Решение №- РЕШЕНИЕ по делу № А-10/46 2015 от 15 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

МУП «Горэлектротеплосеть»

 

ул. Летная, 9

676290, г. Тында

 

Заявитель:

<…>

 

Заинтересованное лицо:

<…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А-10/46 2015

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения  оглашена «24» ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено  «08» декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – заместитель руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

рассмотрев дело № А-10/46 2015 по признакам нарушения МУП «Горэлектротеплосеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении в договоре технологического присоединения от 29.06.2015 № 42 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, не соответствующего действующему законодательству, необоснованном возложении на заявителя обязанностей по проведению измерений сопротивления изоляции электропроводки, а также обязанности по установке прибора учета электрической энергии классом точности 1,0 и выше,

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия МУП «Горэлектротеплосеть», выразившиеся, по мнению заявителя, в неисполнении обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям от 29.06.2015 № 42.

Приказом Амурского УФАС России от 22.09.2015 № 172 в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/46 2015 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 23.09.2015 рассмотрение дела назначено на 21.10.2015 в 10 часов 00 минут. Определением от 21.10.2015 рассмотрение дела отложено на 24.11.2015 в 11-00 часов.

24.11.2015 на заседание комиссии явились: представитель МУП «Горэлектротеплосеть» <…> (паспорт <...> на основании прав по должности). Заявитель, заинтересованное лицо явку своих представителей на заседание комиссии не обеспечили.

Письмом от 13.10.2015 заявитель пояснила, что поддерживает доводы своей жалобы. В настоящее время фактическое энергоснабжение объекта по адресу: г. Тында, <…> осуществляется, но прибор учета (электросчетчик) СОЭ-52 ответчиком не был принят в эксплуатацию. Ответчиком установлен электрический счетчик РИМ189.11Рим 04003, об этом составлен акт от 23.07.2015 года. Установленный заявителем прибор учета соответствует требованиям действующего законодательства. Отказ МУП «Горэлектротеплосеть» от принятия в эксплуатацию прибора учета нарушает права заявителя, является нарушением законодательства в сфере электроэнергетики, антимонопольного законодательства.

В ходе заседаний комиссии представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснил следующее.

В договоре технологического присоединения от 29.06.2015 № 42 и приложениях к нему в качестве заявителя ошибочно указана <…>, поскольку она действовала по доверенности от имени собственника земельного участка <…> По классу точности прибора учета к заявителю действительно предъявлены излишние требования. МУП «Горэлектротеплосеть» за счет собственных средств на границе балансовой принадлежности сетей установлен прибор учета РИМ. Объект присоединялся к сетям городским, поэтому необходимо убедиться в его работоспособности, акт замеров сопротивления изоляции позволяет понять, что объект в исправном состоянии. При этом представитель ответчика пояснил, что обязанность заявителя данной категории проводить испытания электропроводки законодательством не предусмотрена. МУП «Горэлектротеплосеть» правомерно установлен 6-месячный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению на основании подпункта б пункта 16 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. МУП «Горэлектротеплосеть» отказало в допуске прибора учета <…> (заводской номер <...> , дата выпуска 2009 год), так как согласно Правилам устройства электроустановок, издание 6, пункт 1.5.13 каждый установленный расчетный электросчетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух электросчетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации. На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках с давностью не более 2 лет». МУП «Горэлектротеплосеть» в адрес заявителя направлено предложение о переоформлении документов о технологическом присоединении на собственника энергопринимающих устройств, ответа до настоящего времени не поступало.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссией установлено следующее.

29 июня 2015 года между МУП «Горэлектротеплосеть» и <…> заключен договор № 42 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств по адресу: г. Тында, ул. <…> (строительство жилого дома).

Пунктом 1 указанного договора, а также техническими условиями от 01.06.2015 № 42, являющими приложением к договору, определены характеристики энергопринимающих устройств:

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение – 0,22 Кв;

- максимальная мощность энергопринимающих устройств – 10 кВт;

- категория надежности – 3.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет монтаж ВРУ – 0,22 Кв, прибор учета класса точности не менее 1,0, линии электроснабжения до точки присоединения к ВЛ-0,4 Кв.

Согласно пояснениям заявителя, по требованию сетевой организации заявителем проведены измерения сопротивления изоляции однофазных цепей стоимостью 1311,07 рублей. Факт оплаты оказанных услуг подтверждается представленными заявителем товарными чеками.

Вышеуказанные измерения проведены электролабораторией МУП «Горэлектротеплосеть» (протокол испытаний от 08.07.2015 № 1069).

13.07.2015 МУП «Горэлектротеплосеть» и <…> подписаны: акт осмотра (обследования) электроустановки, акт о выполнении технических условий, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения.

При подписании указанных документов стороны подтвердили выполнение надлежащим образом и в полном объеме обязательств, предусмотренных договором технологического присоединения и техническими условиями.

21.07.2015 МУП «Горэлектротеплосеть» в присутствии заявителя проведена проверка состояния прибора учета электрической энергии, по результатам которой прибор учета признан непригодным для эксплуатации.

23.07.2015 МУП «Горэлектротеплосеть» за счет собственных средств установлен прибор учета электрической энергии марки РИМ 189.11 (с функцией дистанционного снятия показаний) по адресу: г. Тында, <…> (на опоре ВЛ), о чем был составлен соответствующий акт.

Как следует из содержания письма Тындинского отделения ПАО «ДЭК» от 12.11.2015 № 01-37/6092, в отношении вышеуказанного объекта заключен и действует договор энергоснабжения.

Частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу положений части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,  МУП «Горэлектротеплосеть» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии г. Тында.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Согласно пункту 16 Правил для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 4 месяца в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Довод ответчика о правомерности установления 6 – месячного срока выполнения работ по технологическому присоединению основан на неверном толковании пункта 16 Правил.

Поскольку согласно техническим условиям к договору о технологическом присоединении от 29.06.2015 № 42 для технологического присоединения объекта заявителя не требовалось выполнения работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств), то срок технологического присоединения по договору не должен превышать 4 месяца.

Таким образом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, определенный пунктом 5 договора от 29.06.2015 № 42, не соответствует пункту 16 Правил.

Согласно пункту 85 Правил, для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;

г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки).

В соответствии с пунктом 86 Правил документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 85 настоящих Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В.

Таким образом, возложение МУП «Горэлектротеплосеть» на потребителя обязанности по проведению измерения сопротивления изоляции электропроводки не соответствует пункту 86 Правил.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 13.07.2015, границей балансовой принадлежности является опора № 5 ВЛ-0,4.

МУП «Горэлектротеплосеть» за счет собственных средств установлен прибор учета РИМ 189.11 (с возможностью дистанционного снятия показаний) на границе балансовой принадлежности сетей (опора № 5).

Исходя из содержания пункта 156 Основных положений, при наличии двух приборов учета в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях).

Таким образом, применение в качестве расчетного прибора учета РИМ 189.11 соответствует требованиям Основных положений.

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Таким образом, возложение МУП «Горэлектротеплосеть» на заявителя обязанности по установке прибора учета классом точности 1,0 и выше, не соответствует вышеуказанным нормам права.

На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о том, что действия МУП «Горэлектротеплосеть», выразившиеся в установлении в договоре технологического присоединения от 29.06.2015 № 42 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, не соответствующего действующему законодательству, необоснованном возложении на заявителя обязанностей по проведению измерений сопротивления изоляции электропроводки, а также обязанности по установке прибора учета электрической энергии классом точности 1,0 и выше, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Поскольку обязательства по технологическому присоединению, предусмотренные договором от 29.06.2015 № 42, сетевой организаций исполнены, технологическое присоединение произведено, МУП «Горэлектротеплосеть» за счет собственных средств произведена установка прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности сетей, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать действия МУП «Горэлектротеплосеть», выразившиеся в установлении в договоре технологического присоединения от 29.06.2015 № 42 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, не соответствующего действующему законодательству, необоснованном возложении на заявителя обязанностей по проведению измерений сопротивления изоляции электропроводки, а также обязанности по установке прибора учета электрической энергии классом точности 1,0 и выше, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание по делу не выдавать.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                              <…>

 

Члены комиссии                                                                             

 

                                                                                                       <…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны