Решение №004/06/31-153/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/31-153/2020 о нарушении законодател... от 10 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/31-153/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«10» июня 2020 года                                                                          г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

с участием посредством ВКС представителей заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай …. (доверенность от 09.06.2020г.), … (доверенность от 29.01.2020г.) рассмотрела жалобу ООО «Новая Линия» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000920001425 «Поставка компьютерного оборудования со средствами защиты информации для организации работы медицинского персонала учреждений здравоохранения Республики Алтай в региональном сегменте Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РС ЕГИСЗ)».

08.06.2020г. от уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай поступило ходатайство (вх. № 2861) о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.

ООО «Новая Линия» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, участие представителя в заседании Комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 03.06.2020г. (вх. № 2804) поступила жалоба ООО «Новая Линия» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000920001425 «Поставка компьютерного оборудования со средствами защиты информации для организации работы медицинского персонала учреждений здравоохранения Республики Алтай в региональном сегменте Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РС ЕГИСЗ)».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

08.06.2020г. от заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай поступили письменные возражения (вх. №2888) на жалобу.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, установила следующее:

26.05.2020г. уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования со средствами защиты информации для организации работы медицинского персонала учреждений здравоохранения Республики Алтай в региональном сегменте Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РС ЕГИСЗ)». 

Согласно извещению №0177200000920001425:

- начальная (максимальная) цена контракта: 47 452 200,28 руб.;

- дата и время окончания срока подачи заявок: 04.06.2020г. в 09-00;

- дата проведения электронного аукциона: 08.06.2020г.

Заказчиком данного электронного аукциона является Министерство здравоохранения Республики Алтай.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в том числе информация о сроках поставки товара или завершения работы либо графике оказания услуг и источнике финансирования (п. 2 данной статьи).

В извещении №0177200000920001425 в разделе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» указано, что срок поставки товара «согласно контракта», в разделе «Источник финансирования» указано «республиканский бюджет».

В соответствии с п. 5.1 проекта государственного контракта (раздел III аукционной документации) поставка товара осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня заключения контракта.

Согласно п. 8.1 проекта государственного контракта источник финансирования по контракту -  средства республиканского бюджета.

Следовательно, заказчиком в извещении №0177200000920001425 и в проекте государственного контракта указаны сведения о сроках поставки товара и источнике финансирования. Довод жалобы в данной части является необоснованным.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. № 1063» (далее - Правила № 1042), за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном данными Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В п. 10.11 проекта государственного контракта заказчиком установлены размеры штрафов, предусмотренные пп. а, б п. 5 Правил № 1042 для начальной (максимальной) цены и цены контракта от 0 до 50 млн. руб. (включительно).

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 08.06.2020г. №0177200000920001425-2 в аукционе участвовало 3 участника со следующими ценовыми предложениями:

- участник № 1 с предложенной ценой контракта 34 618 078,99 руб.;

- участник № 2 с предложенной ценой контракта 47 214 939,27 руб.;

- участник № 3 с предложенной ценой контракта 34 380 810,00 руб.

Учитывая, что контракт заключается по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами № 1042 для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (письмо Министерства финансов РФ от 09.11.2017 № 03-07/73931).

Следовательно, заказчиком правомерно установлены размеры штрафа, предусмотренные п. 5 Правил № 1042. Отлагательные условия, предусмотренные пп. «а», «б» п. 5 Правил №1042 для НМЦК от 50 млн. руб. до 100 млн. руб. (включительно), не могут быть применены к данной закупке.

Заявитель на заседание Комиссии УФАС по РА явку (участие) представителя не обеспечил, в жалобе не представил доказательств, подтверждающих невозможность подачи заявки и исполнения контракта, в котором отсутствуют условия, предусмотренные пп. б п. 5 Правил № 1042: 1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Довод жалобы в данной части является необоснованным.

Согласно п. 6 Правил № 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

По аналогии с предыдущим доводом жалобы, Комиссия УФАС по РА считает, что заказчиком правомерно установлены размеры штрафа, предусмотренные п. 6 Правил № 1042. Отлагательные условия, предусмотренные п.п. в, г п. 6 Правил №1042, не могут быть применены к данной закупке.

Довод жалобы является необоснованным.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.

В извещении №0177200000920001425 в разделе «Требования к участникам» указано на необходимость наличия лицензии по видам в соответствии с п. 6 Информационной карты аукционной документации.

В п. 6 Информационной карты заказчиком  установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в т.ч. действующую лицензию ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, с обязательным наличием следующих пунктов перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность: установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации). Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: статья 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 03.02.2012 №79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации».

В п. 1.1 Технической части документации об электронном аукционе (раздел II аукционной документации) заказчиком установлено, что поставщик должен иметь  действующую лицензию ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Согласно пп. е) п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат, в том числе услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

В п. 5.2 Информационной карты (раздел I аукционной документации) указано, что описание объекта закупки установлено в контракте и разделе II Техническая часть документации об электронном аукционе.

Комиссия УФАС по РА, проанализировав техническую часть аукционной документации, установила, что заказчиком не установлены виды работ, для выполнения которых нужна требуемая лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

В техническом задании заказчиком указаны функциональные, технические характеристики товара (максимальные и минимальные значения и значения, которые не могут быть изменены участником закупки), сроки поставки товара и требования к гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества товара.

В соответствии с п. 1.2 проекта государственного контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку компьютерного оборудования со средствами защиты информации для организации работы медицинского персонала учреждений здравоохранения Республики Алтай в региональном сегменте Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РС ЕГИСЗ) (далее – товар) в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к контракту) и надлежащим образом осуществить доставку, разгрузку товара, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образом осуществленные доставку, разгрузку.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что на компьютерном оборудовании, предназначенном для работы в государственных  информационных системах, должен быть установлен модуль доверенной загрузки, средство защиты информации от несанкционированного доступа. Поставщик обязан обеспечить на этапе производства надежное и безотказное взаимодействие средств защиты информации с аппаратной частью и операционной системой компьютерного оборудования. Только оборудование, поставляемое в комплексе, способно удовлетворить потребности заказчика.

Согласно письму Минфина России от 21.02.2018 № 24-02-03/11100 в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС по РА, заслушав представителей заказчика, проанализировав техническую часть аукционной документации и положения проекта государственного контракта, полагает, что объект закупки не предусматривает работы по технической защите конфиденциальной информации, т.к. предметом закупки является поставка компьютерного оборудования со средствами защиты информации. Следовательно, заказчиком в п. 6 Информационной карты неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки во второй части заявки лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. При этом, любой участник закупки, не имеющий данную лицензию, вправе привлечь лицо, имеющее лицензию ФСТЭК России, т.к. заказчиком в проекте государственного контракта не предусмотрено условие об отсутствии возможности привлечения поставщиком третьего лица для выполнения работ по технической защите конфиденциальной информации (при условии, что данные виды работ были бы предусмотрены в техническом задании).

Следовательно, довод жалобы об установлении заказчиком излишних требований к участникам закупки о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации является обоснованным.

Данные действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Несмотря на то обстоятельство, что на участие в данной закупке поступило 3 заявки, Комиссия УФАС по РА в целях восстановления прав участников закупки приняла решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона в связи с тем, что действия заказчика по установлению в аукционной документации требования ко второй части заявки о предоставлении  участником закупки  лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации могли повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь  статьей 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Новая Линия» на действия заказчика Министерства здравоохранения Республики Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0177200000920001425 «Поставка компьютерного оборудования со средствами защиты информации для организации работы медицинского персонала учреждений здравоохранения Республики Алтай в региональном сегменте Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РС ЕГИСЗ)» обоснованной в части неправомерного установления требования о предоставлении во второй части заявки лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
  2. Признать заказчика Министерство здравоохранения Республики Алтай нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику Министерству здравоохранения Республики Алтай предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены электронного аукциона.
  4. Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного лица заказчика.

 

        Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны