Постановление №004/04/7.32-208/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 22 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу
№ 004/04/7.32-208/2021 об административном правонарушении
22.06.2021г. г. Горно-Алтайск
ул. Ленина, 226, строение 2
Я, временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай …., рассмотрев постановление прокуратуры Кош-Агачского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.05.2021 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, на даты совершения правонарушения исполняющей обязанности директора МКОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Чаптынова» …,
УСТАНОВИЛА:
Дело рассматривается в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, стр. 2) с участием посредствам ВКС …. и старшего помощника прокурора Кош-Агачского района ….
Прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе, по результатам которой в действиях заказчика МКОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Чаптынова» установлено нарушение ч. 1 ст. 95 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в подписании 26.12.2020 и 28.12.2020 с подрядчиком ООО «СпецСтрой» дополнительных соглашений №№ 1, 2, которыми изменено существенное условие (включение условий об авансировании, которые не были предусмотрены данным контрактом) муниципального контракта от 26.12.2020 №0377300007120000077 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова».
В связи с чем, и.о. прокурора Кош-Агачского района 31.05.2021 возбуждено административное производство по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, на даты совершения правонарушения исполняющей обязанности директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» …. Материалы дела переданы в УФАС по РА для рассмотрения по существу (вх. № 3054 от 08.06.2021).
В связи с обнаружением УФАС по РА признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе Комиссией УФАС по РА проведена внеплановая документарная (камеральная) проверка, в ходе которой установлено аналогичное нарушение требований законодательства о контрактной системе при изменении муниципального контракта от 26.12.2020 №0377300007120000077 (решение по проверке № 28 от 25.05.2021). По данному нарушению, во исполнение п. 2 вышеназванного решения УФАС по РА уведомлением №1654/04 от 01.06.2021 назначены дата и время (06.07.2021 в 12-00 часов) составления протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, на даты совершения правонарушения исполняющей обязанности директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» ….
В связи с тем, что 08.06.2021 в адрес УФАС по РА от прокуратуры Кош-Агачского района поступили материалы данного административного дела (вх. №3054), должностным лицом УФАС по РА принято решение о приобщении материалов внеплановой камеральной проверки № 28 к административному делу №004/04/7.32-208/2021, возбужденному в отношении должностного лица заказчика, на даты совершения правонарушения исполняющей обязанности директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» …. В определении о назначении даты и времени рассмотрения дела №004/04/7.32-208/2021 об административном правонарушении от 11.06.2021 (исх. № 1824/10) должностным лицом УФАС по РА указано, что подписание (06.07.2021 в 12-00 часов) протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, назначенное управлением уведомлением от 01.06.2021 №1654/04, не состоится.
Должностным лицом УФАС по РА при рассмотрении административного дела установлено следующее.
По итогам электронного аукциона № 0377300007120000077 МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» с ООО «СпецСтрой» 26.12.2020 заключен муниципальный контракт №0377300007120000077 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 52 (далее – муниципальный контракт, контракт). Реестровый номер данного контракта 3040100377820000021.
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту здания МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 52 в соответствии со сметной документацией (приложение № 1 к контракту), в сроки, указанные в контракте, графике выполнения работы (приложение № 3 к контракту) и сдать результат работы заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Разделом 3 муниципального контракта установлено, что цена контракта на весь срок выполнения работ составляет 64 787 470,67 руб., оплата выполненных работ по данному контракту осуществляется поэтапно с учетом графика выполнения работ (приложение № 3 к контракту) в течение 30 рабочих дней с даты подписания сторонами акта приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 на основании представленных подрядчиком счета и (или) универсального передаточного документа (счета-фактуры) (при наличии). Выплата аванса по контракту не предусмотрена (п. 3.4.3 муниципального контракта).
26.12.2020 стороны приняли решение о подписании дополнительного соглашения № 1 к муниципальному контракту от 26.12.2020 №0377300007120000077, которым пункт 3.4.3 контракта изложен в следующей редакции: «В связи с распространением новой коронавирусной инфекции и невозможностью исполнения контракта на предусмотренных условиях предоставить аванс в размере 50 % от суммы не использованного остатка лимитов, доведенного на 2020 год, 32 393 735 (Тридцать два миллиона триста девяносто три тысячи семьсот тридцать пять) рублей 34 копейки в течение 15 рабочих дней с даты предоставления подрядчиком счета на аванс».
28.12.2020 стороны приняли решение о подписании дополнительного соглашения № 2 к муниципальному контракту от 26.12.2020 №0377300007120000077, которым пункт 3.4.3 контракта изложен в следующей редакции: «В связи с распространением новой коронавирусной инфекции и невозможностью исполнения контракта на предусмотренных условиях предоставить аванс в размере 50 % от суммы не использованного остатка лимитов, доведенного на 2020 год, 32 393 735 (Тридцать два миллиона триста девяносто три тысячи семьсот тридцать пять) рублей 34 копейки».
Заказчик платежным поручением от 30.12.2020 № 51291 произвел перечисление авансового платежа в сумме 32 393 735,34 руб.
В ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 данного Федерального закона.
Случаи (основания) внесения изменений в контракт предусмотрены ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Данной частью не предусмотрено изменение контракта в ходе его исполнения с целью включения в него условия о выплате аванса.
Частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе допускается в 2020 году по соглашению сторон изменение, в том числе размера аванса исключительно при наличии в контракте условия о выплате аванса. Данная норма закона не предусматривает возможности включения в контракт новых условий о выплате аванса, ранее не предусмотренного.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В аукционной документации №0377300007120000077 и в муниципальном контракте №0377300007120000077 от 26.12.2020 не предусмотрено условие о выплате подрядчику аванса.
Таким образом, дополнительными соглашениями № 1 от 26.12.2020 и № 2 от 28.12.2020 изменены существенные условия муниципального контракта №0377300007120000077 от 26.12.2020, а именно, внесено условие о выплате аванса (аванс на сумму 32 393 735,34 руб.), которое не было предусмотрено рассматриваемым муниципальным контрактом.
Следовательно, дополнительные соглашения № 1 и № 2 к муниципальному контракту №0377300007120000077 от 26.12.2020, подписанные сторонами 26.12.2020 и 28.12.2020, не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Приказом МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» от 01.09.2020 № 013 учитель физики …. переведена на должность заместителя директора по УВР с 01.09.2020.
Приказом Управления образования МО «Кош-Агачский район» от 25.12.2020 №190 заместитель директора по воспитательной работе … с 25.12.2020 назначена временно исполняющей обязанности директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» (на период временной нетрудоспособности директора ….).
Дополнительные соглашения №№ 1, 2 к муниципальному контракту №0377300007120000077 от 26.12.2020 подписаны 26.12.2020 и 28.12.2020 и.о. директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» ….
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.
Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе (не подписывать дополнительные соглашения № 1 от 26.12.2020 и № 2 от 28.12.2020 к муниципальному контракту №0377300007120000077 от 26.12.2020, несоответствующие законодательству о контрактной системе), однако, не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика, на даты совершения правонарушения являвшейся и.о. директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» …. содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения должностным лицом заказчика, на даты совершения правонарушения являвшемся и.о. директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» …. подтверждается материалами данного административного дела.
Согласно письменным пояснениям …., предоставленным старшему помощнику прокурора Кош-Агачского района от 31.05.2021, вину в нарушении законодательства о контрактной системе она признает, поясняет, что данные дополнительные соглашения были подписаны по просьбе подрядчика, в связи с тем, что скоро каникулы, праздники и им надо закупить материалы, чтобы начать капитальный ремонт.
Аналогичные пояснения представлены …. в УФАС по РА 21.06.2021 (вх. 3279). Дополнительно …. в связи с отсутствием умысла на извлечение личной выгоды просит применить к ей административное наказание в виде предупреждения.
Данные пояснения должностным лицом УФАС по РА приняты во внимание, однако, они не исключают наличие в действиях должностного лица заказчика, на даты совершения правонарушения являвшейся и.о. директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» …. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Действия, совершенные должностным лицом заказчика, на даты совершения правонарушения являвшейся и.о. директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» …, повлекли нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей (…., исполняя обязанности директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова», не могла не знать о требованиях законодательства о контрактной системе, предъявляемых к изменению условий заключенных контрактов в ходе их исполнения). В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения к административной ответственности …., установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.ст. 4.3, 4.2 КоАП РФ, не выявлено.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться, в том числе в форме учреждений.
Согласно п. 1.1 Устава МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова», утвержденного приказом Управления образования Администрации МО «Кош-Агачский район» от 14.04.2021 № 84, учреждение является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма – казенное учреждение.
В связи с тем, что в УФАС по РА отсутствует информация, подтверждающая факт совершения ранее должностным лицом заказчика, на даты совершения правонарушения являвшейся и.о. директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» …. административного правонарушения, с учетом наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, административное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение.
Руководствуясь статьями 2.4; 4.1.1; 7.32; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать должностное лицо заказчика, на даты совершения правонарушения и.о. директора МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова» …, виновной в совершении административного правонарушения (подписание дополнительных соглашений № 1 от 26.12.2020 и № 2 от 28.12.2020 к муниципальному контракту №0377300007120000077 от 26.12.2020 с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, и назначить ей с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Кош-Агачский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.