Решение №004/10/18.1-394/2023 по делу от 15 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 004/10/18.1-394/2023

                                                                                                                 г. Горно-Алтайск

Резолютивная часть решения оглашена 12.09.2023

В полном объеме решение изготовлено 15.09.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия УФАС по РА) в составе:

…,

с участием по видео-конференц-связи представителя ООО «ГРИН ПАРК» ... (доверенность от 01.09.2023), рассмотрела жалобу ООО «ГРИН ПАРК» на действия аукционной комиссии организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай при проведении электронного аукциона №22000103900000000138 на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (лот №1).

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы, участие представителя не обеспечило.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 01.09.2023 (вх. №3836-ЭП/23) поступила жалоба ООО «ГРИН ПАРК» на действия аукционной комиссии организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай при проведении электронного аукциона №22000103900000000138 на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (лот №1).

Заявитель в жалобе указывает, что аукционная комиссия необоснованно не допустила к участию в аукционе его заявку по лоту №1.

Уведомлениями от 05.09.2023 рассмотрение жалобы назначено в УФАС по РА на 12.09.2023 в 15-30 часов.

Информация о рассмотрении жалобы и сама жалоба размещены на официальном сайте управления (www.altr.fas.gov.ru) и на ГИС торги (www.torgi.gov.ru).

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Федерального закона 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» организатору торгов выдано требование приостановить торги (на стадии подписания договора по лоту №1) до рассмотрения жалобы по существу.

Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай 08.09.2023 (вх. №3967-ЭП/23), ООО «РТС-Тендер» 07.09.2023 (вх. №3937-ЭП/23) представлены запрошенные управлением пояснения и документы.

Рассмотрев представленные документы, заслушав представителя заявителя, Комиссия УФАС по РА установила следующее.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай от 19.07.2023 №428 организатором торгов 26.07.2023 на ГИС торги (www.torgi.gov.ru) размещено извещение о проведении торгов №22000103900000000138 в форме электронного аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности (4 лота).

Согласно протоколу рассмотрения заявок №U22000103900000000138-1 от 28.08.2023 ООО «ГРИН ПАРК» по лоту №1 отказано в допуске к дальнейшему участию в аукционе по следующему основанию: «Несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей, не приложена выписка с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона».

В соответствии с п. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

1) несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным данной статьей;

2) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

3) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений лицом, право которого на приобретение лесных насаждений на основании договора купли-продажи лесных насаждений не предусмотрено данным Кодексом;

4) представление заявки на участие в аукционе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или принятие заявителем-гражданином решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

6) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

8) отсутствие сведений о заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства);

9) представление заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 4.1 данной статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, заявление о проведении аукциона.

Согласно пп. 9 п. 15 ст. 78 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

В соответствии с пп. 4 п. 16 ст. 78 ЛК РФ документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по ее заполнению.

Из п. 10 ст. 83 ЛК РФ следует, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий, в том числе обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 №75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Методические указания).

Согласно п. 17 Методических указаний, условием участия в аукционе является внесение заявителем задатка на счет организатора аукциона.

В п. 20 Методических указаний установлено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям данных Методических указаний и ЛК РФ.

В соответствии с п. 22 Методических указаний, к заявке на участие в аукционе прикладываются:

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

- документы, подтверждающие факт внесения задатка.

Организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации.

Документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме.

Одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.

Таким образом, из положений статей 78, 79 ЛК РФ и п. 22 Методических указаний следует, что условием допуска к участию в аукционе является поступление задатка на счет, то есть организатор торгов должен иметь информацию о факте уплаты задатка.

В приложении № 1 к извещению на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности №22000103900000000138 установлено, что к заявке прикладываются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении, подтверждающее факт внесения задатка (обязательно) и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме (обязательно).

Согласно представленной ООО «РТС-Тендер» в УФАС по РА информации в составе заявки ООО «ГРИН ПАРК» имеется платежное поручение №13 от 25.08.2023, согласно которому со счета указанного лица произведено списание денежных средств в установленные сроки, по указанным в аукционной документации банковским реквизитам Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай, в размере 340779,29 руб., с назначением платежа «задаток для участия в аукциона 31 августа 2023 года по лоту № 1. Сумма 340779-29. Без налога (НДС)». На данном платежном поручении имеется отметка банка – АО «АЛЬФА-БАНК» с указанием проведения операции 25.08.2023.

Данное платежное поручение позволяет идентифицировать платеж (плательщика, получателя, банковские реквизиты, размер платежа, назначение платежа).

Комиссия УФАС по РА отмечает, что организатором аукциона избрано в качестве основания для отказа в допуске ООО «ГРИН ПАРК» к участию в аукционе - несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей (пп. 1 п. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации), что не согласуется с фактическими обстоятельствами.

Системное толкование содержания подпунктов 1 и 6 пункта 18 статьи 78 ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, в рассматриваемом случае, может являться непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а не непредоставление документов, подтверждающих факт перечисления задатка.

У организатора торгов отсутствовали законные основания для отказа ООО «ГРИН ПАРК» в допуске к участию в аукционе со ссылкой, указанной Министерством на несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным статьей 78 ЛК РФ, поскольку такого основания для отказа в допуске, как отсутствие документов, подтверждающих факт перечисления суммы задатка на счет организатора торгов, ни методическими указаниями, ни ЛК РФ, не предусмотрено. То есть, Министерство расценивает отсутствие выписки с банковских счетов заявителя, как не соответствие заявки требованиям, установленным формой, и избирает данную причину, как установленное законодательством основание, в чем усматривается вольная трактовка законодательно установленных норм, создающая возможность нарушения надлежащей процедуры по отбору участников конкурентной процедуры, что препятствует обеспечению принципа состязательности участников и, следовательно, ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемого аукциона.

Таким образом, действия аукционной комиссии организатора торгов приводят к нарушению пп. 1 п. 18 ст. 78 ЛК РФ, в части неправомерного отказа в допуске заявки ООО «ГРИН ПАРК» к участию в электронном аукционе №22000103900000000138 по лоту №1.

Данное нарушение указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Жалоба является обоснованной.

Согласно протоколу о результатах аукциона №U22000103900000000138-3 от 01.09.2023 по лоту № 1 одна заявка допущена до участия в аукционе, в связи с чем аукцион признается несостоявшимся на основании п. 6 ст. 79 ЛК РФ.

В связи с тем, что допущенное аукционной комиссией нарушение повлияло на результаты рассмотрения заявок, Комиссия УФАС по РА приняла решение о выдаче Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, путем отмены протоколов, составленных в ходе электронного аукциона №22000103900000000138 в части лота №1, назначения новых даты рассмотрения поступивших заявок по лоту №1, даты и времени проведения аукциона по лоту №1, повторного рассмотрения поступивших заявок по лоту №1 с учетом данного решения и осуществления дальнейшей процедуры проведения торгов в соответствии с ЛК РФ.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ГРИН ПАРК» на действия аукционной комиссии организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай при проведении электронного аукциона №22000103900000000138 на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (лот №1), обоснованной.

2. Признать аукционную комиссию организатора торгов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай нарушившей пп. 1 п. 18 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации, в части неправомерного отказа в допуске заявки ООО «ГРИН ПАРК» к участию в электронном аукционе №22000103900000000138 на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, по основаниям, указанным в протоколе №U22000103900000000138-1 от 28.08.2023.

3. Выдать аукционной комиссии, организатору торгов Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов, путем отмены протокола рассмотрения заявок №U22000103900000000138-1 от 28.08.2023 в части лота №1, протокола о результатах аукциона №U22000103900000000138-3 от 01.09.2023 в части лота №1, назначения новых даты и времени рассмотрения поступивших заявок по лоту №1, даты проведения аукциона по лоту №1, повторного рассмотрения поступивших заявок по лоту №1 с учетом данного решения и осуществления дальнейшей процедуры проведения торгов, в соответствии с ЛК РФ.

4. Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ в отношении виновного лица.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны