Решение №5 РЕШЕНИЕ по внеплановой камеральной проверке № 5 от 14 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой камеральной проверке № 5

 

«14» марта 2022г.                                                                                  г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствие представителей заказчика администрации Турочакского сельского поселения провела внеплановую камеральную проверку по вопросу соблюдения заказчиком администрацией Турочакского сельского поселения требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона № 0177300006121000001 «Благоустройство территории общего пользования на берегу р. Бия, северо-западнее территории СДК с. Турочак ул. Советская, 75/2 и 75/3» (в рамках НП «Жилье и городская среда»), 

УСТАНОВИЛА:

В связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов  (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай приказом №24 от 01.03.2022г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика администрации Турочакского сельского поселения по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177300006121000001 «Благоустройство территории общего пользования на берегу р. Бия, северо-западнее территории СДК с. Турочак  ул. Советская, 75/2 и 75/3» (в рамках НП «Жилье и городская среда»).

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно 27 ст. 34, ч. 1.1 ст. 31, п. 1 ч. 5 ст. 66, ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе.

В ходе проверки администрация Турочакского сельского поселения 04.03.2022г. (вх. №1103) представила письменные возражения по установленным признакам нарушения.

Комиссия, проведя внеплановую камеральную (документарную) проверку, установила следующее:

25.11.2021г. заказчиком администрацией Турочакского сельского поселения размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0177300006121000001 «Благоустройство территории общего пользования на берегу р. Бия, северо-западнее территории СДК с. Турочак ул. Советская, 75/2 и 75/3» (в рамках НП «Жилье и городская среда»).

При проведении данной проверки применяется Федеральный закон 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в редакции, действующей на дату размещения в ЕИС в сфере закупок извещения № 0177300006121000001.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)   срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

В ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, для аукционов с НМЦК 300 млн. руб. или меньше дата рассмотрения первых частей заявок устанавливается на следующий рабочий день после окончания срока на их подачу.

В извещении и в п. 23 Информационной карты дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников аукциона установлена на 07.12.2021г., который является вторым рабочим днем с даты окончания срока подачи указанных заявок (03.12.2021г.).

Из письменных пояснений заказчика от 04.03.2022г. (вх. №1103)  следует, что с данным нарушением заказчик согласен.

Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Федеральным законом от 30.12.2020г. № 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ) были внесены изменения в Закон о контрактной системе, вступившие в силу с 01.07.2021г.

Согласно п. 1) ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ в ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе слова «об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица» заменить словами «о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 104 настоящего Федерального закона».

Согласно пп. а) п. 4) ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ в п. 1     ч. 5 ст. 64 Закона о контрактной системе слово «учредителей» исключено.

Таким образом, ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (с изменениями от 01.07.2021 г.) предусмотрено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном данным Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе (с изменениями от 01.07.2021 г.) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

В п. 17 Информационной карты (раздел 2 аукционной документации) предусмотрено следующее требование к участникам закупки: отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Кроме того, в п. 19 информационной карты предусмотрено, в том числе, следующее требование к содержанию второй части заявки на участие в аукционе: «информацию о наименовании, фирменном наименовании (при наличии), месте нахождения, почтовом адресе (для юридического лица), фамилии, имени, отчестве (при наличии), паспортных данных, месте жительства (для физического лица), номере контактного телефона, ИНН участника аукциона или аналоге ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона. Данные сведения представляются участником размещения заказа в произвольной форме».

Извещение о проведении аукциона № 0177300006121000001 размещено 25.11.2021г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к участникам закупки и требований к составу заявок участников без учета изменений, внесенных в Закон о контрактной системе в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ.

При рассмотрении возражений заказчика, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в случае установления заказчиком требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, то данное требование должно быть установлено в действующей на дату размещения закупки редакции. В п. 17 Информационной карты заказчиком установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков в недействующей редакции Закона о контрактной системе, следовательно, возражение заказчика в данной части является необоснованным.  

Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 1.1 ст. 31 и п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 27 ст. 34  Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 данного Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 7, ч. 7.2 ст. 96 Закона о контрактной системе  в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 данной статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 данного Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 данного Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

В извещении №0177300006121000001 и в п. 15 Информационной карты установлено ограничение в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

Из п. 25 Информационной карты следует, что сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в размере 10 % от цены контракта.

В п. 5.7 проекта муниципального контракта  установлено, что заказчик осуществляет возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не позднее 15 дней со дня исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, либо со дня прекращения обязательств по контракту по соглашению Сторон, решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта, за исключением случая удержания заказчиком суммы обеспечения исполнения контракта на основании подпункта 6.6 настоящего раздела.

Однако, в п. 5.12 проекта контракта установлено, что в случае изменения способа обеспечения контракта внесением денежных средств на способ обеспечения контракта предоставлением банковской гарантии, заказчик со дня поступления заказчику банковской гарантии, соответствующей требованиям, указанным в подпунктах 5.5 - 5.5.2 настоящего раздела, в течение 30 дней возвращает подрядчику указанные денежные средства путем их перечисления на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте.

Кроме того, из п. 5.15 проекта контракта следует, что в случае обеспечения исполнения контракта внесением денежных средств, заказчик возвращает подрядчику на основании его заявления часть указанных денежных средств в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в срок не более 30 дней со дня получения заявления подрядчика путем их перечисления на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте.

При рассмотрении возражений заказчика, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в силу ч. 7, ч. 7.2 ст. 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, следовательно, утверждение заказчика, что п. 5.12, п. 5.15  контракта до окончания срока его  исполнения не будут применяться (подрядчиком в качестве обеспечительных мер предоставлена банковская гарантия), является необоснованным. 

Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что по данному аукциону заказчиком 20.12.2021 заключен муниципальный контракт, у Комиссии УФАС по РА отсутствуют основания для выдачи заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика сельскую администрацию Турочакского сельского поселения при проведении электронного аукциона № 0177300006121000001 «Благоустройство территории общего пользования на берегу р. Бия, северо-западнее территории СДК с. Турочак ул. Советская, 75/2 и 75/3» нарушившим ч. 27 ст. 34,      ч. 1.1 ст. 31, п. 1 ч. 5 ст. 66, ч. 2 ст. 67 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления: в п. 5.12, п. 5.15 проекта муниципального контракта ненадлежащего срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;  в п. 17, п. 19 Информационной карты требования к участникам закупки и требований к составу второй части  заявок участников без учета изменений, внесенных в Закон о контрактной системе в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 539-ФЗ; в извещении и в п. 23 Информационной карты ненадлежащей даты рассмотрения первых частей заявок.

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны