Решение №- Решение от 20 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Р-5/47 2015

 

«28» апреля 2015 г.                                                                                             г. Благовещенск

                                                                                                                                 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, <…>, ведущий специалист – эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/47 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), выраженного в распространении рекламы:

содержащей недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что приводит к искажению смысла информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

в присутствии представителя:

заявителя – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области - Курицына Ивана Олеговича, далее – <…>, Заявитель (доверенность <…>);

в отсутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью «Инфосервис» действующего под коммерческим обозначением «Служба заказа такси «Maxim», далее - ООО «Инфосервис», Общество (<…>), общество уведомлено надлежащим образом;

заинтересованного лица – ---,  эксперта – ---, переводчика – ---.

 

УСТАНОВИЛА:

 

На территории Амурской области в г. Благовещенске 26 января 2015 года, распространена рекламная информация с признаками нарушения рекламного законодательства.

В ходе рассмотрения заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (<…>), выявлен факт нарушения рекламного законодательства Российской Федерации (пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»), выразившегося:

в распространении недостоверной рекламы в  январе 2015 года, в том числе 26.01.2015, на территории г. Благовещенска Амурской области, содержащей недостоверные сведения о любых характеристиках товара (услуги) (услуга по извозу пассажиров и багажа предоставляется потребителям, в том числе, физическими лицами, не имеющими специального разрешения);

в отсутствии части существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение (отсутствует информация о том, что указанная служба оказывает только услугу по сбору информации о маршрутах пассажиров, в целях дальнейшей передачи данной информации извозчикам, также отсутствует информация о том, что на выполнение заказа выезжают автомобили, в том числе, не имеющие специального разрешения),  с текстом следующего содержания:

рисунок: шашечный узор (над словом «Maxim»);

текст: «Maxim». служба заказа такси (очень мелким шрифтом). закажи такси <…>. Мой MAXIM. <…> (мелким шрифтом слева вертикально в самом низу наклейки).

 

По данному факту Комиссией Амурского УФАС России возбуждено дело          № Р-5/47 2015 в отношении: ООО «Инфосервис» (рекламодателя).

В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.

Вышеназванная информация подпадает под понятие «реклама», согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае являются услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые ООО «Инфосервис», действующего под коммерческим обозначением «Служба заказа такси «Maxim».

            В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

 

            ООО «Инфосервис» в своих письменных пояснениях (<…>) указывает, что заявки на перевозки грузов и багажа легковым такси на территории г. Благовещенска принимаются Обществом на телефонный номер <…>. Использование указанного телефонного номера осуществляется на основании договора оказания услуг по организации связи б/н от 01.01.2013 г., заключенного с ООО «Такстелеком». Общество подтверждает факт распространения названной рекламы ООО «Инфосервис» в супермаркете «СТИК» по ул. Институтская, 1 в                                     г. Благовещенске, вместе с тем указывает, что документы первичного учета, макеты рекламных материалов не сохранились в связи с чем, не представляется возможным их представить в адрес Амурского УФАС России.

По мнению общества, рассматриваемая реклама имеет целью только продвижение на рынке услуг ООО «Инфосервис», действующего под коммерческим обозначением «Служба заказа такси «Maxim». В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются только средства индивидуализации юридического лица (ООО «Инфосервис»), а именно коммерческое обозначение «Служба заказа такси «Maxim», оказываемые Обществом информационные услуги. Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с ОКВЭД 72.6 - прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, в том числе оказывает независимым Перевозчикам информационные услуги, связанные с переводом поступивших заявок на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в машиночитаемый вид, формирование базы данных указанных заявок и обеспечение на основании возмездных договоров оказания услуг доступа независимым Перевозчикам к указанной базе данных. Общество таксомоторной организацией не является, услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не осуществляет, водителей в своем штате не имеет, в собственности, на праве аренды или ином законном основании транспортных средств, предназначенных для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не имеет. Ввиду отсутствия объективной заинтересованности, Общество рекламирование услуг такси не осуществляет. Схема работы ООО «Инфосервис» организована следующим образом. Лицо, осуществляющее заказ легкового такси, обращается посредством телефонной связи по номеру телефона, используемому ООО «Инфосервис». Поступивший телефонный звонок посредством SIP-протокола переводится в колл-центр, где его принимает один из операторов. При этом услуги операторов оказываются                 ООО «Инфосервис» обществом с ограниченной ответственностью «БЕЛЛФАСТ» на основании договора на выполнение работ по приему, обработке и переводу информации в машиночитаемый вид № 2013/014 от 01 ноября 2013 года. Заказчик сообщает оператору, ответившему на звонок, параметры заявки - время, место подачи автомобиля, желаемую категорию автомобиля (эконом, бизнес-класс, грузовой автомобиль и т. д.), место окончания маршрута, дополнительные данные (необходимость оборудования автомобиля специальными удерживающими устройствами для перевозки детей, наличие крупногабаритного багажа и т. д.). Оператор вносит сообщенные заказчиком данные в программный комплекс. Следует подчеркнуть, что в функции оператора входит исключительно ответ на телефонный звонок, получение от заказчика информации, необходимой для формирование заявки, преобразование полученной от заказчика информации в машиночитаемый вид (то есть внесение данных в программный комплекс) и размещение заявки в электронной базе данных. Непосредственного назначения оператором конкретной заявки для исполнения конкретным перевозчиком никогда не осуществляется, более того, такая возможность в принципе не реализована на уровне программно-аппаратного комплекса.

Процедура авторизации перевозчиков определена Регламентом работы электронной информационной площадки ООО «Инфосервис».

Таким образом, Общество считает, что в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения рекламного законодательства.

           

Заявитель, в письменных пояснениях (<…>) указывает, что рекламодатель оказывает только информационные услуги, но не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, позвонив по указанному номеру в рекламе, предоставляются не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а только оказываются информационные услуги, направленные на внесение заявки в программно - информационный комплекс.

В рамках оперативно-профилактического мероприятия «Безопасные перевозки», проводимого в 2014 году, в том числе, на территории города Благовещенск, выявлено, что потребителям, обратившимися по телефону <…>, указанного в рекламе, услуги по перевозке пассажиров и багажа оказывали лица, не имеющие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Перевозку пассажиров и багажа осуществляют, в частности, водители без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей или образования юридического лица. Данная информация находится в распоряжении МО МВД России «Благовещенский», а также в Мировом суде города Благовещенск.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), только юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании разрешения деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечивать контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра, при этом водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет, а к автомобилям предъявляются обязательные требования:

- легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов;

- легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;

- легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

- легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.

Кроме того в аппаратно-программном комплексе для водителей службы заказа такси «Maxim» в разделе объявления, содержится информация «изменения условий присвоения приоритетов» (данным объявлением служба заказа такси «Maxim» признает факт осуществления водителями деятельности такси без разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси), а также информация «действия при контрольной закупке» (при проведения оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению деятельности физических лиц, осуществляющих перевозки без постановки на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя). Как следует из рекламы, потребителям предлагается заказать по телефону <…> именно такси (автомобиль, на который индивидуальным предпринимателем иди юридическим лицом получено разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и который соответствует обязательным требованиям), однако на заказ приезжают лица, не имеющие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Амурской области, автомобили которых не соответствуют обязательным требованием. Как следует из публичной оферты, размещенной на официальном сайте службы заказа такси «Maxim», служба заказа такси «Maxim» безвозмездно оказывает Заказчику информационные услуги, направленные на внесение Заявки в программно-информационный комплекс и информирование Заказчика об исполнении Заявки.

Таким образом, по мнению Заявителя, потребители рекламы не получают информации из рассматриваемой рекламы о том, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси может быть оказана не юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а любым лицом, имеющим в собственности или аренде автомобиль и изъявившим желание заработать, что их жизнь и здоровье могут подвергаться опасности, так как физические лица, незаконно осуществляющие перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не проходят предрейсовый медицинский осмотр, не обеспечивают контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию, могут не иметь необходимого водительского стажа.

 

Из информации МОМВД России «Благовещенский» (<…>) следует,  что сотрудниками ОИАЗ МОМВД России «Благовещенский» мероприятия, направленные на выявление лиц, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом посредством служб заказа, в том числе, такси «Максим», проводятся еженедельно, по результатам данных мероприятий выявлено 16 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.

 

В соответствии с представленными копиями материалов административных дел, возбужденных по признакам нарушения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ Мировым судом Амурской области (<…>), к административной ответственности были привлечены: <…>, <…> и <…> Материалами дела установлен факт того, что потребителям, обратившимися по телефону <…>, указанного в рассматриваемой рекламе, услуги по перевозке пассажиров и багажа оказывали лица, не имеющие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

           

            Комиссией Амурского УФАС России, на основании имеющихся материалов дела установлено, что текст рассматриваемой рекламы, воспринимается потребителями как служба «Такси», позвонив в которую имеется возможность заказать именно такси (автомобиль, принадлежащий индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, имеющему разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и отвечающий всем требованиям в соответствии с законодательством), однако, как следует из представленных Мировыми судьями материалов административных дел, на заказ к потребителям приезжают лица, в том числе, не имеющие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Амурской области, автомобили которых не соответствуют обязательным требованием Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предъявляемым к такси.

Исходя из вышеизложенного рассматриваемая реклама, не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» и, в силу пункта 1 статьи 4 Закона «О рекламе», является ненадлежащей, поскольку данная реклама содержит недостоверные сведения о любых характеристиках товара (услуги) (потребителям рекламы предоставляется услуга по сбору информации, а не услуга такси; услуга предоставляется, в том числе, физическими лицами, не имеющими специального разрешения).

 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Вышеуказанная реклама, а именно наличие в рекламе шахматного узора  такси, наличие наименования «такси «Maxim»» создают у потребителей впечатление, что обратившись по указанному в рекламе номеру <…> можно получить услугу именно такси, а ни какую иную услугу.  Реклама представлена таким образом, что потребители могут не сомневаться, что служба заказа такси и перевозчик – единое целое. Фактически, по указанному в рекламе телефону потребителям оказывают посреднические услуги по передаче информации от пассажира к водителю, зачастую не обладающему правом оказания услуг предоставления такси, не прошедшего предрейсового медицинского осмотра, имеющего автомобиль несоответствующий установленным требованиям.

Таким образом, ООО «Инфосервис» действующее под коммерческим обозначением «Служба заказа такси «Maxim», позиционирует себя как служба такси «Maxim», отвечающая всем требованиям действующего законодательства, то есть службой такси, которая является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющих на основании разрешения деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, имеет обязательства обеспечивать контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра, имеет в штате водителей легкового такси с общим водительским стажем не менее трех лет, а также автомобили соответствующие следующим требованиям:

- наличие на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографической схемы, представляющую собой композицию из квадратов;

- соответствует единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;

- имеют на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;

- оборудованы таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, однако таковым не является, следовательно, вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Пленум ВАС РФ), изложенных в пункте 28 Постановления от 08.10.2012                      № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», следует, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг, поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, установлено, что рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», и, в силу пункта 1 статьи 4 Закона «О рекламе», является ненадлежащей, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение (отсутствует информация о том, что услугу предоставляет не служба такси, а информационная служба, также информация о том, что на выполнение заказа выезжают автомобили, в том числе, не имеющие специального разрешения).

 

В соответствии со статьей 12 Закона «О рекламе»,  рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Амурского УФАС России установлено, что документы первичного учета, макеты рекламных материалов ООО «Инфосервис» не сохранены в связи с чем, не представлены в адрес Амурского УФАС России.

Таким образом, в действиях ООО «Инфосервис» усматриваются признаки нарушения статьи 12 Закона «О рекламе», ответственность за которое, согласно части 6 статьи 38 названного Закона, несет рекламодатель.

Факт распространения ненадлежащей рекламы ООО «Инфосервис» в 2015 году, в том числе 26.01.2015, на территории Амурской области в г. Благовещенске в помещении  магазина «Стик», находящегося в торговом центре «От и До» по               ул. Институтской, в виде наклеек на антикражных воротах с текстом следующего содержания:

рисунок: шашечный узор (над словом «Maxim»);

текст: «Maxim». служба заказа такси (очень мелким шрифтом). закажи такси <…>. Мой MAXIM.taximaxim.ru (мелким шрифтом слева вертикально в самом низу наклейки),

а также факт нарушения срока хранения рекламных материалов не отрицается ООО «Инфосервис» <…>, подтверждается материалами дела № Р-5/47 2015, информацией представленной заявителем <…>, информацией представленной  МОМВД России «Благовещенский» <…>, копиями материалов  административных дел представленных Мировым судом Амурской области <…>.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем, изготовителем или продавцом товара, фактически определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО «Инфосервис»                              <…>.

Частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 12 указанного Закона, возложена на рекламодателя.

Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ООО «Инфосервис» произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной рекламы, не соответствующей требованиям пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО «Инфосервис», являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имело возможность не распространять недостоверную рекламу, что исключило бы нарушение требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», имело возможность сохранить рекламные материалы, что исключило бы нарушение статьи 12 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого соответствующих мер.

Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу:

рисунок: шахматный узор (над словом «Maxim»).

текст: «Maxim». служба заказа такси (очень мелким шрифтом). закажи такси <…>». Мой MAXIM.taximaxim.ru (мелким шрифтом слева вертикально в самом низу наклейки)»,

поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Признать ООО «Инфосервис» нарушившим статью 12 Закона «О рекламе».

3. Выдать ООО «Инфосервис» предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3,  части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному  лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «28» апреля 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны