приказом) возложена обязанность по разработке аукционной документации.

Согласно разделу VII приложения к заявке заказчика Республики Алтай на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (Приложение №1 к Порядку взаимодействия уполномоченного органа с заказчиками Республики Алтай, утвержденному постановлением Правительства Республики Алтай от 22.10.2018г. №333), заказчики к заявке на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) прилагают проект государственного (муниципального) контракта.

В п. 11 заявки №10602 от 25.06.2020г. на определение поставщика на поставку машины для очистки семян в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой, направленной заказчиком в уполномоченный орган в сфере закупок Министерство экономического развития Республики Алтай, указано, что контрактным управляющим заказчика является ….

В п. 2.7 Информационной карты аукционной документации №0177200000920001843 указано, что контрактным управляющим является ….

Согласно приказу Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 16.06.2020г. № 68-к … назначена на должность главного специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов.

Согласно п. 3.1 должностной инструкции главного специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов, утвержденной 16.06.2020г. и.о. министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, главный специалист 1 разряда выполняет функции контрактного управляющего и осуществляет, в том числе подготовку проектов государственных контрактов и договоров.

В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.

При рассмотрении материалов внеплановой камеральной проверки (решение №42 от 20.07.2020г.) Комиссией УФАС по РА установлено, что 25.06.2020г. Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай к заявке №10602 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) приложен проект государственного контракта, в котором отсутствовало требование обеспечения гарантийных обязательств.

Следовательно, вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе (направить в уполномоченный орган заявку на определение поставщика 10602 01.07.2020г., а не 25.06.2020г., либо включить в проект контракта (по заявке 10602 от 25.06.2020г.) требования об обеспечении гарантийных обязательств), однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.

Таким образом, в действиях должностного лица, исполняющего функции контрактного управляющего, главного специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай … содержится состав нарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Факт совершения …. административного правонарушения подтверждается протоколом по делу № 004/04/7.30-233/2020 об административном правонарушении от 13.08.2020г., а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения …. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

27.07.2020г. ... в адрес УФАС по РА представлено письменное пояснение (вх. 3967), из которого следует, что на участие в электронном аукционе заявок не поступило, в связи с чем контракт не был заключен. С учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия вреда и наступивших последствий просит применить к ней положения ст. 2.9 КоАП РФ.  

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это предусмотрено законом.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 №2978-О отмечено, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.

Федеральным законом от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» внесены изменения в ст. 96 Закона о контрактной системе, в том числе:

 - в части 1 слова «, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона» исключены;

- статья дополнена частью 2.2 следующего содержания: «2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.».

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» вышеназванные изменения в  ст. 96 Закона о контрактной системе вступают в силу с 01.07.2020г.

На основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» положения пункта 1 части 13 статьи 34, частей 1, 2.2, 6 - 6.3 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции данного Федерального закона) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу данного Федерального закона, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Следовательно, заказчик вправе применить ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе до 01.07.2020г. только в отношении уже ранее заключенных контрактов путем заключения соглашения с подрядчиком (поставщиком, исполнителем).

Таким образом, направляя 25.06.2020г. заявку на определение поставщика №10602 или утверждая 29.06.2020г. аукционную документацию, в которой отсутствовало требование об обеспечении гарантийных обязательств, заказчик мог предположить (понадеяться), что закупочная документация будет размещена в ЕИС уполномоченным органом в сфере закупок Министерством экономического развития Республики Алтай 01.07.2020г., т.е. после вступления в законную силу требований ч.2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.  

Также должностное лицо УФАС по РА считает, что в данном случае отсутствует существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений поскольку законодательство о контрактной системе с 01.07.2020г. позволяет заказчикам не устанавливать требования об обеспечении гарантийных обязательств. Нарушение в действиях должностного лица, исполняющего функции контрактного управляющего, главного специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай … могло бы отсутствовать при условии размещения в ЕИС закупки №0177200000920001843 на поставку машины для очистки семян в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» на модернизацию специализированной лесохозяйственной техникой 01.07.2020г., либо позже.

В связи с чем, данное правонарушение может расцениваться как малозначительное.

Руководствуясь статьями 2.4; 2.9; 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Производство по делу об административном правонарушении № 004/04/7.30-233/2020, возбужденному в отношении должностного лица заказчика, исполняющего функции контрактного управляющего, главного специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай …, по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (разработка проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации №0177200000920001843, с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в редакции действующей на дату размещения закупки, т.е. на 30.06.2020г.), прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
  2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить должностному лицу заказчика, исполняющему функции контрактного управляющего, главному специалисту 1 разряда отдела экономики и финансов Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай … за нарушение требований ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, устное замечание.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны