Решение №19 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 19 от 28 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 19

 

«28» февраля 2023 года                                                                     г. Горно-Алтайск

 

Комиссия УФАС по РА по проведению внеплановой камеральной проверки (далее - Комиссия) в составе:

руководитель комиссии – <…> руководитель управления;

<…> – начальник отдела контроля закупок и торгов, член комиссии;

<…> – заместитель наальника отдела контроля закупок и торгов, член комиссии,

в присутствии представителей Министерства здравоохранения Республики Алтай <…>, <…>, представителей заказчика БУЗ РА «Майминская районная больница» <…>, <…>, <…>, в отсутствие представителей ООО «Невский подъемник», рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки по вопросу соблюдения заказчиком БУЗ РА «Майминская районная больница» требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договора подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022 на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай,

УСТАНОВИЛА:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), в связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа № 23 от 08.02.2023 назначена внеплановая документарная проверка заказчика КУ РА «Управление капитального строительства Республики Алтай» по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договора подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022 на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай. Данный государственный контракт заключен в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», на основании распоряжения Правительства Республики Алтай № 821-р от 13.12.2022, протокола заседания Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (далее – Оперативный штаб) от 07.12.2022.

Основанием для проведения проверки явилась поступившая в УФАС по РА информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (решение межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции при прокуратуре Республики Алтай от 09.12.2022 (вх. № 5506 от 19.12.2022)).

В ходе проверки у Правительства Республики Алтай, Министерства здравоохранения Республики Алтай, БУЗ РА «Майминская районная больница», ООО «Невский подъемник» запрошены обращение заказчика о заключении контракта с единственным подрядчиком, полученное Минздравом РА (с приложениями, отметкой о получении); обращение Минздрава РА о заключении контракта с единственным подрядчиком, полученное Правительством РА (с приложениями, отметкой о получении); решение о направлении обращения о заключении контракта с единственным подрядчиком в Оперативный штаб (с приложениями); обращение о заключении контракта с единственным подрядчиком направленное в адрес руководителя Оперативного штаба (с отметкой о направлении); все распоряжения, изданные Минздравом РА, касающиеся договора подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022 на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай (заключение, изменение существенных условий и т.д.); информация о проведенных конкурентных процедурах на выполнение капитального ремонта здания поликлинического отделения по        ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай, до принятия решения о заключении договора подряда с единственным подрядчиком (номера извещений); все документы, касающиеся изменения условий договора: копии дополнительных соглашений с подтверждением правовых оснований для их заключения, обращения подрядной организации о необходимости внесения изменений (при наличии); распоряжения Министерства здравоохранения Республик Алтай с приложением информации и документов, подтверждающих правовые основания для заключения дополнительных соглашений об изменении существенных условий договора подряда № ЕИ/1 и возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (при наличии); решение о необходимости корректировки проектно-сметной документации (при наличии); документы по корректировке проектно-сметной документации (договор с проектной организацией, документы, подтверждающие приемку выполненных работ, откорректированную проектно-сметную документацию и т.д.) (при наличии); положительное заключение государственной экспертизы на корректировку проектно-сметной документации (при наличии); информацию об обеспечении исполнения договора на весь срок исполнения контракта с учетом его изменения, с предоставлением подтверждающих документов (независимые гарантии, платежные поручения и т.д.).

Запрашиваемые документы и пояснения поступили в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 13.02.2023         (вх. № 571), 16.02.2023 (вх. № 617), 17.02.2023 (вх. № 631).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей заказчика и министерства установила следующее.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.04.2022 № 114 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Алтай и (или) муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения государственных нужд Республики Алтай и муниципальных нужд в Республике Алтай и порядка их осуществления» (далее – Постановление № 114) установлено, что по 31 декабря 2023 включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом Правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, в том числе, при осуществлении закупки в рамках реализации национальных проектов, в том числе для завершения строительства объектов капитального строительства, а именно: лифтового оборудования (абз. 3 пп. «г» п. 1); утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай, муниципальных нужд в Республике Алтай у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно правовым актом правительства Республики Алтай, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в Республике Алтай, изданным в соответствии с решением оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (далее – Порядок № 114).

Пунктом 3 Порядка № 114 установлено, что в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Алтай у единственного поставщика заказчик направляет главному распорядителю средств республиканского бюджета Республики Алтай обращение, содержащее следующую информацию (документы):

а) наименование заказчика;

б) предмет контракта и описание объекта закупки, включающее в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

в) экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

г) подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

д) информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), включая его наименование, идентификационный номер налогоплательщика и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);

е) предполагаемый срок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предельный срок исполнения контракта;

ж) результаты проведенной заказчиком проверки соответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе;

з) информация об исполнении единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично или с привлечением к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей и обоснование необходимости их привлечения, а также требование к объему исполнения этим поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому контракту лично, установленному в виде процента от цены заключаемого с ним контракта, в случае привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей;

и) информация об установлении этапов контракта (при наличии);

к) информация о предполагаемом размере аванса (в случае, если контрактом предусмотрено авансирование), о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта (если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта);

л) информация о предполагаемом установлении требования к обеспечению исполнения контракта или обоснование нецелесообразности установления такого требования, информация об установлении требования к обеспечению гарантийных обязательств или обоснование нецелесообразности установления таких требований;

м) информация о казначейском сопровождении расчетов по контракту (расчетов по контракту в части выплаты аванса);

н) информация об источниках финансирования закупки.

06.12.2022 БУЗ РА «Майминская районная больница» в адрес Министерства здравоохранения Республики Алтай направлено обращение о заключении контракта на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по         ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай, с единственным подрядчиком ООО «Невский подъемник».

В данном обращении указана следующая информация:

- заказчиком является бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай «Майминская районная больница»;

- предметом контракта является капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай;

- подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- ООО «Невский подъемник» ИНН/КПП 7814674650/781401001 ОГРН/ОКПО 1167847471483/05912390 по результатам собранных предложений является соответствующим требованиями;

- продолжительность строительства – выполнить до 31 января 2023, начало работ – декабрь 2022, окончание работ – январь 2023, дата начала исполнения контракта – с даты заключения контракта, (предварительно) дата окончания исполнения контракта – 31 января 2023;

- Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ – соответствует;

Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона №44-ФЗ – соответствует;

Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера - отсутствует;

- лично, в том числе допускаем субподряд;

- этапы не установлены;

- аванс в размере 50%;

- требования к обеспечению исполнения контракта отсутствуют;

- банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется;

- источник финансирования - федеральный бюджет.

В обоснование необходимости заключения государственного контракта с единственным подрядчиком (пп. «в» обращения) БУЗ РА «Майминская районная больница» приводит следующие основные доводы:

- 04.08.2021 БУЗ РА «Майминская РБ» с ООО «ЭлКапСтрой» заключен государственный контракт №002373 на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай (реестровый номер контракта 2040800014121000113). Данный контракт расторгнут 04.08.2022 в связи с удорожанием лифтового оборудования и отказом подрядчика от установки подъемной платформы;

- 22.09.2022 повторно размещено извещение № 0177200000922003421 на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай, в целях завершения работ. НМЦК составляет 1240161,00 руб. 30.09.2022 протоколом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) данная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что не подано ни одной заявки на участие в ней;

- 30.10.2022 заказчиком принято решение об увеличении стоимости сметного расчета в связи с удорожанием стоимости подъемной платформы;

- 01.11.2022 – 28.11.2022 прохождение государственной экспертизы;

- закупка будет осуществлена в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», в том числе для завершения строительства объектов капитального строительства: мероприятие по капитальному ремонту здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай включено в результат федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» на территории Республики Алтай в рамках национального проекта «Здравоохранение» со сроком исполнения в 2022 году, а без установки подъемной платформы (лифтового оборудования), результат по данному мероприятию не может считаться завершенным;

- в случае заключения контракта ООО «Невский подъемник» готово осуществить поставку основной части оборудования в декабре 2022 года и приступить к монтажу этого оборудования в январе 2023 года в здании поликлинического отделения, по ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай» при осуществлении авансового платежа в 2022 году в размере 50%. Большая часть оборудования (подъемная платформа для маломобильных групп населения) находится в высокой степени готовности;

- срочность закупки.

В соответствии с п. 5 Порядка № 114 Минздравом РА 06.12.2022 данное обращение рассмотрено, принято решение о направлении обращения на Оперативный штаб по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай (протокол Минздрава РА от 06.12.2022). В тот же день Министерство в адрес руководителя Оперативного штаба направило обращение БУЗ РА «Майминская районная больница» о заключении контракта на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по         ул. Строителей, 6а, в с. Майма, Майминского района, Республики Алтай, с единственным подрядчиком ООО «Невский подъемник».

Протоколом заседания Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай от 07.12.2022 установлено, что по результатам рассмотрения обращения Оперативный штаб рекомендовал Минздраву РА подготовить правовой акт Правительства Республики Алтай об определении единственного поставщика для обеспечения государственных нужд Республики Алтай в установленном порядке; БУЗ РА «Майминская районная больница» рекомендовал заключить государственный контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по объекту «Капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, с. Майма Майминского района Республики Алтай» (в части обеспечения доступа инвалидов (подъемная платформа)).

Пунктом 1 распоряжения Правительства РА № 821-р от 13.12.2022 ООО «Невский подъемник» определено единственным подрядчиком на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, с. Майма Майминского района Республики Алтай» на сумму 1578392,00 рублей.

На основании данного распоряжения 14.12.2022 БУЗ РА «Майминская районная больница» заключило договор подряда № ЕИ/1 с ООО «Невский подъемник» по вышеназванному объекту.

В соответствии с п. 6.1 договора подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022 подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, определенные в плане-графике работ (приложение № 2), учитывая, что начало работ должно быть не позднее 16.12.2022, а окончание работ не позднее 28.02.2023.

Таким образом, срок окончания работ по заключенному договору (28.02.2023) не соответствует сроку (31.01.2023), указанному в обращении заказчика в Оперативный штаб по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай.

Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьей 768 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 данного Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Таким образом, из совокупного анализа вышеназванных норм действующего законодательства Российской Федерации, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что условие о размере аванса по контракту (договору подряда) является существенным.

В п. 5.2 договора подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022 указано, что заказчик оплачивает подрядчику аванс в размере 50% суммы, установленной в смете, в течение 3 (трех) банковских дней с момента получения счета подрядчика.

Кроме того, данный размер авансового платежа указан в пп. «к» обращения БУЗ РА «Майминская районная больница» для заключения контракта с единственным поставщиком.

28.12.2022 между заказчиком и подрядчиком заключено дополнительное соглашение № 1 к договору подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022, которым внесены изменения в п. 5.2 договора в части увеличения размера аванса до 94%.

Пунктом 23.1 постановления Правительства Республики Алтай от 10.01.2022 № 1 установлено, что получатели средств республиканского бюджета и государственные учреждения в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) средства, на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - предусматривают авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном Министерством финансов Республики Алтай порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год.

Следовательно, установление авансового платежа в размере 94% суммы договора противоречит указанной норме постановления Правительства Республики Алтай.

Кроме того, из названной нормы следует, что в случае выплаты авансового платежа в размере свыше 50%, данные средства подлежат казначейскому сопровождению.

Однако проектом контракта, направленному на рассмотрение Оперативного штаба по обеспечению устойчивого функционирования экономики и социальной сферы Республики Алтай, и заключенным договором подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022 казначейское сопровождение не предусмотрено.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители заказчика пояснили, что была произведена выплата аванса в размере 50% (платежное поручение от 21.12.2022 № 870816), после заключения дополнительного соглашения № 1 от 28.12.2022 платеж в размере оставшихся 44% не был проведен Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай.

Представители Министерства здравоохранения Республики Алтай дали пояснения о том, что БУЗ РА «Майминская районная больница» обращалось устно по вопросу возможности увеличения размера авансового платежа, вместе с тем, письменных обращений не поступало.

Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что при подписании 28.12.2022 дополнительного соглашения № 1 к договору подряда №ЕИ/1 от 14.12.2022 заказчиком БУЗ РА «Майминская районная больница» нарушены требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь                 ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика БУЗ РА «Майминская районная больница» нарушившим ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при изменении существенных условий договора подряда № ЕИ/1 от 14.12.2022 на капитальный ремонт здания поликлинического отделения по ул. Строителей, 6а, в с. Майма Майминского района Республики Алтай (заключение дополнительного соглашения № 1 от 28.12.2022, которым увеличен размер авансового платежа с 50% до 94%).

2. Передать материалы проверки должностному лицу управления для возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика, допустившего вышеуказанное нарушение.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Руководитель Комиссии                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны