Решение №004/06/34-324/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/34-324/2020 о нарушении законодател... от 22 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/34-324/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«22» октября 2020 года                                                                            г. Горно-Алтайск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

в присутствии представителей: заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска», уполномоченного органа Администрации города Горно-Алтайска рассмотрела жалобу ООО «Монолит» на действия заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028720000099 «Строительство детского сада на 285 мест, из них 135 мест в ясельных группах по ул. Кольцевая, 2/2, город Горно-Алтайск, Республика Алтай».

ООО «Монолит» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

В Алтайское республиканское УФАС России 15.10.2020г. (вх. № 5580)  поступила жалоба ООО «Монолит» на действия заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028720000099 «Строительство детского сада на 285 мест, из них 135 мест в ясельных группах по ул. Кольцевая, 2/2, город Горно-Алтайск, Республика Алтай».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

21.10.2020г. и 22.10.2020г. заказчиком, уполномоченным органом    представлены письменные возражения на жалобу (вх. № 5693, 5723).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа, установила следующее:

05.10.2020г. уполномоченным органом исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Администрацией города Горно-Алтайска на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0377300028720000099 «Строительство детского сада на 285 мест, из них 135 мест в ясельных группах по ул. Кольцевая, 2/2, город Горно-Алтайск, Республика Алтай». 08.10.2020г. в извещение и в аукционную документацию внесены изменения. Начальная (максимальная) цена контракта – 210866050,00 руб. Заказчиком данного аукциона является МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска».

В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 570):

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных данным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" данного пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу данного постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее – Правила № 1042).

Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В п. 22 Информационной карты (раздел I аукционной документации) заказчиком определены возможные виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением  № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.

В п. 7 Правил № 1042 установлены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (штраф в размере 5 процентов стоимости указанных работ).

При анализе проекта муниципального контракта (раздел IV аукционной документации) Комиссией УФАС по РА установлено, что раздел 11 данного контракта не содержит размер штрафа, установленный п. 7 Правил № 1042.   

В п. 11.1 проекта муниципального контракта заказчиком установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042).

  Комиссия УФАС по РА считает, что данная формулировка не может устанавливать ответственность, предусмотренную п. 7 Правил № 1042, т.к. в п. 2 рассматриваемых Правил указано, что размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3-9 данных Правил, т.е. ответственность определяется конкретным пунктом Правил, а не общей формулировкой.

Таким образом, Комиссией УФАС по РА установлено, что проект муниципального контракта в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе,      п. 7 Правил № 1042 не содержит ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы является обоснованным.

Из ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе следует, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Постановлением Правительства РФ №775 от 04.09.2013г. «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»  определено, что обязанность  поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с  ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе устанавливается при превышении НМЦК 100 млн. рублей при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.

Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС по РА установлено, что в проекте муниципального контракта отсутствует обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В п. 1.2 проекта муниципального контракта заказчиком установлено условие о том, что привлечение субподрядчиков по контракту осуществляется по предварительному согласованию с заказчиком.

Комиссия УФАС по РА считает, что данный пункт проекта муниципального контракта не отвечает требованиям ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе: во-первых, законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность  подрядчика согласовывать с заказчиком привлеченных субподрядчиков, во-вторых    ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе предусматривает обязанность подрядчика направлять информацию о субподрядчиках, только при превышении цены договоров более чем на 10% цены контракта.   

Таким образом, действия заказчика нарушают ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы является обоснованным.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Порядок изменения условий контракта установлен заказчиком в п. 13 Информационной карты (раздел I аукционной документации) и в разделе 14 проекта муниципального контракта.

Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень положений, подлежащих включению в государственный (муниципальный) контракт, при этом, данная статья не содержит обязанности включения в проект муниципального контракта положений п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что действия заказчика, в части неустановления в проекте контракта условий, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод жалобы является необоснованным.

Представитель заявителя на заседание Комиссии УФАС по РА не явился, доказательств того, что спорные положения проекта контракта приводят к нарушению законных прав и интересов заявителя и не позволяют подать заявку, сформировать ценовое предложение, Комиссии УФАС по РА не представил.

Согласно пункту 2 приложения № 2 «Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года № 841/пр (далее - Методика составления сметы контракта) смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта.

Пунктом 4 Методики составления сметы контракта установлено, что при осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в Порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.

Учитывая вышеизложенное, проектом сметы контракта, по мнению Комиссии УФАС по РА, являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы на выполнение работ.

При анализе документов, размещенных заказчиком в ЕИС в сфере закупок, Комиссией УФАС по РА установлено, что в составе аукционной документации размещены следующие документы: проектная документация, сметная документация (сводный сметный расчет, локальные сметы), а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Заявитель в жалобе не привел доводов, подтверждающих, что сметная документация, размещенная заказчиком в ЕИС в составе документации об аукционе, не отвечает требованиям, предъявляемым к проекту сметы контракта.

Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.

Принимая во внимание тот факт, что установленные в аукционной документации нарушения не влияют на возможность формирования заявки, Комиссия УФАС по РА решила выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект муниципального контракта на этапе его заключения с победителем электронного аукциона   №0377300028720000099.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                  ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Монолит» на действия заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028720000099 «Строительство детского сада на 285 мест, из них 135 мест в ясельных группах по ул. Кольцевая, 2/2, город Горно-Алтайск, Республика Алтай» обоснованной в части: неустановления в проекте муниципального контракта обязанности подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

2. Признать заказчика МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» нарушившим ч.ч. 8, 23 ст. 34 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. № 1063».

3. Выдать заказчику МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства Горно-Алтайска» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект муниципального контракта на этапе его заключения с победителем электронного аукциона №0377300028720000099, в части установления обязанности подрядчика предоставлять информацию о субподрядчиках,  заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе (по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны