Решение №004/10/99-479/2023 РЕШЕНИЕ по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-47... от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой документарной проверке № 004/10/99-479/2023

 

  «25» октября 2023 года                           г. Горно-Алтайск                                                                           

 

Комиссия УФАС по Республике Алтай по проведению внеплановой документарной проверки (далее - Комиссия) в составе:

<….>,

в присутствии представителей МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» <….>, Администрации города Горно-Алтайск <….> рассмотрела материалы внеплановой документарной проверки заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» по соблюдению требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта № 26-08-23/м от 21.08.2023 на выполнение работ «Завершение «Благоустройство территории вдоль реки Каяс в городе Горно-Алтайске (участок от пересечения пер. Гончарный в районе дома № 2/1 ул. П. Сухова до пересечения с ул. Гончарной в районе дома №4 ул. П. Сухова)».

УСТАНОВИЛА:

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с поручением ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019г. о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов (п. 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019г.) управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании приказа №159/23 от 16.10.2023 назначена внеплановая документарная проверка заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» по соблюдению требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при изменении существенных условий муниципального контракта № 26-08-23/м от 21.08.2023 на выполнение работ «Завершение «Благоустройство территории вдоль реки Каяс в городе Горно-Алтайске (участок от пересечения пер. Гончарный в районе дома № 2/1 ул. П. Сухова до пересечения с ул. Гончарной в районе дома №4 ул. П. Сухова)», заключенного по результатам электронного аукциона №0377300028723000195. Закупка осуществлена в рамках НП «Жилье и городская среда».

Основанием для проведения проверки явилось обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно ч. 1.3 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе (пп. б п. 2    ч. 15 ст. 99 данного закона).

 В ходе проверки у заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», Администрации города Горно-Алтайска запрошены: письменные пояснения по признакам нарушений; информация и документы, подтверждающие наличие независящих от сторон муниципального контракта № 26-08-23/м от 21.08.2023 обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения; информация и документы, подтверждающие исполнение подрядчиком требований об обеспечении исполнения контракта, при заключении и изменении существенных условий муниципального контракта № 26-08-23/м от 21.08.2023; копия распоряжения Администрации города Горно-Алтайска от 24.08.2023 № 1186-р; копии документов, представленных заказчиком, подтверждающие независящие от сторон муниципального контракта № 26-08-23/м от 21.08.2023 обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

Пояснения и запрашиваемые документы поступили в УФАС по Республике Алтай 24.10.2023 (вх. № 4667-ЭП/23, № 4671-ЭП/23, № 4674-ЭП/23).

Комиссия, проведя внеплановую документарную проверку, заслушав доводы представителей заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», Администрации города Горно-Алтайска, установила следующее.

27.07.2023 уполномоченным органом Администрацией города Горно-Алтайска на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0377300028723000195 на завершение «Благоустройство территории вдоль реки Каяс в городе Горно-Алтайске (участок от пересечения пер. Гончарный в районе дома № 2/1 ул. П. Сухова до пересечения с ул. Гончарной в районе дома №4 ул. П. Сухова)». Начальная (максимальная) цена контракта – 8553523,24 руб. Закупка проведена в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе для СМП и СОНО. Заказчиком является МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска». Закупка осуществлена в рамках НП «Жилье и городская среда».

21.08.2023 МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» с единственным участником электронного аукциона 0377300028723000195 ООО «АЛТАЙДОРСТРОЙ» заключен муниципальный контракт № 26-08-23/м на выполнение работ «Завершение «Благоустройство территории вдоль реки Каяс в городе Горно-Алтайске (участок от пересечения пер. Гончарный в районе дома № 2/1 ул. П. Сухова до пересечения с ул. Гончарной в районе дома №4 ул. П. Сухова)»» (далее -  муниципальный контракт, контракт).  Цена контракта – 8553523,24 руб.

Данным муниципальным контрактом авансирование не предусмотрено.

Пунктом 9.1 муниципального контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% - от цены контракта.

Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 данного Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

24.08.2023 МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» ООО «АЛТАЙДОРСТРОЙ» заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому установлен размер аванса в сумме 2480521,37 руб., что составляет 29 % от цены контракта.  В реестре контрактов ЕИС в сфере закупок данное дополнительное соглашение размещено 25.08.2023.

Основанием для заключения дополнительного соглашения № 1 указаны         п. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 24.08.2023 № 1186-р «О принятии решения о праве изменить по соглашению сторон существенные условия, предусмотренные муниципальным контрактом от 02 августа 2023 года № 26.08.23/м «Завершение «Благоустройство территории вдоль реки Каяс в городе Горно-Алтайске (участок от пересечения пер. Гончарный в районе дома № 2/1 ул. П. Сухова до пересечения с ул. Гончарной в районе дома №4 ул. П. Сухова)»».

На заседании Комиссии УФАС по РА представители МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» и Администрации города Горно-Алтайска пояснили, что основаниями для изменения условий контракта, в части авансирования, явилось обращение подрядчика о невозможности исполнения контракта, в связи с установлением 100% предоплаты поставщиков и отсутствие у подрядчика оборотных средств. После обращения подрядчика заказчик обратился в Администрацию города Горно-Алтайска. После изучения документов, представленных подрядчиком и заказчиком Администрация города Горно-Алтайска приняла решение об изменении существенных условий муниципального контракта    № 26-08-23/м от 21.08.2023.

Комиссия УФАС по РА проанализировав представленные документы считает, что у заказчика были основания для изменения условий контракта, так как требования поставщиков о 100% предоплате при поставке материалов, необходимых для выполнения работ по благоустройству, не зависит от воли подрядчика или заказчика.

Так же, представитель Администрации города Горно-Алтайска пояснил, что при принятии решения об изменении условий контракта руководствовались соглашением о предоставлении субсидии и муниципальной программой, в которых указано, что благоустройство данного объекта должной быть завершено в 2023 году, ходатайствовал о приобщении данных документов к материалам дела.

Комиссия УФАС по РА решила приобщить представленные в ходе заседания комиссии документы к материалам дела. Между тем Комиссия отмечает, что в Законе о контрактной системе отсутствует возможность изменения существенных условий контракта по основаниям, связанным с обязанностью завершить работы по объекту к определенной дате, и изменения существенных условий контракта только по данному основанию приведет к нарушению Законодательства о контрактной системе.

Согласно ч. 1.3. ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотренные  ч. 1 данной статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с данным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со ст. 96 данного Федерального закона.

Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 данной статьи. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 данной части;

2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 данной статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

24.08.2023 МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» ООО «АЛТАЙДОРСТРОЙ» заключено дополнительное соглашение № 2, согласно которому размер обеспечения исполнения контракта, установленного п. 9.1 муниципального контракта, увеличен с 5 % до 29 % от цены контракта.  В реестре контрактов ЕИС в сфере закупок данное дополнительное соглашение размещено 29.08.2023.

На заседании Комиссии УФАС по РА представители МУ «Управление ЖКХ и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» и Администрации города Горно-Алтайска пояснили, что ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе не содержит обязанности предоставлять обеспечение исполнение контракта до подписания дополнительного соглашения. Частью 1.3 статьи 95 Закона о контрактной системе установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения контракта в случае изменения существенных условий контракта по основаниям, указанным в ч. 1 данной статьи, так как основаниями для заключения дополнительных соглашений явилась ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе. Считают, что требования ч. 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе не применимы к ним.

Комиссия УФАС по РА считает данный довод не обоснованным по следующим основаниям.

Частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено прямое требование о соблюдении положения ч. 1.3 ст. 95 данного закона, таким образом законодателем установлено, что изменение существенных условий контракта осуществляется по аналогии с установленными требованиями к изменениям осуществляемым в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Таким образом, обеспечение исполнения контракта должно предоставляется с даты возникновения новых обязательств.

ООО «АЛТАЙДОРСТРОЙ» в целях обеспечения исполнения контракта предоставило заказчику:

- независимую гарантию №<….>, выданную 10.08.2023 ПАО «БАНК УРАЛСИБ», которая вступает в силу с 10.08.2023 и действует по 10.09.2023 включительно, сумма независимой гарантии 427676,16 руб., что соответствует 5% от цены контракта. Следовательно, данная независимая гарантия не обеспечивает новый размер обеспечения исполнения контракта (29 % от цены контракта или 2480521,37 руб.), установленный дополнительным соглашением №2 от 24.08.2023;

- независимую гарантию №<….>, выданную 30.08.2023 АО «Ингострах Банк», которая вступает в силу с 30.08.2023 и действует по 21.11.2023 включительно, сумма независимой гарантии 2480521,73 руб.

Следовательно, с 24.08.2023 по 29.08.2023 обеспечение исполнения контракта не соответствовало требованиям, установленным контрактом (с учетом дополнительных соглашений), так как сумма независимой гарантии, действовавшей в данный период времени, меньше суммы, установленной дополнительными соглашениями.

Таким образом, при подписании 24.08.2023 дополнительных соглашений №1 и №2 к муниципальному контракту № 26-08-23/м от 21.08.2023 заказчиком нарушены требования ч. 1.3 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, т.к. не соблюдаются установленные данными нормами требования (при подписании дополнительных соглашений не обеспечено исполнение контракта в полном размере).

За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. 

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 99 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», по результатам рассмотрения материалов внеплановой документарной проверки,

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска» нарушившим ч. 1.3 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при изменении существенных условий муниципального контракта № 26-08-23/м от 21.08.2023 на выполнение работ «Завершение «Благоустройство территории вдоль реки Каяс в городе Горно-Алтайске (участок от пересечения пер. Гончарный в районе дома № 2/1 ул. П. Сухова до пересечения с ул. Гончарной в районе дома №4 ул. П. Сухова)» (дополнительные соглашения от 24.08.2023 №1 и №2).

2. Передать материалы проверки должностному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика, допустившего нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны