Решение №60 РЕШЕНИЕ по внеплановой камеральной проверке № 60 от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой камеральной проверке № 60

 

«21» сентября 2020г.                                                                          г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

в отсутствие представителей заказчика сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, рассмотрев материалы внеплановой камеральной проверки по вопросу соблюдения заказчиком сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай требований Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177300000320000001 «Благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Совхозная»,

УСТАНОВИЛА:

В связи с поступившим поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа №115 от 15.09.2020г. назначена внеплановая камеральная проверка заказчика сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0177300000320000001 «Благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Совхозная» (закупка в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»).

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч. 1 ст. 96 данного закона (пп. б п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В ходе проверки у заказчика сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай запрошены документы о выделении бюджетных средств на осуществление работ по благоустройству детской площадки, а также первые и вторые части заявок участников электронного аукциона №0177300000320000001 (при их наличии), титульный лист аукционной документации на благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Совхозная.

Возражения заказчика и запрашиваемые документы поступили в УФАС по РА 17.09.2020г. (вх. 5039), 21.09.2020г. поступили дополнения к возражениям   (вх. 5081), в которых заказчик указывает, что в соответствии с ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе устанавливать требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств является правом заказчика. В извещении и аукционной документации на благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по  ул. Совхозная заказчиком установлены ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (в соответствии со  ст. 30 Закона о контрактной системе). Частью 64 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика до 31 декабря 2020г. не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств при осуществлении закупки в соответствии со ст. 30 данного закона. Положения ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе носят прямой характер и не устанавливают исключительных норм. В данной части отсутствует указание на взаимосвязь установления требования об обеспечения исполнения контракта и требования об обеспечении гарантийных обязательств по контракту. В данном случае норма закона перечисляет право заказчика о не установлении требований через знак запятая «,», что свидетельствует о возможности применения как обеих перечисленных норм, так и каждой из них в отдельности.

Комиссия, проведя внеплановую камеральную проверку, установила следующее.

21.01.2020г. между Министерством регионального развития Республики Алтай и сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай заключено соглашение № 84640475-1-2020-001 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай бюджету сельского поселения на реализацию программ формирования современной городской среды.

30.04.2020г. заказчиком сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай (далее – заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона №0177300000320000001 «Благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Совхозная».

Согласно извещению №0177300000320000001:

- размер обеспечения исполнения контракта составляет 10%, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта установлен в пункте 11 документации об аукционе, а также в пункте 21 раздела II Информационная карта документации об аукционе;

- обеспечение гарантийных обязательств не требуется.

Закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции действующей на дату размещения в ЕИС в сфере закупок извещения №0177300000320000001 (т.е. на 30.04.2020г.), заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 данного Федерального закона.

Согласно извещению №0177300000320000001, п. 22 Информационной карты (раздел II аукционной документации) обеспечение гарантийных обязательств не требуется.

Статья 6 «Обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств» проекта муниципального контракта (раздел IV аукционной документации) не содержит условий об обеспечении гарантийных обязательств.

Вместе с тем в п. 4.5.8 статьи 4 проекта контракта заказчиком установлена обязанность подрядчика предоставить гарантию качества на весь объем выполненных по контракту работ сроком 24 месяца со дня приемки выполненных работ заказчиком.

Довод заказчика о том, что ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе предоставляет ему право не устанавливать требование обеспечения гарантийных обязательств, является необоснованным по следующим основаниям.

Федеральным законом от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» внесены изменения в ст. 96 Закона о контрактной системе, в том числе:

         - в части 1 слова «, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона» исключены;

- статья дополнена частью 2.2 следующего содержания: «2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.».

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» вышеназванные изменения в ст. 96 Закона о контрактной системе вступают в силу с 01.07.2020г.

Следовательно, требования, касающиеся обеспечения исполнения гарантийных обязательств по контракту:

- до 01.07.2020г. являлись обязанностью если гарантийные обязательства были установлены заказчиком;

- с 01.07.2020г. являются правом даже если гарантийные обязательства установлены заказчиком.

На основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 24.04.2020г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» положения пункта 1 части 13 статьи 34, частей 1, 2.2, 6 - 6.3 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции данного Федерального закона) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу данного Федерального закона, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Следовательно, заказчик вправе применить ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе до 01.07.2020г. только в отношении уже ранее заключенных контрактов путем заключения дополнительного соглашения с подрядчиком (поставщиком, исполнителем).

Извещение по рассматриваемой закупке размещено в ЕИС в сфере закупок 30.04.2020г., т.е. ранее чем за 2 месяца до вступления в силу изменений в ст. 96 Закона о контрактной системе, следовательно, оснований не устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств не было.

В соответствии с ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Довод заказчика о том, что требования данной части установлены через знак препинания «,» (запятая), следовательно, заказчик вправе выбрать одно из двух требований, является необоснованным, т.к. знак препинания запятая («,») является разделительным знаком и соответствует предлогу «и». Данный довод Комиссии УФАС по РА подтверждается иными нормами данного закона, которые также предусматривают перечисление требований через знак запятая «,» и при этом являются обязательными все из перечисленных.

Следовательно, положения ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе в отношении электронного аукциона №0177300000320000001 не распространяются, поскольку заказчиком в извещении №0177300000320000001, в п. 21 Информационной карты, в статье 6 «Обеспечение исполнения контракта» проекта муниципального контракта установлены требования об обеспечении исполнения контракта. Заказчик, установив требование об обеспечении исполнения контракта, должен также установить требование об обеспечении гарантийных обязательств при наличии требований к гарантии на выполненные работы, т.к. не предполагается право у заказчика устанавливать одно из требований (обеспечения исполнения контракта или обеспечения гарантийных обязательств).

Следовательно, при наличии установленных требований к гарантийным обязательствам в извещении, аукционной документации, проекте контракта по закупке №0177300000320000001 заказчиком не установлены требования к их обеспечению, что является нарушением ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, в редакции, действующей на дату размещения извещения о закупке №0177300000320000001, т.е. до 01.07.2020г. За данное нарушение предусмотрена ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 12.05.2020г. на участие в электронном аукционе №0177300000320000001 поступило две заявки, к аукциону допущена только одна заявка. По результатам рассмотрения второй части заявки единственного участника аукциона она признана соответствующей требованиям аукционной документации (протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.05.2020г.).

26.05.2020г. заказчиком сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай заключен муниципальный контракт № 01773000003200000010001 с ООО «Базис Плюс» на благоустройство детской площадки в с. Усть-Кокса по ул. Совхозная.

В связи с тем, что заказчиком заключен контракт у Комиссии УФАС по РА отсутствуют правовые основания для выдачи заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьей 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика сельскую администрацию Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай нарушившей ч. 1 ст. 96 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о закупке №0177300000320000001, т.е. до 01.07.2020г., в части не установления в извещении, аукционной документации, проекте муниципального контракта требований обеспечения гарантийных обязательств.

        2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего данные нарушения.

        Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны