Решение №- Решение по делу по признакам нарушения антимонопольного зак... от 24 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Инфосервис»

 

ул. Бажова, 193, офис 215

620026, г. Екатеринбург

 

Заявитель:

ИП <…>

 

 

Лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области

 

ул. Зейская, 206

675000, г. Благовещенск

 

ИП <…>

 

ИП <…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения  оглашена «16» июня 2015 года

В полном объеме решение изготовлено  «30» июня 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<…> – заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:

 

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;

рассмотрев дело № А-14/15 2015 по признакам нарушения ООО «Инфосервис» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в организации перевозок легковым такси лицами, не имеющими разрешения на осуществление такой деятельности в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступило заявление ИП <…> на действия служб заказа такси, выразившиеся, по мнению заявителя, в недобросовестной конкуренции в отношении перевозчиков, оказывающих услуги легкового такси.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 12.05.2015 № 78 в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–14/15 2015 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции». Определением от 19.05.2015 рассмотрение дела назначено на 16.06.2015 в 10 часов 00 минут.

16.06.2015 на заседание комиссии явились: заявитель <…> (паспорт <...> представитель министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области <…> (паспорт <...> доверенность от 15.06.2015 № 2087-06), <…> (паспорт <...> <…> (паспорт).

Ответчик явку своего представителя на заседание комиссии не обеспечил.

В ходе заседания комиссии заявитель поддержал письменную позицию по делу, пояснил следующее.

ООО «Инфосервис» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением действующего законодательства, в частности, привлекает к перевозке лиц, не имеющих разрешений на осуществление перевозок, что позволяет существенно снижать цены за счет отсутствия расходов на технический осмотр автомобилей, медицинские осмотры водителей, окраску автомобилей. Указанные действия являются недобросовестной конкуренцией, подрывают деятельность легальных перевозчиков.

Представитель министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области пояснил следующее.

Согласно Федеральному закону от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление данного вида деятельности. Разрешение выдается на каждое транспортное средство. 29.01.2015 подписан совместный приказ УМВД России по Амурской области, УГАДН по Амурской области, УФНС России по Амурской области, УФМС России по Амурской области, министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области о проведении на территории Амурской области оперативно-профилактического мероприятия «Безопасные перевозки». В рамках указанного мероприятия на территории г. Благовещенска проводились рейды по выявлению лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не имеющих разрешения на осуществление такой деятельности. В ходе рейдов неоднократно устанавливались случаи, когда потребителям, обратившимся в службу заказа такси «Максим», услуги по перевозке оказывались лицами, не имеющими соответствующего разрешения. Для работы со службой заказа такси «Максим» водителям необходимо пройти аккредитацию в указанной службе, после чего они получают логин и пароль для регистрации в мобильном приложении. Служба заказа такси «Максим» привлекает к работе водителей, не имеющих разрешения на перевозки. Указанная диспетчерская служба распределяет полученные от клиентов заявки между водителями, предварительно оплатившими услуги диспетчерской службы, не располагая сведениями о наличии у них разрешений на перевозку. Максимальная стоимость перевозки в каждом конкурном случае устанавливается службой заказа такси «Максим». Кроме того, ООО «Инфосервис» консультирует привлекаемых им водителей (путем выдачи письменных рекомендаций и размещения в мобильном приложении, сети «Интернет») о том, каким образом действовать при проведении оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению деятельности лиц, осуществляющих перевозки без разрешения или без регистрации в налоговом органе. Служба заказа такси «Максим», принимая и распределяя заявки клиентов, является фрахтовщиком. Таким образом, служба заказа такси «Максим» является организатором нелегальных пассажирских перевозок легковым такси на территории г. Благовещенска.

ИП <…>, ИП <…> поддержали позицию заявителя, пояснили, что за счет привлечения водителей, не имеющих разрешения на перевозку, ООО «Инфосервис» решающим образом влияет на ценообразование на услуги перевозок легковым такси. ООО «Инфосервис» ограничивает для водителей максимальную стоимость перевозки. При этом ООО «Инфосервис» имеет возможность устанавливать практически любую цену, поскольку не несет расходов на содержание и ремонт транспортных средств и иных расходов, связанных с деятельностью легкового такси. ООО «Инфосервис» позиционирует свою деятельность как деятельность такси, вводя при этом в заблуждение как клиентов, так и привлекаемых водителей. ИП <…>, ИП <…> также располагают программным обеспечением, аналогичным программному комплексу службы заказа такси «Максим», однако не используют его для привлечения водителей, не имеющих разрешения на перевозки.

В письменных пояснениях по делу ООО «Инфосервис» факт нарушения антимонопольного законодательства не признало по следующим основаниям.

Исходя из определения недобросовестной конкуренции, данного в Законе «О защите конкуренции», для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы такие действия причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанесли или могли нанести вред их деловой репутации. ООО «Инфосервис» не является конкурентом перевозчиков, поскольку не осуществляет деятельность на товарном рынке перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Исходя из норм действующего законодательства для установления факта осуществления лицом деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси необходимо установление факта предоставления этим лицом транспортного средства на основании публичного договора фрахтования. Между тем, ООО «Инфосервис» не является фрахтовщиком, а является организацией, предоставляющей перевозчикам информационные услуги – формирование и обеспечение доступа перевозчиков к базе данных заявок, а также технического сопровождения заявок. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности общества является прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий. ООО «Инфосервис» не имеет на каком-либо праве ни одного транспортного средства, в штате организации водители не состоят. Таким образом, ООО «Инфосервис» не осуществляет деятельность на товарном рынке легкового такси, не является конкурентом хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки легковым такси. Деятельность ООО «Инфосервис» не подпадает под сферу действия Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не подлежит лицензированию, не требует получения иного разрешения. Нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность ООО «Инфосервис» проверять наличие у водителей соответствующих разрешений. Соблюдение норм действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является обязанностью перевозчиков.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующим выводам.

На территории г. Благовещенска осуществляет хозяйственную деятельность ООО «Инфосервис» под коммерческим обозначением «Служба заказа такси Maxim». Право на указанное коммерческое обозначение принадлежит ООО «Инфосервис» на основании договора коммерческой концессии от 01.01.2014 № 01КК/2014, заключенного с ООО «Мобил ТелеКом». На основании данного договора ООО «Инфосервис» также принадлежит право использования программно-аппаратного комплекса TaxiMaxim.

Согласно информации, представленной ООО «Инфосервис» письмом от 06.03.2015 № 664, на территории г. Благовещенска ООО «Инфосервис» аккредитовано 367 транспортных средств для перевозки.

Согласно пояснениям ООО «Инфосервис», обществом оказываются информационные услуги физическим и юридическим лицам, связанные с приемом от таких лиц заявок на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, поступающих на телефонный номер <...> (4162) 666-666, перевод указанных заявок силами операторов в машиночитаемый вид, размещение указанных заявок в электронной базе данных и предоставление независимым перевозчикам за плату доступа к указанной базе данных.

ООО «Инфосервис» разработаны и утверждены Правила оказания информационных услуг «Службой заказа такси Maxim» (далее – Правила), которые размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.taximaxim.ru.

Согласно пункту 1.3 Правил «Служба заказа такси Maxim» безвозмездно оказывает заказчику информационные услуги, направленные на внесение заявки в программно-информационный комплекс и информирование заказчика об исполнении заявки.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил «Служба заказа такси Maxim» безвозмездно оказывает информационные услуги, направленные на передачу заявки заказчика перевозчику и информирование заказчика об исполнении заявки.

Согласно пункту 3.4 Правил «Служба заказа такси Maxim» безвозмездно размещает заявку заказчика в программно-информационном комплексе, предоставляя информационный доступ к программно-информационному комплексу перевозчику, который выбирает заявку, уведомляет о своем выборе «Службу заказа такси Maxim», указав время прибытия по выбранной заявке.

Оплата услуг перевозки осуществляется заказчиком перевозчику. Максимальная стоимость перевозки определяется программно-аппаратным комплексом «Службы заказа такси Maxim» автоматически исходя из длины маршрута, автомобиля, времени суток, погодных условий, характеристик выполняемых работ (пункты 6.1, 6.3 Правил).

Отношения между ООО «Инфосервис» и перевозчиками урегулированы регламентом работы Электронной информационной площадки ООО «Инфосервис» (далее – Регламент).

Статьей 14 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно: 

-совершаться хозяйствующими субъектами;

-быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-причинять или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации. 

ООО «Инфосервис» является коммерческой организацией, осуществляющей приносящую ей доход деятельность, в силу пункта 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом.

Как следует из положений Регламента, а также Правил, деятельность водителей посредством службы заказа такси Maxim возможна после прохождения ими аккредитации ООО «Инфосервис», открытия лицевого счета у ООО «Инфосервис».

Согласно пункту 7.1 Регламента максимальная стоимость заявки определяется оператором (ООО «Инфосервис»).

Пунктами 3.1-3.11 Правил определен порядок оказания услуг службой заказа такси Maxim, согласно которому службой заказа такси Maxim принимаются заявки заказчиков на услуги перевозок, указанные заявки регистрируются в базе данных службы заказа такси Maxim и размещаются в программно-аппаратном комплексе данной службы.

Служба заказа такси Maxim информирует заказчика о подаче транспортного средства, с указанием марки, модели, цвета и государственного номера транспортного средства.

Согласно пункту 3.9 Правил все претензии по ненадлежащему исполнению заявки заказчик вправе направить в службу заказа такси Maxim.

Таким образом, ООО «Инфосервис» является организатором перевозок легковым такси с использованием коммерческого обозначения «Служба заказа такси Maxim».

Как следует из представленных в Амурское УФАС России сведений, ООО «Инфосервис» аккредитованы и допущены к работе по осуществлению пассажирских перевозок легковым такси посредством использования принадлежащего ООО «Инфосервис» аппаратно-программного комплекса лица, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями и не имеющими разрешения на осуществление указанной деятельности.

Согласно информации МОМВД России «Благовещенский» (вх. от 16.04.2015 № 2345) сотрудниками ОИАЗ МОМВД России «Благовещенский» еженедельно проводятся мероприятия, направленные на выявление лиц, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом посредством служб заказа, в том числе, такси «Максим», по результатам данных мероприятий выявлено 16 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.

Как следует из представленных в Амурское УФАС России материалов административных дел, возбужденных по признакам нарушения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, мировым судом Благовещенского судебного участка к административной ответственности были привлечены, в частности: Масленников Д.В. (постановление от 22.08.2014 по делу № 5-1412/2014), Сорока Д.А. (постановление от 29.04.2014 по делу № 5-1046/14). Материалами административных дел подтверждается факт того, что потребителям, обратившимися по телефону 66-66-66 («Служба заказа такси Maxim»), услуги по перевозке пассажиров и багажа оказывали лица, не имеющие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и (или) не имеющими права на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, организация и осуществление пассажирских перевозок легковым такси гражданами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и (или) не имеющих разрешения на осуществление таких перевозок, противоречит законодательству Российской Федерации.

Комиссией отклоняется довод ответчика о том, что ООО «Инфосервис» не обязано проверять наличие у привлекаемых к осуществлению перевозок водителей разрешение на осуществление данной деятельности в связи со следующим.

ООО «Инфосервис», используя коммерческое обозначение «Служба заказа такси Maxim», принимает от заказчиков (клиентов) заявки на осуществление перевозки легковым такси, доводит указанные заявки до сведения аккредитованных им водителей, извещает заказчика (клиента) о прибытии транспортного средства.

Таким образом, принимая заявку на перевозку легковым такси, ООО «Инфосервис» обязуется обеспечить заказчику прибытие транспортного средства, имеющего разрешение на осуществление деятельности легкового такси.

В противном случае заказчик может быть введен в заблуждение относительно лица, осуществляющего его перевозку, а также качества и безопасности оказываемой услуги.

Согласно статье 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как было указано выше, ООО «Инфосервис» является организатором перевозок легковым такси с использованием коммерческого обозначения «Служба заказа такси Maxim», осуществляет деятельность на рынке услуг легкового такси  г. Благовещенска, в частности, осуществляет мероприятия по приему заявок потребителей на заказ такси, доводит указанные заявки до аккредитованным им лиц (водителей), информирует потребителей о прибытии транспорта, устанавливает максимальную стоимость перевозок, получает доход от указанной деятельности в виде отчислений водителями части платы за услуги по перевозке.

Кроме того, ООО «Инфосервис» на территории г. Благовещенска размещается реклама собственной деятельности в указанной сфере.

Вышеуказанные действия влияют/могут повлиять на перераспределение спроса на услуги перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории    г. Благовещенска в пользу ООО «Инфосервис».

Таким образом, ООО «Инфосервис» является конкурентом ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> и иных хозяйствующих субъектов на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Благовещенска, включая услуги по организации таких перевозок.

Вышеуказанные действия ООО «Инфосервис» направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, причинили/способны причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам.

Пунктом 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к лицам, осуществляющим перевозки легковым такси, применяются следующие требования:

- водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

Организация перевозок легковым такси лицами, не имеющими разрешения на осуществление такой деятельности, позволяет устанавливать плату за услуги легкового такси в меньшем размере, чем у хозяйствующих субъектов-конкурентов за счет отсутствия расходов на осуществление контроля технического состояния транспортного средства, на прохождение водителями предрейсовых медицинских осмотров и иных расходов, связанных с необходимостью соблюдения требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения.

Как следует из сведений, представленных в Амурское УФАС России ИП <…>, ИП <…>, выручка указанных хозяйствующих субъектов от осуществления деятельности по перевозкам легковым такси имеет тенденцию к снижению.

Так, по сведениям ИП <…>, выручка предприятия за январь 2014 г. составила 7 000 000 рублей (70000 заказов), за январь 2015 – 5 667 225 рублей (58425 заказов), за период январь 2014 – март 2015 наблюдается тенденция к снижению ежемесячного объема выручки.

По сведениям ИП <…>, выручка предприятия за январь 2014 г. составила 7 593 947 рублей, за январь 2015 г. – 2 223 228 рублей (за период январь 2014 – март 2015 наблюдается тенденция к снижению ежемесячного объема выручки).

Таким образом, комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО «Инфосервис», выражающиеся в организации перевозок легковым такси лицами, не имеющими разрешения на осуществление такой деятельности в нарушение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, нарушают часть 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

 

Рассматривая вопрос о необходимости выдачи предписания комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе:

- о прекращении недобросовестной конкуренции;

- о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что ООО «Инфосервис» прекратило действия, признанные настоящим решением недобросовестной конкуренцией, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.

 

  Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Инфосервис», выражающиеся в организации перевозок легковым такси лицами, не имеющими разрешения на осуществление такой деятельности в нарушение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, нарушающими часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Инфосервис» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                              <…>

 

Члены комиссии                                                                             

 

<…>

 

                                                                                                       <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны