Решение №004/06/54.3-197/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/54.3-197/2021 о нарушении законодат... от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/54.3-197/2021

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«10» июня 2021 года                                                                              г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

В отсутствие представителей сторон рассмотрела жалобу ООО «ГАЛАКТИКА» на действия заказчика МОУ «Чойская СОШ» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме № 0377300021621000002 «Капитальный ремонт здания муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Чоя, ул. Советская, д. 14».

09.06.2021г. от заказчика МОУ «Чойская СОШ» поступило ходатайство (вх. №3063) о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.

ООО «ГАЛАКТИКА» должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание Комиссии УФАС по РА не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 03.06.2021г. (вх. № 2956) поступила жалоба ООО «ГАЛАКТИКА» на действия заказчика МОУ «Чойская СОШ» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме № 0377300021621000002 «Капитальный ремонт здания муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Чоя, ул. Советская, д. 14».

Заявитель считает, что в аукционной документации не установлены требования к участникам закупки о наличии взносов в фонд возмещения вреда, внесенных в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, размещенный в ЕИС в сфере закупок проект контракта не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Не согласившись с доводами жалобы, заказчиком МОУ «Чойская СОШ» 09.06.2021г. представлены письменные возражения на жалобу (вх. № 3064).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, установила следующее:

30.04.2021г. МОУ «Чойская СОШ» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0377300021621000002 «Капитальный ремонт здания муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Чоя,  ул. Советская, д. 14». 20.05.2021г. заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать  документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В п. 3.1.4.2 раздела 1 конкурсной документации №0377300021621000002 установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно выписку из реестра саморегулируемой организации (далее – СРО) по установленной форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019г № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации»

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со  ст. 55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом данной части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Согласно частям 1 и 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 4 ст. 55.4 ГрК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Таким образом, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от указания вышеперечисленных условий в конкурсной документации, лицом, которое планирует принимать участие в конкурентных процедурах в целях заключения договора строительного подряда, должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

При этом, исходя из положений статей 52, 55.8 ГрК РФ лицо, которое планирует принимать участие в конкурентных процедурах в целях заключения договора строительного подряда, с ценой более трех миллионов рублей, должно быть членом СРО с наличием компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, с соответствующим уровнем ответственности в нем, исходя из внесенных членом СРО взносов в такой фонд.

Кроме того, выписка из СРО, предоставляемая во второй части заявки по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, отражает информацию о взносах в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда.

Таким образом, довод жалобы является необоснованным.

В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Положения постановления Правительства РФ № 1466 и ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе подлежат применению в случае привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В извещении №03773000216210000021 установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п. 3 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 (далее – Типовые условия контрактов, утвержденные постановлением № 1466), в случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 данного раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

Согласно п. 4 типовых условий контрактов, утвержденных постановлением № 1466, в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

Пунктом 5 типовых условий контрактов, утвержденных постановлением № 1466, установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Комиссия УФАС по РА, ознакомившись с конкурсной документацией, установила, что довод жалобы в данной части является необоснованным, т.к. условия, предусмотренные пунктами 3 - 5 Типовых условия контрактов, утвержденных постановлением № 1466, содержатся в пунктах 2.5.1.3-2.5.1.5 проекта контракта.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Согласно п. 5 Правил № 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном данными Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Согласно извещению № 03773000216210000021 начальная (максимальная) цена контракта составляет 48734721,00 руб.

В п. 9.4.4 проекта контракта штраф, предусмотренный п. 5 Правил № 1042, установлен по пп. а) только в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), и по пп. б) только в размере 5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), т.е. заказчиком не установлены размеры штрафов для случаев, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что положения  п. 9.4.4 проекта контракта установлено не в соответствии с п. 5 Правил № 1042, что нарушает требования ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 5 Правил №1042.

Данные нарушения указывают на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы в данной части является обоснованным.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 03773000216210000021 от 07.06.2021г. на участие в закупке поступили 3 заявки, победителем признано ООО «ЭЛКАПСТРОЙ» с предложенной ценой контакта 48491047,39 руб.

Комиссия УФАС по РА принимая во внимание то обстоятельство, что по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме   № 03773000216210000021 цена контракта превышает 3 млн. руб., т.е. условие о размере штрафа для случаев, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей. не применимо, Комиссия УФАС по РА решила не выдавать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                  ст. 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГАЛАКТИКА» на действия заказчика МОУ «Чойская СОШ» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме  № 0377300021621000002 «Капитальный ремонт здания муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Чоя,      ул. Советская, д. 14» обоснованной в части неустановления в п. 9.4.4 проекта контракта размера штрафа, предусмотренного подпунктами а) и б) п. 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, если цена контракта не превышает  3 млн. рублей.
  2. Признать заказчика МОУ «Чойская СОШ» нарушившим ч. 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
  3. Передать материалы дела должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении виновного лица, допустившего данное нарушение.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны