Решение №004/06/31-285/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 004/06/31-285/2020 о нарушении законодател... от 25 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 004/06/31-285/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

«25» сентября 2020 года                                                                           

г. Горно-Алтайск

                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

«…» – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, заместитель председателя Комиссии;

«..,»– старший государственный инспектор отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии;

«..,» – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии,

в присутствии представителей: заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска» «..,» по доверенности от 06.07.2020г., уполномоченного органа Администрации г. Горно-Алтайска «..,» по доверенности от 24.09.2020г., рассмотрела жалобу ООО «МОРИС»  на действия заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028720000067 «Обустройство пешеходных переходов (с устройством светофорных объектов на пересечении: ул. Чорос-Гуркина, 36 на пересечении пр. Коммунистический 70, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Проточная, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Шоссейная в городе Горно-Алтайске)».

ООО «МОРИС» уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя на заседание комиссии УФАС по РА не обеспечило.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Алтайское республиканское УФАС России 18.09.2020г. (вх. №5076) поступила жалоба ООО «МОРИС» на действия заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации  г. Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона №0377300028720000067 «Обустройство пешеходных переходов (с устройством светофорных объектов на пересечении:  ул. Чорос-Гуркина, 36 на пересечении пр. Коммунистический 70, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Проточная, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Шоссейная в городе Горно-Алтайске)».

Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.

23.09.2020г. от уполномоченного органа Администрации г. Горно-Алтайска и от МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска» поступили письменные возражения на жалобу (вх. №5156, №5158).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа, заказчика, проведя внеплановую проверку, установила следующее:

10.09.2020г. уполномоченным органом Администрацией г. Горно-Алтайска на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона «Обустройство пешеходных переходов (с устройством светофорных объектов на пересечении: ул. Чорос-Гуркина, 36 на пересечении пр. Коммунистический 70, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Проточная, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Шоссейная в городе Горно-Алтайске)».

Согласно извещению №0377300028720000067:

  • начальная (максимальная) цена контракта: 9 561 285,60 рублей;
  • дата и время окончания срока подачи заявок: 21.09.2020г. в 10-00;
  • дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 22.09.2020г.;
  • дата проведения электронного аукциона: 23.09.2020г.

Заказчиком данного электронного аукциона является МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска».

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99).

Заявитель в своей жалобе указывает, что заказчиком должны были быть установлены дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта выполнения работ по благоустройству территории.

В соответствии с п. 2(2) Приложения № 1 к Постановлению №99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей предъявляется дополнительное требование о наличии соответствующего опыта работ.

Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В силу п. 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Приказом Минстроя России от 13.04.2017г. №711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20.06.2017г. № 38-6 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск» (далее – Правила) утверждены правила по благоустройству территории муниципального образования «г. Горно-Алтайск».

При анализе аукционной документации, размещенной в ЕИС в сфере закупок, Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком, в том числе размещены  проектные документации и сметы на обустройство пешеходных переходов (с устройством светофорных объектов на пересечении: ул. Чорос-Гуркина, 36 на пересечении пр. Коммунистический 70, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Проточная, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Шоссейная в городе Горно-Алтайске), согласно которой подрядчику необходимо выполнить: монтаж\демонтаж светофоров, монтаж\демонтаж бордюрного камня, установку пандусов, установку дорожных знаков, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек, тротуаров и т.д.

В п. 5.2 раздела II аукционной документации (Техническое задание) заказчиком установлены требования к качеству товара и выполнению монтажных работ, а именно, выполнение работ по устройству светофорных объектов в полном соответствии с требованиями данного технического задания, проектной документации (Приложение №2 к Контракту), ГОСТ Р 52282 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289 2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ 1508-78 «Кабели контрольные с резиновой и пластмассовой изоляцией. Технические условия»; Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 №204, Правил дорожного движения.

Комиссия УФАС по РА считает, что работы, предусмотренные аукционной документацией №0377300028720000067, не направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, на содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, т.е. данные работы не являются благоустройством территории МО «Город Горно-Алтайск».

Следовательно, является необоснованным довод жалобы заявителя о том, что заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 2(2) Приложения № 1 к Постановлению №99, так как объектом закупки является благоустройство территории.

В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссией УФАС по РА установлено следующее:

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу п. 5 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Согласно п. 11 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

На заседании Комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что в рамках исполнения данного контракта подрядчику необходимо выполнить работы, в том числе по устройству новых регулируемых пешеходных переходов.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Классификатор работ) утвержден перечень работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пп. «д» п.2, пп. «в», «г» пп. 4, пп. «е» пп. 5 п. 5 раздела III Классификатора работ при ремонте автомобильных дорог,  в том числе проводятся работы по замене бордюров, устройству недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах, восстановлению пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, восстановлению электроосвещения, устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений.

Исходя из перечня работ, предусмотренных аукционной документацией №0377300028720000067 (монтаж\демонтаж светофоров, монтаж\демонтаж бордюрного камня, установка пандусов, установка дорожных знаков, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров), объектом закупки являются работы, включенные в перечень работ по ремонту автомобильных дорог.

Например, в локальной смете №07-01-01 «Обустройство пешеходного перехода             (с устройством светофорного объекта). Локальный сметный расчет на озеленение и обустройство» по адресу пр. Коммунистический, 70 в г. Горно-Алтайске подрядчику необходимо выполнить, в том числе устройство оснований толщиной 12 см. под тротуары из кирпичного или известнякового щебня (п. 45), устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальто-бетонной смеси (п. 49), устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей (п. 54), установку бортовых камней бетонных (п. 56), устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей пористых смесей крупнозернистых (п. 61) и т.д.

В соответствии с п. 2(3) Приложения № 1 к Постановлению №99 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей предъявляется дополнительное требование - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Комиссией УФАС по РА установлено, что в документации об электронном аукционе, в извещении о проведении электронного аукциона №0377300028720000067 заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления №99.

Учитывая, что НМЦК по рассматриваемой закупке более 5 млн. руб. заказчиком нарушены требования ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, п. 2(3) приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Данные нарушения указывают на признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0377300028720000067 от 21.09.2020г. поступило 2 заявки, оба участника допущены к участию в данном аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0№0377300028720000067 от 28.09.2020г. победителем аукциона признано ООО «АЛТАЙСВЕТСТРОЙ» с предложенной ценой контракта 9 513 479,17 рублей.

Принимая во внимание, что выявленные нарушения влияют на результат определения подрядчика (так как к нему не установлены обязательные требования к наличию опыта выполнения работ), Комиссией УФАС по РА принято решение выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены (аннулирования) данной закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МОРИС» на действия заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона № 0377300028720000067 «Обустройство пешеходных переходов (с устройством светофорных объектов на пересечении: ул. Чорос-Гуркина, 36 на пересечении пр. Коммунистический 70, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Проточная, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Шоссейная в городе Горно-Алтайске)» необоснованной;

2. Признать заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска» нарушившим ч. 4 ст. 31 Федерального закона №44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 2(3) приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в части неустановления в аукционной документации и в извещении дополнительных требований к участникам закупки о наличии у них соответствующего опыта работ;

3. Выдать заказчику МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации г. Горно-Алтайска» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены (аннулирования) электронного аукциона №0377300028720000067 «Обустройство пешеходных переходов (с устройством светофорных объектов на пересечении:  ул. Чорос-Гуркина, 36 на пересечении пр. Коммунистический 70, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Проточная, на пересечении пр. Коммунистический - ул. Шоссейная в городе Горно-Алтайске)»;

4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны